Татьяна Становых
Проект по развитию речи детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в рамках ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Чайка»
Проект по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
через проектную деятельность в рамках ранней профориентации
Тема: «Все профессии важны, все в Междуреченске нужны»
Автор проекта :
Публикация «Проект по развитию речи детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в рамках ранней профориентации» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Становых Татьяна Анатольевна – воспитатель 1 категории
Междуреченск - 2019
Содержание:
1. Введение (проблема, цель проекта, задачи) 3 стр.
2. Этапы реализации 6 стр.
3. Результаты проекта 7 стр.
4. Список литературы 8 стр.
Введение
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в речевом развитии детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
• Потеря интереса к педагогической деятельности родителями.
• Существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей.
• Недостаточное внимание родителей к речевому развитию ребенка.
• Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.
• Дети не умеют последовательно излагать свои мысли.
• Дети не умеют декламировать стихи, речь монотонна, лишена эмоциональной окраски.
• Есть нарушения в произношении звуков.
В современном мире все чаще живое общение детям заменяют компьютер и телевидение, и эта тенденция растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается ко-личество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи ста-новится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к вы-воду, что помочь может театрализованная деятельность. Исследования известных педагогов: Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохиной, А. М. Шахнарович подтверждают, что театрализация является бла-гоприятной средой для творческого развития детей, мотивом на исправление их ре-чевых дефектов, а использование театрализованных игр способствует развитию связной и грамматически правильной речи, в ненавязчивой форме, подводит детей к приобщению и участию в театрализованной деятельности.
Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное твор-чество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизноше-ние, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет де-тям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Проблема
К сожалению, у детей снижен познавательный интерес и ограничены знания по теме «Профессии». В ходе бесед это подтвердилось. Дети имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже кем работают и каким де-лом заняты их родители. Они не знают место работы, название специальностей, тру-довые обязанности родителей. На вопрос «Кем работает твой папа?», можно услы-шать ответы: «Папа работает на компьютером», «Не знаю», «На работе», «В шахте», «В такси». Детские высказывания часто свидетельствуют, что, даже если ребенок и был на работе у своих мамы и папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.
Для углубленной работы по данной проблеме было принято решение об ор-ганизации проекта по развитию речи детей старшего возраста через театрализо-ванную деятельность в рамках ранней профориентации». Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и системати-зировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан проект по развитию речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность в рамках ранней профориентации «Все профессии важны - все в Междуреченске нужны».
Объект изучения: профессиональная деятельность взрослых.
Гипотеза: Этот проект сформирует у дошкольников представления о мире профес-сий через активизацию словарного запаса и познавательного интереса к людям труда; и будет способствовать зарождению профессионально ориентированных ин-тересов и склонностей у детей.
На основе вышеизложенного определена основная цель проекта – развитие речи через организацию театрализованной деятельности в рамках ранней профо-риентации.
Задачи для детей :
1. Обогащать и активизировать словарный запас по теме «Профессии. Орудии труда».
2. Развивать монологическую и диалогическую речь, выразительность речи по сред-ством театрализованной деятельности.
3. Расширять знания у детей о людях разных профессиях и орудиях их труда, пока-зать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества.
4. Учить детей самостоятельно искать информацию путем общения с родителями, сверстниками, окружающими, учить анализировать полученную информацию.
5. Объединить детей и родителей в совместной познавательной и творческой проект-ной деятельности;
6. Развивать творческие способности, при создании атрибутов к постановке.
Задачи для педагогов:
1. Самореализация, повышение творческого потенциала.
2. Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах речевого развития детей.
3. Создание и совершенствование развивающей предметно - пространственной сре-ды, обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.
Задачи для родителей:
1. Повысить уровень компетенции в вопросах речевого развития детей 6-7 лет.
2. Повыситьть активность родителей в жизни группы (Создание и совершенствование развивающей предметно - пространственной среды)
3. Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием личного примера.
Ожидаемый результат:
Для детей :
1. У детей произойдёт накопление и активизация словаря по теме «Профессии. Орудия труда», а также совершенствование связной речи.
2. Повышение темпа развития речи в целом за счет включения детей старшего дошкольного возраста в театрализованную деятельность;
3. Сформируются представления о профессиях, о профессиях своих родителей;
4. Дети смогут ориентироваться в мире профессий, смогут ответить на вопросы: что делает человек заданной профессии, где он работает, какие орудия труда ему для этого необходимы, какими качествами нужно обладать человеку, чтобы стать про-фессионалом своего дела (ребёнок сможет называть профессионально важные каче-ства представителей разных профессий);
5. Сформируется эмоционально-положительно отношение к трудовой деятельно-сти, труду в целом.
Для родителей:
Повысится заинтересованность родителей в вопросе развития речи детей че-рез театрализованную деятельность и важность знакомства с профессиями;
Оптимизация детско-родительских отношений.
Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Для педагогов:
Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах речевого раз-вития детей, в разработке и реализации детско-родительских проектов.
Тип проекта : информационно-творческий
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, воспи-татели, родители (законные представители).
Этапы реализации проекта :
Этап Содержание деятельности
I этап
Подготови-тельный
(с 10.01
по 15.02)
1. Создание информационной базы:
Планирование основных мероприятий, подобрать методическое со-провождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
2. Создание условий для активной самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей, которые бы способствовали формирова-нию представлений о мире профессий (обогащение развивающей предметно-пространственной среды- покупка и изготовление предме-тов, атрибутов, костюмов к сюжетно-ролевым играм, необходимого наглядно-демонстрационного и дидактического материала по теме «Профессии, орудия труда, инструменты», создание картотек игр и упражнений);
II этап
Основной
(с 15.01
по 20.02
Беседа «Что мы знаем о профессиях», «Кем работают мои родители», «Профессий много в мире есть»
НОД «Моя будущая профессия»
НОД «Орудия труда. Инструменты»
Чтение сказок, художественных произведений, стихотворений по теме «Профессии»
Рассматривание репродукций о профессиях
Викторина «Чья профессия нужней»
Виртуальная экскурсия по театру.
Совместная деятельность по изготовлению декораций, атрибутов, реквизитов
Подготовка к драматизации: разучивание ролей, подбор и подготов-ка костюмов и декораций (изготовление театральных афиш и биле-тов).
Индивидуальная работа с детьми по подготовке к драматизации сказ-ки, по развитию интонационной выразительности, пантомимы.
Комплекс игр «Развиваем речь, играя»
Дидактические игры по развитию речи по теме «Профессии»
Консультации для родителей: «Развитие связной речи в семье»,
«Развиваем речь, играя», «Развитие связной речи детей в подготови-тельной к школе группе», «Театральная деятельность в детском са-ду».
III этап
Заключи-тельный
(с 20.02
по 25.02)
Обобщение полученного опыта:
1. Итоговое мероприятие (показ театрализованного представления «Все профессии важны – все в Междуреченске нужны»)
2. Презентация проекта родителям, коллегам.
Продукты проектной деятельности :
- Театрализованное представление «Все профессии важны – все в Междуреченске нужны»
- Выставка рисунков «Моя будущая профессия»
- Альбом-презентация «Профессии родителей»
- Дидактические игры по теме
- Картотеки пословиц и поговорок, загадок о профессиях и орудиях труда
- Создан альбом с репродукциями картин по теме
- Демонстрационный материал «Предприятия Междуреченска»
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Шахтер», «Строитель», «ГИБДД».
Оценка эффективности проекта :
-повысился интерес к художественной литературе, театрализованной деятельности;
-обогатился игровой опыт детей;
-повысилась активность родителей воспитанников, проявляющаяся в участии в жизни детей в группе (сотрудничество, совместная подготовка к спектаклям, пошив костюмов, сопереживание, заинтересованность, понимание значимости развития речи и эмоционального мира детей); детско-родительские отношения оптимизиро-вались.
Результаты проекта :
Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким об-разом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание вы-полнять трудовые поручения, а также ребята стали больше уважительное отноше-ние к труду взрослых и результатам их труда. Дети сделали вывод, что все профес-сии важны, все профессии нужны. Мы считаем, что успешному решению задач про-екта во многом способствовали совместное творчество сотрудников детского сада, направленное на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития детей.
Список литературы
1. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. – М. : ТЦ Сфера, 2016.-176с.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. СПб. : КАРО, 2009.
6. Мы в профессии играем // www.solnet
7. Профессии родителей // https://nsportal.ru
8. Потакова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» М. : Творческий центр, 2013.