Афанасьева Светлана Сергеевна
Проект по ФЭМП у дошкольников через дидактические игры «Первые шаги в математику»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема
Систематизация работы по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе детского сада.
Цель
Формирование и развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Задачи
Публикация «Проект по ФЭМП у дошкольников через дидактические игры „Первые шаги в математику“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
• Создание предметно-развивающей среды для обогащения и накопления математического опыта детей.
• Использование дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности.
• Взаимодействие с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей.
Участники проекта
1. Дети 1 младшей группы
2. Педагоги группы
3. Родители
Вид проекта:
познавательно – игровой.
Сроки
реализации
1 этап – организационно-подготовительный – сентябрь
2 этап - основной – октябрь-апрель
3 этап – заключительный - май
Этапы реализации проекта
I этап организационно-подготовительный.
Задачи:
-Пробудить интерес к дидактическим играм по ФЭМП у детей дошкольного возраста
Содержание работы: Изучение литературы;
II этап основной.
Задачи:
-Ознакомление детей с дидактическими играми по ФЭМП;
-Формировать у детей умение различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
-Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Содержание работы:
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми;
Подбор и изготовление дидактических игр;
Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое ФЭМП и почему так важно развивать эти умения?»;
Консультации для родителей: «Формирование и развитие элементарных математических способностей у детей младшего возраста»;
Дидактические игры:
«Геометрические фигуры», «Найди пару», «Что катится», «Подбери по цвету», «Разложи по форме», «Разложи по величине», «Найди свой домик», «Назови правильно», «Игры с пробками», «Собери бусы», «Открой коробочку и т. д.».
Проведение с детьми НОД по ФЭМП: «В гостях у гномов». Художественно - эстетическое развитие. Лепка»: «Зёрнышки для петушка».
Художественно - эстетическое развитие. Рисование: «Рисунке на песке»
Ознакомление с художественной литературой: Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко».
III этап заключительный
Задачи:
- закрепить знания к дидактическим играм по ФЭМП.
Реализация:
Приобретение и создание авторских дидактических игр по ФЭМП;
Проведение работы с родителями на тему: «Что такое ФЭМП». Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей;
Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
Проведение дидактических игр и игр-занятий;
Исследовательская деятельность детей.
Перспективное планирование образовательной деятельности по ФЭМП в первой младшей группе
Сентябрь.
1 неделя
1 неделя
Количество
2 неделя
Величина
ля
3 неделя
Разноцветная страна
4 неделя
В стране фигурок - человечков
«Матрёшки»
Цель: развивать умение различать количество предметов, используя слова «один-много».
«Хоровод матрёшек»
Цель: развивать умение различать предметы контрастной величины, используя слова «большой-маленький».
«В лес пойдём -земляничку найдём»
Цель: развивать умение группировать предметы по одному из сенсорных признаков (цвет).
«Что катится - что не катится?»
Цель: формировать умение различать предметы по форме, называть их, производить с ними действия.
Октябрь.
«Найди окошко» Цель: определение формы, размера предмета.
«Цветные кубики»
Цель: восприятие цвета. «Собери пирамидку» Цель: зрительное определение величины. «На что похоже» Цель: определение формы предметов.
Ноябрь.
«Курочка и цыплята»
Цель: учить детей выделять отдельные предметы из группы, устанавливать отношения между понятиями «один-много».
«Мишка и шишки»
Цель: формировать представления о размере двух предметов «большой-маленький».
«Осенние листья» Цель: упражнять детей в раскладывании предметов по подобию на полосках разного цвета.
«Спрячь кубик -спрячь шарик» Цель: формировать умение различать предметы по форме и называть их; кубик, шарик.
Декабрь.
«Курочка и цыплята»
Цель: учить детей выделять отдельные предметы из группы, устанавливать отношения между понятиями «один-много».
«Разрезные картинки»
Цель: развитие зрительного восприятия. «Хлоп- хлоп» Цель: выполнение соответствующих движений по словесной инструкции и цветовому сигналу. «Спрячь кубик -спрячь шарик» Цель: формировать умение различать предметы по форме и называть их; кубик, шарик.
Январь.
«Сколько мячиков?»
Цель: развивать умение различать количество предметов: много –один – ни одного.
«Большие и маленькие мячи» Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя величину, включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним.
«Нарисую море» Цель: учить выделять предметы по одному сенсорному признаку (цвету, акцентировать внимание на синий цвет.
«Кубики и кирпичики»
Цель: формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, тактильно обследовать предметы.
Февраль.
«Жила у Маши собачка»
Цель: дать представление о том, что количество предметов не изменяется от их иного расположения.
«Собери снеговика»
Цель: привлекать внимание к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой круг – маленький круг)
«Найди пару»Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет, устанавливать сходство и различия между предметами, имеющими одинаковое название. «Чудесный мешочек»
Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя их форму, обогащать непосредственный чувственный опыт, включая все виды восприятия.
Март.
«Собираем игрушки для матрёшки»
Цель: учить выделять количество предметов (один, много, отвечать на вопрос «сколько» (один, много).
«Цветы для мамы»
Цель: привлекать внимание к предметам контрастных размеров (большие и маленькие цветы и бабочки, их месторасположению
«Подарки для мамочки» Цель: формировать умение обследовать предмет, выделяя их цвет, развивать умение устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков. «Подарим кукле бусы»
Цель: чередование цвета по заданному образцу.
Апрель.
«Ёжики и белочки» Цель: дать представления о пространственных отношениях; вверху, внизу, посередине.
«У кого уши длинные, а хвост короткий»
Цель: познакомить с понятиями «длинный», «короткий», обучить сравнивать предметы по длине методом приложения.
«Разноцветная одежда»
Цель: формировать умение выделять и называть цвет предмета, подбирать предметы по тождеству (найди такой же). «Что везём в грузовике?»
Цель: учить соотносить форму предмета с её названием, группировать предметы по одному сенсорному признаку (форма).
Май.
«Поезд»
Цель: накапливать опыт по практическому освоению окружающего пространства (помещение группы) «Широкая дорожка – узкая тропинка» Цель: учить сравнивать предметы по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения. «Одуванчики» Цель: развивать умение устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет)
«Где спрятались фигурки?»
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, пространственных отношениях (на, под, около).
Результаты проекта:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
У детей вырос уровень знаний по формированию элементарных математических представлений;
Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
Практическая значимость проекта;
Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах;
Разработка дидактического материала и дидактических игр;
Разработка методических рекомендаций для родителей;
Перспективы развития проекта:
Дальнейшая непрерывная систематическая работа на ФЭМП;
Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
Продолжение работы по использованию проектных технологий по ФЭМП;
Ознакомление с опытом работы педагогов, коллег (выступление на педсоветах, методических объединениях.