Александра Александровна Ганцева
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта :
«Сказка как средство нравственно–патриотического воспитания»
Название проекта :
Гражданско-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»
Тип: социально-педагогический
Вид: ролевой-игровой, меж предметный
Продолжительность проекта : долгосрочный (октябрь 2023 – март 2024 г.)
Возраст участников проекта : младший - средний
Публикация «Проект по гражданско-патриотическому воспитанию „Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Партнё ры: воспитатели, родители
Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы
Форма работы: групповая, фронтальная
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
Актуальность проекта
В дошкольном возрасте формируются основы личности ребенка, его ценностные ориентации и отношение к окружающему миру. Гражданско-патриотическое воспитание играет важную роль в этом процессе, направляя развитие детей к формированию гражданственности, патриотизма, уважения к истории и культуре своей страны. Одним из эффективных инструментов такого воспитания являются русские народные сказки, которые не только увлекательны и интересны для детей, но и несут в себе глубокие мудрые уроки и ценности.
Однако, на сегодняшний день отсутствует систематизированный подход к использованию русских народных сказок в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников. Это приводит к неоптимальному использованию потенциала сказок в формировании у детей понимания и уважения к своей стране, культуре, природе и людям.
Целью данного исследования является разработка методик работы с русскими народными сказками в дошкольном учреждении с целью гражданско-патриотического воспитания детей. Для достижения этой цели необходимо изучить потенциал русских народных сказок в гражданско-патриотическом воспитании, определить выбор сказок, разработать методики работы с ними, провести занятия и проанализировать их влияние на воспитание детей.
В рамках исследования будут рассмотрены психологические аспекты использования русских народных сказок, формирование положительных качеств у детей, пропаганда уважения к природе, осуждение отрицательных качеств, влияние на формирование ценностей, а также сравнительный анализ современных методик воспитания. Будут рассмотрены интерактивные формы работы с сказками, их эмоциональное воздействие на детей дошкольного возраста.
Таким образом, данное исследование имеет практическую значимость для педагогов дошкольных учреждений, родителей и всех, кто заботится о гармоничном развитии детей и их воспитании в любви к Родине и окружающему миру.
Цель проекта : Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
- Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;
Развивающие:
- Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т. д.);
- Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
- При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности, посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств;
Воспитательные :
- Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;
- Воспитывать у детей уважение к самому себе;
- Пробуждать интерес к сказкам;
- Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости;
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Линии развития личности:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие мышления и воображения;
- речевое развитие;
- эстетическое развитие;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.
Ожидаемый результат:
Реализация данного проекта позволит :
- заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Обеспечение проекта :
Теоретическое обеспечение:
- программная литература по проектированию : Романова Т. А. «Проектирование развития ДОУ»,
- журналы: «Дошкольное образование», «Ребёнок в детском саду» 2009 №2, «Детский сад от А до Я» 2008 №3, «Современный детский сад» 2009 №3, Л. П. Стрелкова «Уроки сказок». М., 1989
Методическое обеспечение:
- создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);
- «Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»;
Диагностика-дидактическое обеспечение:
- дидактические игры;
- дидактическое пособие «Играем в сказку»;
Материально– техническое обеспечение:
- мультимедийное оборудование, проектор, видеомагнитофон.
Методы проекта :
познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.
Осуществление проекта : проект реализуется в несколько этапов
1 этап. Подготовительный
Диагностика и определение уровня развития детей (характеристика речевых способностей; наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка).
Чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, изучение иллюстраций.
2 этап. Основной
Организационные формы работы
Разделы проекта Виды деятельности воспитателя Виды деятельности детей
Художественно – речевая деятельность Занятие по ФЭМП, развитию речи и
художественной литературы, по окружающему миру Рассказывают сказки, придумывают сказку по картинкам, делают выводы: чему учит сказка; развивают воображение, формируют знания
Настольный кукольный театр Показ сказок «Волк и семеро козлят»
«Репка», «Теремок» Обыгрывание ролей, распределение ролей; вывод: какой урок извлекли, какими моральными качествами наделены герои
Варежковатый театр Показ сказки «Колобок», помогает детям делать выводы Озвучивают действия героев
Пальчиковый театр «Гуси - лебеди» показывает технику пальчикового театра Развивают мелкую моторику рук
Инсценировка сказок
«Теремок», «Репка» Помогает детям в распределении ролей, нацеливает на выводы «Превращение» в изображаемых персонажей, формулируют своё отношение к героям, делают выводы: чему учит сказка
Игровая деятельность Дидактические игры: «Узнай сказку»
«Собери сказку»
«Кто лишний». Воспитатель «вводит в сказку», используя «волшебный элемент» Размышляют, думают над вопросами; развивают память, мелкую моторику
Изобразительная деятельность Организует выставку работ, оказывает практическую помощь Выражают своё собственное отношение к героям сказок в виде рисунков и поделок
Работа с родителями Помогает в организации совместного досуга Инсценировка сказки «Теремок», совместный досуг «Путешествие по сказкам»
совместная изобразительная деятельность, изготовление поделок;
сочинение сказок на патриотическую тему
Рефлексивно-оценочный этап:
В конце проекта организовали
Совместный досуг: «Путешествие по сказкам». Дети демонстрировали, что сделали своими руками: рисунки к сказкам, поделки; отвечали на вопросы викторины «Закончи сказку», высказывали своё мнение, что нового они узнали, чему научились; инсценировка сказки : «Теремок».
Результативность проекта :
- Дети научились понимать смысл сказок
- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
- С чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины
- Проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев
- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,
- Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
- Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
По результатам диагностики видно, что работа по проекту дала положительные результаты. Если на начало проекта доля высокого уровня -25%, то на конец проекта -70%.
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволяет реализовать возможности воспитания патриотизма у детей в младшем возрасте.
- Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и родителей, как образцов патриотизма.