Елена Серебрякова
Годовой проект старшей группы «В мире профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Годовой проект
Старшей группы №32
«В мире профессий»
Введение
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.
По словам Министра образования и науки, “деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подростков уже сформированы жизненные приоритеты и ценности”. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.
Публикация «Годовой проект старшей группы „В мире профессий“» размещена в разделах
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: “Для родителей” или “Чтобы получать пятерки” и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего.
И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.
К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии.
Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно дать знания о трудовой деятельности людей и общественной значимости их труда, о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.
Сформировать положительного отношения к труду, умение практически выполнять доступные трудовые процессы, заинтересованность в выборе будущей профессии. Родители и педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде и профессиях взрослых. С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители, выпускники детского сада, социальные партнеры) в нашем детском саду был разработан и реализован профориентационный проект «В мире профессий».
Актуальность.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Однако и эти специальности всерьёз изменились благодаря развитию техники и внедрению цифровых информационных технологий во все сферы нашей жизни. Даже одни и те же профессии по должностным обязанностям называются по-разному.
Даже взрослым порой непросто бывает разобраться во всем многообразии современных профессий, к тому же часто имеющих иностранные названия. Как же ребёнку не потеряться в потоке такой информации? Как доступно для его понимания объяснить ребёнку кто такой эколог, менеджер, программист, визажист, мастер автомобильного тюнинга, дизайнер и другие современные профессии. Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела?
Во время занятий и игр с детьми я заметила, что у детей очень ограничены представления о профессиях, так как они имеют очень небогатый жизненный опыт. Они знают кем работает мама и папа, знакомы с профессиями, с которыми сталкиваются в жизни: воспитатель, продавец, полицейский, но их знания весьма поверхностны. Если они бывали на работе у родителей, то они все равно не поняли сути их бухгалтер»; - «А что она делает?» «Чай пьет, по телефону разговаривает».
Таким образом, считаю, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в дошкольном образовании.
Цель: Ввести ребенка в мир различных профессий, расширять представления дошкольников о труде взрослых, его результатах в общественной значимости для человека.
Задачи: -обогащать и конкретизировать представления детей о профессиях;
- формировать у детей обобщенные
представления о структуре трудового процесса;
-стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
-воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
-помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
- закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
Задачи для педагогов:
• создать в группе необходимую РППС для реализации проекта;
• разработать и реализовать долгосрочный проект по формированию ранней профориентации детей 5-6 лет посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности;
• обобщить опыт педагогической работы по данному направлению с целью его использования педагогической и родительской общественностью.
Вовлечение родителей в воспитательный процесс, к совместной деятельности с детьми, в профориентационное сопровождение.
Участники проекта :
воспитатели;
дошкольники 5-6 лет;
семьи воспитанников.
Срок реализации: 1.09.2018- 15.05.2019
Ожидаемые результаты:
Дети: имеют представление о разных профессиях; знают, где и кем работают родители, и в чем ценность их труда; соотносят результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии; имеют обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; используют предметы - заместители в качестве атрибутов для сюжетных и творческих игр.
Родители: Вовлечены в воспитание и профориентационное сопровождение детей.
Воспитатели: пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности, разработка пособий по ранней профориентации дошкольников на основе современных образовательных технологий.
Этапы проекта :
I. Подготовительный этап.
II. Основной этап.
III. Заключительный этап.
Подготовительный этап.
1. Изучение педагогической и методической литературы по проблеме раннего профессионального ориентирования детей 5-6 лет
Повышение уровня профессиональных знаний и умений.
2. Изучение методической литературы по созданию в групповом помещении РППС для трудового воспитания старших дошкольников
3. Разработка Плана практической реализации проекта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»
4. План практической реализации проекта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста».
5. Подготовка наглядного материала.
6. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей решению поставленных задач.
Основной этап.
Работа над проектом осуществляется :
• во время непосредственно-образовательной деятельности;
• в ходе режимных моментов;
• в самостоятельной деятельности.
• ситуативные разговоры, диалоги
• речевая ситуация
• игровая обучающая ситуация
• создание альбома «Горжусь профессией своей»
• отгадывание тематических загадок
• сюжетно – ролевые игры
• чтение и обсуждение художественной литературы, мультфильмов, стихов.
• оформление выставок детского творчества «Профессия моей мечты»
• экскурсии
• дидактические игры
• Тематические презентации
• Гостевые визиты представителей разных профессий
• Показ мастер – классов
План мероприятий по реализации проекта «В мире профессий».
Заключительный этап
• анализ и обобщение результатов проекта
• презентация проекта
• оформление выставки рисунков «Профессия моей мечты»;
• Создание альбома «Горжусь профессией своей»
• Создание лэпбуков.
Анализ
Анализ результатов повторного исследования позволил сделать вывод о том, что:
-большинство детей называют профессии родителей, знают, чем занимаются родители на работе и какую пользу приносят обществу;
-дети называют профессии тех, кто работает в детском саду и знают в чем состоит их работа;
-расширились представления детей о различных и редких профессиях. Некоторые дети мечтают выбрать профессии родителей. Например, ребенок говорит: «Я хочу стать инженером, как папа. Буду работать на заводе»; -дошкольники осознали не только материальные, но и общественно значимые причины труда;
-у детей повысился интерес к данной теме (выбор сюжетно-ролевых игр, вопросы детей к взрослым, беседы);
-произошло обновление развивающей предметно-пространственной среды в соответствии современных требований;
-разработана эффективная система работы по ознакомлению детей с профессиями;
-повысилась заинтересованность родителей в совместной работе по данной теме. Таким образом, раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
План мероприятий по реализации проекта
«В мире профессий»
№
п/п Наименование мероприятий Дата проведения Ответственные
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ
1. Беседы:
- «Кем я хочу стать?»
- «Все профессии важны»
- «Профессии наших родителей»
- «Профессии детского сада»
Визит инспектора по ветеринарному контролю сентябрь- май воспитатели
2. Мастер- класс от руководителя типографии «Изготовление книжки»
Знакомство с профессией песочный аниматор октябрь воспитатели, родители, дети
3. Мастер – класс от мыловара по отливанию мыла ноябрь воспитатели, родители, дети
4. Мастер – класс от флориста «Новогодний букет» декабрь Воспитатели групп, дети
5. Экскурсия в библиотеку, посещение детского города профессий «Кидбург»
Знакомство с профессией врач УЗИ январь воспитатели, родители, дети
5. Экскурсия на почту
Знакомство с аэродизайнером и мастер класс по созданию композиций из шаров февраль Воспитатели, родители, дети
6. Оформление «Центр профориенцации» Ноябрь- март воспитатели групп
7. Визит спасателя МЧС, пожарного и представителя прокуратуры март воспитатели
8. Визит и знакомство с участковым полицейским апрель воспитатели
11. Сюжетно-ролевые игры «Продавцы в магазине», «Салон красоты», «Строители», «Кафе», «Полицейский», «Пожарные», «Воспитатель детского сада», «Поликлиника», «Повар», «Инспектор ГАИ»,
октябрь - май воспитатели
12. Дидактические игры «Ассоциации Профессии», «Собери из частей», «Знаю все профессии», «Кому что нужно для работы» январь - май воспитатели групп
13. Представление своих проектов «кем я хочу стать» Март-апрель дети
14. Чтение рассказов, стихов о профессиях ноябрь - май воспитатели групп
15. Занятия по художественной деятельности: рисование профессий своей мечты, военные профессии. ,
Лепка предметов необходимых для разных профессий ноябрь - март Воспитатели, дети
16. Создание выставки рисунков «Профессия моей мечты» апрель - май воспитатели групп
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
1. Участие в создании альбома «Горжусь профессией своей» Ноябрь - март воспитатели групп
2. Посещение детского города профессий «Кидбург»
3. Папки-передвижки «Ранняя профориентация дошкольников», «Все о профессии», февраль воспитатели
4. Консультации «Как рассказать детям о профессиях?»;
«Лексическая тема – профессии»;
«Роль семьи в ранней профориентации дошкольника»;
«Как помочь ребенку выбрать профессию?» октябрь-май воспитатели групп
5. Анкетирование «Знаете ли вы кем хочет стать ваш ребенок?» май воспитатели групп