Лузина Валентина Николаевна
Проект по формированию ранней профориентации для детей старшей группы «В мире профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по формированию ранней профориентации для детей старшей группы «В мире профессий».
Сроки реализации: долгосрочный.
Тип проекта : исследовательский, творческий.
Автор проекта : воспитатель - Лузина В. Н
Участники проектной деятельности : воспитанники и родители старшей группы «Вишенка»
Срок реализации проекта : сентябрь 2019 – май 2020г.
Актуальность:
Публикация «Проект по формированию ранней профориентации для детей старшей группы „В мире профессий“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.
Профориентация дошкольников это новое, мало изученное направление в дошкольном воспитании. В общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Васильевой М. А., Вераксы, Комаровой (Москва, Мозаика-Синтез, 2014, которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает микроскопически малое место.
Сложность работы заключается в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов и родителей, эта тема не вызывает волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому наша работа заключается, во-первых, в том, чтобы заинтересовать детей и родителей миром профессий. Это очень важно - иметь определенную подготовку по ранней профориентации. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, роль выбора профессии. Поэтому важно научить ребенка видеть и беречь красоту родной природы.
В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М. В. Крулехт и В. И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т. И. Бабаева и А. Г. Гогоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в дошкольном образовании.
Цель проекта : формирование ранней профориентации детей, посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.
Задачи проекта :
• формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
• обогащать и конкретизировать представления детей о профессиях;
• стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
• воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
• разработать и реализовать долгосрочный проект по формированию ранней профориентации детей 5-6 лет посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
• сформированные представления детей о профессиях и труде взрослых, сформированные представления старших дошкольников о собственной профессии;
• сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей воспитанников в жизни детей и структурного подразделения «детский сад»; повышение педагогической грамотности семей воспитанников;
• повышение уровня профессионального мастерства педагогов структурного подразделения «детский сад», обобщение педагогического опыта работы по данному направлению.
Этапы проекта :
I. Подготовительный этап.
II. Этап практической реализации проекта.
III. Заключительный – подведение итогов.
Подготовительный этап
- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Определение маршрутов экскурсий, подготовка к их проведению.
- Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
- Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическим содержанием.
Основной этап
Сентябрь
Просмотр презентаций «Профессии», «Все работы хороши», «Дело мастера боится»
Октябрь
Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»
Серия бесед: «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Мир профессий»; беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы; составление рассказов о профессии родителей.
Ноябрь
Составление фотоальбомов по профессиям «Профессии моей семьи»
Декабрь
Чтение художественной и познавательной литературы. Пополнение библиотеки и «полочки умных книг» новыми энциклопедиями, книгами, журналами по теме.
Январь
Выставка творческих работ на тему «Кем хочу я стать»
Февраль
Мастер-классы с родителями и детьми: золотые руки наших мам «Подарок для папы своими руками»
Март
Встречи с интересными людьми:
- ветеринар
- младший воспитатель «О важности профессии»
- работник полиции «Наша служба и опасна, и трудна…»
Апрель
Фотовыставка «Моя мама на работе»
Май
Игровая программа «Все профессии нужны, все профессии важны».
В течение всего времени реализации проекта.
Экскурсии: ФАП, магазин, библиотека, школа, ферма, почта.
Дидактические игры: «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом» ,«Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Что расскажет предмет».
Помощь родителей: Оформление атрибутов, пошив костюмов для сюжетно-ролевых игр: «Автомастерская», «Салон красоты», «ПДД», «Поликлиника», «Библиотека».
Оформление информации о проведенной работе по проекту для родителей (стенд)
Заключительный этап
Подведение итогов
Фотоальбом по профессиям «Профессии моей семьи»
Праздник «Все профессии нужны» с выступлением детей.
Список литературы
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва. 2002
2. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
3. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013
4. Бурмистова Н. Н., Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. № 9
5. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
6. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. М., 2014
7. Волкова Т. Р., Мишин А. В. Секреты поиска работы [Текст] : М. : Генезис, 2003. - 125 с.
8. Голицына Н. С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст] : перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М. : Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.
9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов - на-Дону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.
10. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст] : Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред. : Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.
11. Медведев Д. А. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]. Утверждена 04 февраля 2010 г. Пр-271.
12. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] : учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.
13. Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст] : практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М. : Генезис, 2010. - 48 с.
14. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012
15. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет. М., 2010
16. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013