Коробкова Татьяна
Проект по ФЭМП «Веселая математика» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по ФЭМП «Веселая математика» в старшей группе.
Паспорт проекта
ТЕМА ПРОЕКТА «Веселая математика»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Публикация «Проект по ФЭМП „Веселая математика“ в старшей группе» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
ТИП ПРОЕКТА познавательно-игровой (использование игровых методов и приемов, групповой
АКТУАЛЬНОСТЬ
ПРОЕКТА Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Математика необходима большому числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с дошкольного возраста.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить познавательный интерес в формировании элементарных математических представлений посредством развивающих игр.
Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими “бездушными” упражнениями
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развить внимание, память, мышление, воображение, логику мысли, рассуждений, смекалку ребёнка. Играя, он может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредствам развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры с математическим содержанием.
ПРОБЛЕМА Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др., эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».
В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
ЗАДАЧИ ПОЕКТА Для детей:
Обучающие задачи:
- развивать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- развивать умение соотносить число (в пределах 10) с количеством предметов.
- закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры.
- закреплять умение определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и к другому предмету.
- совершенствовать умение называть части суток, последовательность дней в неделе.
-совершенствовать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходств и различия отдельных предметов и совокупностей.
Развивающие задачи:
- развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать. - способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Для педагогов:
- изучить литературу по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
- обогатить предметно-развивающую среду по данной теме
-составить картотеку игр с математическим содержанием.
- разработать план проект по «Формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры».
- использовать интерактивные игры, презентации, упражнения на внимание и смекалку.
Для родителей:
- организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.
- повысить уровень родительской компетентности по вопросам ФЭМП детей.
- вовлечь как можно больше родителей в жизнь детского сада.
- активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений дома.
СРОКИ долгосрочный (в течении года)
1. По количеству участников: групповой
2. По направленности: предметный (математическое развитие)
3. По типу: По контингенту участников: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Пояснительная записка
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития.
В XVII-XIX в в. Вопросы содержания и методов обучения детей в дошкольном возрасте арифметике в формировании представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве, нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как : Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Рихтерман, А. А. Столяр, А. С. Метлина и др. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.
Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. По словам Л. С Выготского: «… научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»
Н. А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-дидактические, игры-инсценировки, словесные и игровые приемы, дидактический материал.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр, рассматривается как следствие обучения математическим знаниям.
Ожидаемый результат
Использование развивающих игр в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников, активизируют познавательную деятельность детей.
Благодаря играм удастся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых не собранных детей.
Сроки работы.
1. Этап — подготовительный
2. Основной
3. Аналитический (май).
Этапы реализации
1. Этап. Выявление уровня развития. Изучение и подбор литературы
2. Этап. Организация совместной деятельности по ФЭМП с использованием развивающих игр в течение учебного года
3. Этап. Анализируются результаты проведенной работы.
План реализации проекта
Этапы работы Содержание работы Задачи
I. Этап
сентябрь Самостоятельная деятельность детей
1. Изучение методической литературы
2. Составление перспективного планирования
3. Обмен опытом с другими педагогами
4. Социальное партнерство
II. Этап
Октябрь 1. Дид. Игра «Покажи столько же»
2. Игра с палочками
3. «Какая фигура лишняя»
4. «Четвертый лишний» Продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками (числовыми фигурами)
Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры
Закрепление знаний о геометрических фигурах и их свойствах
Продолжать упражнять классификации предметов по признакам
Ноябрь 1. «Кто назовёт больше»
2. «Сложи узор»
3. «Сложи квадрат»
4. Консультация для родителей «Роль дидактической игры в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста
5. Анкета для родителей
«Игровое окружение ребенка в семье» Продолжать учить узнавать геометрические фигуры в окружающем
Выявить умение составлять узор из геометрических фигур на плоскости в соответствии с их расположением на образце
Закреплять умение составлять целую фигуру из частей. Развивать мышление комбинаторные способности
Познакомить родителей с дидактическими играми
Выявить игровое окружение ребенка в семье
Декабрь 1. «Найди пару»
2. «Найди фигуру»
3. «Пифагор»
4. Игра со счетными палочками Продолжать учить соотносить цифру с числом
Продолжать учить различать геометрические фигуры
Упражнять в сравнении треугольников и квадратов по размеру, составлении из них новых геометрических фигур
Закрепить умение детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения
Январь 1. «Расставь предметы в комнате»
2. Логика «Ассоциации»
3. «Формы»
4. «Сложи узор»
Ориентировка на плоскости, умение нарисовать предмет в нужном направлении.
Формировать умение рассуждать, делать свои умозаключения.
Закрепить геометрические фигуры, учить находить похожие на них предметы.
Развивать пространственные представления.
Февраль 1. «Назови скорей»
2. «Игра с палочками»
3. «Цифры»
4. «Отсчитай столько же» Развивать умение называть последовательно дни недели.
Упражнять в умении составлять геометрические фигуры из счетных палочек, развивать воображение.
Развивать умение сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке.
Продолжать учить отсчитывать на одну больше (меньше) чем показывает цифра.
Март 1. «Не ошибись»
2. «Сделай фигуру»
3. «Что изменилось»
4. «Сколько и где» Упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу.
Упражнять в различении геометрических фигур, упражнять в ориентировке на плоскости.
Развитие внимания, речи, закрепление изученных детьми пространственных отношений.
Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, использовать слова: сколько, наверху, внизу, слева, справа, под, над.
Апрель 1. Игра «Танграм»
2. «Кто больше назовет»
3. «Геометрическое домино»
4 Консультация для родителей
«Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»
Упражнять в складывании силуэта по образцу (и без). Развивать воображение
Упражнять в классификации предметов по разным признакам
Закрепление знаний о геометрических фигурах и их свойствах
Познакомить со значением игр с математических содержанием
III. Этап
Май 1. Загадки
2. Консультация для родителей «Математические игры»
3. Познавательное занятие «Путешествие в мир математики» Закрепление знаний о цифрах, умение соотносить цифру с количеством
Познакомить с разнообразием игр
Закрепить знания на основе выполнения игровых упражнений
Результаты проекта
Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Литература:
1. Воспитатель ДОУ №2 2009г. — Решение логических задач.
2. Воспитатель ДОУ №6 2008г. — Игра как средство развития ЭМП у дошкольников.
3. Математика для детей Е. В. Колесникова 2008г.
4. Колесникова Е. В «Математика для детей 6-7 лет.
5. Новикова В. П «Математика в Детском саду».
6. Михайлова З. А «Занимательные материалы в обучении дошкольников в элементарной математике» Детство – пресс 2001г.