Наталья Набокина
Проект по формированию экологического сознания у дошкольников 5–7 лет «Юные любители природы» в коррекционной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Юные защитники природы».
Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста
Актуальность проблемы: Нужно ли детям знать об экологии? Конечно! Можно сколько угодно быть против мусорных полигонов или вредных заводов. Но это слова! Пока все не научатся мыслить экологически, никакие единичные призывы что-то исправить действовать не будут.
Публикация «Проект по формированию экологического сознания у дошкольников 5–7 лет „Юные любители природы“ в коррекционной группе» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
А начинать приучать к экологическому мышлению нужно с самого раннего детства, еще до школы!
Ни для кого не секрет, что в последнее время возросла экологическая неграмотность людей, потребительское, а порой и варварское отношение к природе. Именно поэтому мы должны уделить большое внимание экологическому развитию наших детей. Уважительное отношение к природе нужно доказывать поступками.
Воспоминания о природе, полученные в детстве, долгое время не забываются, формируют крепкую базу для дальнейшего её познания.
Большое значение в экологическом образовании дошкольников имеет опытно-исследовательская деятельность в естественных условиях. Получить эти знания можно только на реальном опыте.
Большинство педагогов считают - исследование окружающих объектов в дошкольном возрасте, с помощью опытов, принесет успех в дальнейшей школьной деятельности. В результате исследований ребенок приобретает определенные познавательные навыки: учится наблюдать, экспериментировать, составлять планы работы, делать прогнозы, сравнивать, анализировать, делать выводы, одним словом развивает познавательные способности.
По этой причине, детям дается возможность приобщиться к экспериментальной работе, как к основному методу познания окружающего мира.
Цель проекта : Создание условий с целью формирования у детей и их родителей базы по экологической культуре, правильного поведения в природе, уважительного отношения к окружающему миру.
Задачи проекта :
• формировать систему знаний о неживой и живой природе;
• воспитывать у дошкольников бережное отношение, любовь к природе родного края;
• формировать экологическую культуру, активную жизненную позицию дошкольников через совместную деятельность детей, родителей и педколлектива;
• развивать познание дошкольников через экспериментальную и исследовательскую деятельность;
• создавать условия для самостоятельной деятельности по сбережению и совершенствованию окружающей среды;
• развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление).
Тип проекта : исследовательско-творческий.
Вид проекта : долгосрочный (с сентября по май).
Участники проекта :
1. воспитанники детского сада;
2. воспитатели;
3. родители.
Образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Художественно-эстетическое развитие.
3. Речевое развитие
4. Познавательное развитие
5. Физическое развитие
Этапы проекта :
1-й — Подготовительный (составление плана проекта);
2-й — Основной (реализация плана проекта);
3-й — Заключительный (подведение итогов).
Предполагаемый результат:
• приобретение воспитанниками детских садов навыков аккуратного, созидательного отношения к окружающей природе, расширение кругозора;
• активная работа родителей по совершенствованию эколого-образовательного пространства ДОУ;
• формирование у детей таких качеств как, нравственность, сострадание.
• развитие творческих способностей, чуткое отношение к миру, эстетический вкус, коммуникативные навыки;
• развитие умственных способностей дошкольников, с помощью экспериментов, исследований, анализа, умения делать выводы;
• единение детского коллектива;
• формирование опыта безопасного поведения в природе;
• создание в помещении и на территории и ДОУ предметно-развивающей среды, которая научит бережно относиться к окружающему миру;
• появление стремления контактировать с природой и отражать свои ощущения через разные виды деятельности;
• формирование осознанного, правильного отношения к нашей Планете и к человеку как части окружающей нас природы;
• формирование знаний об природных особенностях и обитателях родного края;
• воспитание трудолюбивого, любознательного поколения, готовому к открытиям.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
1. Подготовительный этап.
Постановка целей и задач, определение направлений, методов исследования, выбор материалов и оборудования. Определение ожидаемого общественно- значимого результата.
2. Основной этап.
Методическая работа:
• Создание развивающей экосреды в детском саду и на территории (клумбы, мастерская природного материала);
• Воспитательная деятельность на экологические темы ( материалы флоры и фауны Воронежской области: проведение презентаций, иллюстрации, альбомы, макеты, коллекции, гербарии, интернет ресурсы) :
1. беседы, аппликации
2. конструирование,
3. изобразительная деятельность,
4. чтение литературы,
5. дидактические игры,
6. игры: настольные, подвижные, сюжетно-ролевые.
Мероприятие
Время проведения
1. Сентябрь
Тема месяца: Изучение фауны родного края. Беседы, презентации и документальные фильмы о животных. Изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование)
2. Октябрь
Тема: Всё связано со всем. Формирование представления о «цепочках питания» в природе. Презентации, дидактические игры. Изобразительная деятельность.
3. Ноябрь
Тема: Что из чего состоит. Презентация, беседы о связи живой и неживой природы, изобразительная деятельность
4. .Декабрь
Тема: Зимующие птицы Воронежской области. Лепбуки, презентации, беседы, изобразительная деятельность.
Экологическая акция «Накормим птичек». Изготовление кормушек, их развешивание на территории детского сада.
5. Январь
Тема: Красная книга. Лепбуки, презентации, беседы, изобразительная деятельность.
6. Февраль
Тема :Дикие животные разных стран. Лепбуки, презентации, беседы, изобразительная деятельность.
7. Март
Тема: «Сдай батарейку – спаси ёжика». Как мусор вредит природе. Зачем нужен раздельный сбор мусора. Беседы, презентации, лепбуки, дидактические игры. Конкурс плакатов на экологическую тему.
8. Апрель
Тема: Перелетные птицы. Беседы, презентации, дидактические игры, изобразительная деятельность.
Акция «Украсим планету цветами» Посев семян цветов.
9. Май
Тема: «Наша планета- наш дом». Правила поведения в природе.
3. Заключительный этап.
Итоговое мероприятие: Викторина: «Знатоки природы»
Выводы: В процессе работы над проектом были достигнуты поставленные цели и задачи: обобщение и обогащение знаний детей в сфере экологического воспитания с помощью применения различных приемов и методов.
В течение всего периода работы над проектом формировалось эмоционально-чувственное отношение к объектам живой и неживой природы у детей, ценностное представление об организации природозащитной работы, способности к творческой, поисковой деятельности.
В ходе исследовательской деятельности у детей развивалось воображение, восприятие, мышление, формировались навыки экспериментальной деятельности, появлялось желание трудиться, видя результаты собственной работы в природных объектах.
Дошкольники учились передавать свои чувства в изобразительной и творческой деятельности.
Данная проектная работа по экологическому образованию детей достаточно эффективна, как в ДОУ, так и в повседневной жизни. Одним из важных факторов в экологическом воспитании, является личная убежденность педагога, умение заинтересовать, увлечь детей, коллег и родителей, и научить их любить, беречь и охранять природу.