Ирина Малай
Проект по художественно-познавательному развитию детей в средней группе на тему «Русские народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Прекрасен сказок мир воздушный-
к нему с младенчества привык,
мне мил и дорог простодушный,
животворящий их язык.
К. М. Фофанов.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Публикация «Проект по художественно-познавательному развитию детей в средней группе на тему „Русские народные сказки“» размещена в разделах
Именно поэтому актуальностью данного проекта состоит в том, чтобы вызвать интерес к русским народным традициям. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально — чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается. В сказке есть четкая граница : это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший.
Поэтому использование сказок для формирования общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как наблюдается тенденция к снижению традиций русского народа, его обычаев.
Именно поэтому решили через сказку воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, что самое доступное и любимое детьми на данном этапе.
Гипотеза: ознакомление с русскими народными сказками позволит детям в игровой форме познакомится с традициями и обычаями русского народа, расширит их кругозор, будет способствовать развитию личности ребенка, развитию его творческих, исследовательских и коммуникативных навыков.
Паспорт проектной деятельности. Возраст детей на которых рассчитан проект : 5-й год жизни.
Направленность развития детей, в рамках которых будет проводиться работа по проекту : комплексное ( разные виды деятельности: ручной труд, слушание и пересказ сказок, театрализованная деятельность, познавательная деятельность, продуктивные виды деятельности: лепка, рисование).
Участники проекта : дети средней группы и родители воспитанников.
Тип проект : информационно-познавательный, творческий.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: проект рассчитан на учебный год.
Формы работы:
• беседы
• показ спектаклей и сказок
• продуктивная деятельность детей
• праздничные мероприятия
• выставки творческих работ детей и родителей.
Цель проекта : Расширить представления детей о русских народных сказках, привить любовь и интерес к русскому народному творчеству.
Исходя из поставленных целей были определены следующие задачи:
• воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры, народному творчеству.
• формировать и закреплять знания у детей о русских народных сказках, прививать любовь к книге.
• развивать речь, творчество у детей, а также эмпатию и толерантность на основе содержания русских народных сказок.
• укреплять взаимоотношения с родителями.
Содержание проекта
Формы работы с детьми и родителями Задачи Время
Занятие с детьми по знакомству с русскими народными сказками. Формировать представление о любви родине, воспитывать уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. В течение учебного года
Изготовление атрибутов Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность. В течение учебного года
Театрализованные представления Побуждать детей к творческой самореализации. три представления
Взаимодействие с родителями Привлечение родителей к созданию экспонатов.
В течение учебного года
Данный проект включает в себя следующие этапы:
Подготовительный этап.
• Изучить познавательную и методическую литературу о роли русской народной сказки в нравственном воспитании детей, а так же интернет ресурсы;
• Беседа с родителями о том, какие русские народные сказки есть в домашней библиотеке;
• Сбор материала (иллюстраций, картинок и сказок).
• Составление перспективного плана.
Оснащение предметно – развивающей среды.
• Подобрать русские народные сказки по возрасту детей.
• Оформить дидактические игры: «Теремок» (расскажи сказку по картинкам).
• Сделать картотеку дидактических игр (по сказкам).
• Подобрать загадки по русским народным сказкам.
• Подобрать раскраски по сказкам.
Основной:
• — знакомство с русскими народными сказками в группе и дома;
• — просмотр мультфильмов по сказкам; чтение стихов про героев сказок;
• — инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов театров;
• — дидактические игры;
• — загадывание загадок по сказкам;
• — подвижные игры;
• — раскрашивание персонажей сказок;
• — выполнение совместной аппликации по сказке «Колобок»;
• — изготовление поделок «Любимые герои русских народных сказок»;
• — выполнение совместной лепки по сказке «Репка»;
• — рассказывание сказок с помощью схем;
• — строительство теремка, его заселение «жителями»;
• — составление сказок из кубиков;
• — выкладывание сказок из пазлов;
• — настольные игры;
• — выставка книг по русским народным сказкам;
• — инсценирование сказки «Теремок» с музыкальным сопровождением;
• Заключительный:
• — выставка поделок «Мой любимый герой»;
• — альбомы сказок, сочиненных детьми вместе с родителями;
• — выставки книг, аппликации;
• — изготовление альбомов, дидактических игр.
Предполагаемый результат: К концу года дети должны иметь представление о богатстве русской народной культуре, национальных особенностях характера и быта русского человека.
Перспективный план
"Русские народные сказки. "
Средняя группа
Виды деятельности Тема: Цель
Коммуникативная Пересказ сказки :
«Заяц-хвастун» Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту. Учить пересказывать сказку выразительно передавая диалог персонажей.
Познавательно-исследовательская «Три медведя»
Цель: Продолжать знакомить детей с русской избой, развивать интерес к семейным традициям. Продолжать развивать воображение детей.
Художественная литература «Крылатый, мохнатый да масленый»
«Два мороза» Цель: Показать детям силу коллективизма («там, где трудно одному, сделаем с друзьями») Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества.
Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).
Бытовой труд изготовление масок к сказке «Колобок» Цель: Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность.
Конструирование «Царевна-лягушка»
Театрализованное представление «Теремок»
Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига. Упражнять детей в складывании квадрата по диагонали совмещая противоположные углы. Познакомить с новыми способами техники оригами.
Цель: Вызвать интерес к русским традициям : помощь ближним, уважение друг к другу. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.
Музыкальная деятельность Разучивание песни «Дружба крепкая» Цель: Развитие музыкальности, формирование эмоционально-положительного отношения к сверстникам.
Игровая деятельность
Игра инсценировка «Репка» Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания.
Двигательная деятельность
Подвижная игра «Волк и семеро козлят» Упражнять детей в прыжках через скакалку.
Изобразительная деятельность (рисования) по мотивам сказки : «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
(лепка) по мотивам сказки «Лиса и журавль»
(аппликация) по мотивам сказки : "Заюшкина избушка"
Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение. Закреплять умение располагать изображенное на листе бумаги, рисовать крупно; развивать чувство цвета, ритма. Развивать воображения и мышления.
Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку трудных ситуациях. Закрепить умение разминать, катать шары и колбаски из пластилина.
Цель: Познакомить детей с предметами русского быта. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Учить детей давать на одной аппликативной основе образы разных сказочных избушек – лубяная для зайчика, а ледяную для лисы.
Подбор сказок для детей средней группы
Название сказки Цель
"Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Гуси- лебеди" Вызвать интерес к русским традициям : помощь ближним, уважение к старшим. воспитывать чувство ответственности за порученное дело, доброту, любовь друг к другу.
"Крылатый, мохнатый да масленый", "Курочка, мышка и тетерев" Показать детям силу коллективизма, "там, где трудно одному, справимся с друзьями"
"Лисичка-сестричка и серый волк", "Лиса и журавель", "Золотое веретено", "Лисичка со скалочкой". Воспитывать честность порядочность, гостеприимность.
"Каша из топора" Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа.
"Хаврошечка", "Снегурочка", "Морозко" Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.
"У страха глаза велики" Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту.
"Царевна-лягушка", "Сивка-бурка" Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.
"Мужик и медведь" Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.
"Два мороза" Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).
Вывод данный проект предполагает погружение в единый сказочный сюжет. Содержание сказок специально подбираются таким образом, чтобы перекликались бытовые сюжеты с героическими поступками. В работе с родителями предполагает использование различных приёмов работы и прежде всего, привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных представлений. Итогом нашей работы будет выставка творческих работ детей.