Юлия Адамова
Проект по формированию основ экономической культуры на тему «Юные финансисты» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи : сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Публикация «Проект по формированию основ экономической культуры на тему „Юные финансисты“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Наблюдая за игровой деятельностью воспитанников, мы пришли к выводу, что у детей есть заинтересованность по развитию сюжета игры в «Магазин», «Банк», проявляется интерес к купюрам разных стран. Но у нас не было системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с основами финансовой грамотности
Поэтому возникла необходимость реализации проекта по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, в котором родители воспитанников должны стать активными участниками образовательного процесса. Чем раньше мы начнем знакомить детей, грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использования финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.
Участниками проекта являются дети старшего дошкольного возраста группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Введение
Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно.
В современном мире ребёнок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Ребенок узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «деньги», «цена» и пр. Современные дети участвуют в покупках в магазине, родители в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом часто родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является важным вопросом, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Современный детский сад может помочь в развитии финансовой грамотности дошкольников.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.
Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.
С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Основная часть
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др. Некоторые педагоги изучали данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, поэтому оно не считаться самостоятельным направлением.
Анализ программно-методических пособий для дошкольных учреждений, таких как Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников», Смоленцевой А. А. «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок», Шорыгина Т. А. «Беседы об экономике» показывает, что с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического культуры авторами выделялись лишь доступные дошкольниками знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно становятся личностными.
Систему работы по экономическому воспитанию дошкольников, используя в основе сказки, разработали авторы «Экономики для дошкольников» Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова, а также Т. В Смирнова автор «Экономического сказочного словаря».
Многократные исследования нескольких лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической готовности детей и педагогической компетентности педагогов.
Содержание проекта отражает основные положения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансовой образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Поэтому возникла необходимость по ознакомлению детей дошкольного возраста формированию представления об экономических понятиях : экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Одним из решений данной проблемы является создание и реализация познавательного интегрированного проекта «Юные финансисты» с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) - старшая и подготовительная к школе группа.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Деятельность по реализации проекта осуществляется в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности детей.
Исходя из этого, были поставлены следующие цели и задачи.
Цель: создание условий для развития и повышения финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1. Формировать и развивать у детей дошкольного возраста основы финансовой грамотности посредством разнообразных видов детской деятельности.
2. Воспитывать у детей нравственные качества бережливость, щедрость, честность, отзывчивость, сочувствие, трудолюбие, уважительное отношение к людям, честно зарабатывающим деньги.
3. Пополнить развивающую предметно пространственную среду атрибутами к сюжетно-ролевым играм, дидактическими играми и пособиями, коллекциями и др.
4. Активное включение родителей воспитанников в совместные мероприятия по основам финансовой грамотности
5. Вовлечь социальных партнеров в воспитательно-образовательный процесс;
Педагогический процесс по экономическому воспитанию дошкольников построен с учё том следующих принципов:
• принцип научности - формирует у детей конкретные представления и знания об окружающем мире;
• принцип доступности - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
• принцип учёта возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интереса к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности - при ознакомлении дошкольников с основными финансовыми и экономическими понятиями следует соблюдать чувство меры и осторожность;
• принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания - призван способствовать формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте;
• комплексного подхода к развитию личности дошкольника, выражается в тесной связи этического, трудового и экономического воспитания, что соответствует ФГОС ДО;
• принцип оптимальности в отборе содержания и определений.
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный, долгосрочный (2 года).
Образовательные области, в содержание которых включён проект :
- Социально-коммуникативное развитие,
- Познавательное развитие,
- Речевое развитие,
- Художественно - эстетическое развитие.
Новизна: создание системы работы со старшими дошкольниками по формированию у детей финансовой грамотности с применением инновационных технологий (ИКТ, ТРИЗ, видов детской деятельности.
Инновационные технологии:
• Система экономического образования дошкольников через ТРИЗ-технологию:
1. Метод проблемных ситуаций;
2. Исследовательский;
3. Решение математических задач;
4. Логические игры и упражнения;
5. ТРИЗовские игры: «Хорошо – плохо», «Чем был – чем стал», «Раньше – позже».
• Система экономического образования дошкольников через ИКТ (просмотр презентаций, мультфильмов).
Формы работы :
• Беседа, обсуждение, дискуссия;
• Коллекционирование;
• Чтение художественной литературы, заучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок;
• Игровые ситуации;
• Решение проблемных ситуаций;
• Рассматривание картин;
• Сюжетно-ролевая игра;
• Дидактические игры, настольные игры, игры с лэпбуком;
• Продуктивная деятельность;
• Встречи с интересными людьми;
• Экскурсия.
Срок реализации проекта : сентябрь 2020 г. - май 2022 г.
Участники проекта :
• дети старшей и подготовительной к школе группы (5-7 лет);
• педагоги д/с;
• родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
• приобретут первичный финансовый опыт; научатся ответственному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; оценивать результаты труда, товары или деньги;
• научатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности, правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.);
• научатся творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий; будут активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
• осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
• научатся понимать и ценить окружающий предметный мир, уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; будут бережно относиться к своим вещам, игрушкам, книгам;
• осознают и соизмерят свои потребности и возможности; поймут, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить; смогут контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого;
• признают авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие;
• поймут, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить бюджету семьи и здоровью человека.
Нормативное обоснование проекта :
Федеральные законы:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.
- Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р,
Нормативно-правовые документы:
- Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее - СП 2.4.3648-20, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573).
Работа над проектом основывалась на образовательной программе «Азы финансовой культуры для дошкольников», которая составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО, утверждённым приказом Минобрнауки России № 1155-ФЗ от 17.10. 2013 г.
Реализация проектов проходит в три этапа.
I Этап – Подготовительный.
Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, подбор материала необходимого для реализации цели проекта;
• Педагогическая диагностика детей уровня финансовой грамотности, анкетирование и информирование родителей;
• Определение целей и задач, темы и направления по реализации проекта;
• Проектирование развивающей предметно - пространственной среды группы;
• Подбор методической и художественной литературы по теме, необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
• Разработка мероприятий;
• Подборка консультаций, памяток, рекомендаций для родителей;
• Изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр, лэпбука.
II Этап – Практический.
• Совместные мероприятия с родителями и детьми;
• Игровая, изобразительная деятельность;
• Беседы с просмотром презентаций;
• Решение проблемных ситуаций;
• Использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта;
• Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, заучивание пословиц и поговорок.
III Этап – Заключительный.
• Подведение итогов работы по проекту;
• Проведение интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»;
• Создание мини-музея «В гостях у Феи Копеечки»;
• Презентация проекта «Юные финансисты» на родительском собрании.
Продукты проекта :
• Методический сборник по проекту (перспективный план работы, конспекты познавательных занятий, бесед, проблемные ситуации, консультации для родителей);
• Мини-музей «В гостях у Феи Копеечки» :
- коллекции «Монеты России», «Купюры России», «Деньги СССР», «Деньги зарубежных стран»;
- дидактические пособия: «Математические пазлы», «Хочу - надо», «Можно купить и нельзя», «Разменяй монетки», «Бюджет моей семьи», «Чему учат сказки»;
- картотека экономических игр, загадок, пословиц и поговорок, стихотворений;
- лэпбук «Юные финансисты»;
- выставка рисунков детей «Магазин», «Супермаркет», «На почте», раскраски;
- атрибуты к сюжетно – ролевым играм: касса «Супермаркет», деньги.
Педагогическая диагностика уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровня финансовой грамотности использовали педагогически диагностику А. Д. Шатовой на основе программ экономического воспитания детей «Дошкольник и экономика» и Е. А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
Первое задание: загадки по экономике по областям,
Второе задание: вопросы определённой области экономических знаний,
Третье задание: проблемная ситуация.
С каждым ребёнком индивидуально проводили работу, по успешности ответов на задания определяли уровень экономической воспитанности.
1 задание: определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.
2 задание: определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.
3 задание: определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.
4 задание: определить уровень знаний о рекламе.
Выделили показатели сформированности финансовой грамотности, динамику отслеживали в ходе реализации проекта.
Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
1. Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) :
- знание ребенком потребностей семьи;
- представления ребёнка о труде родителей;
- представления ребёнка об экономических понятиях;
- проявление интереса к окружающим явлениям общества.
2. Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения)
- отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности, умение опираться на них;
- общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить своё место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.
3. Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности) -проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости;
- оценка проявления этих качеств у сверстников.
По результатам диагностики на начало учебного года:
- высокий уровень финансовой грамотности - 2 дошкольника - 20 %;
- средний уровень финансовой грамотности - 4 дошкольника - 40 %;
- низкий уровень - 4 дошкольника - 40 %;
В целом, группа - средний уровень финансовой грамотности (ср. б. - 2,0).
Использование диагностики и анализ результатов мониторинга на начало учебного года позволили определить начальный уровень экономической воспитанности у детей старшей группы.
Показатели, полученные в ходе мониторинга финансовой грамотности, показывают: у детей наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; имели низкий уровень умений отражать экономическую действительность в разных видах деятельности, так как полученные знания им не интересны, у них не возникало желания их отразить.
Результаты мониторинга показали актуальность выбранной темы и позволили начать процесс формирования финансовой грамотности у старших дошкольников.
Для оценки результативности проведенной работы по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста по окончанию учебного года был проведен сравнительный мониторинг.
По итогам диагностики на конец учебного года:
- высокий уровень сформированности экономических знаний показали 5 дошкольников - 40 %;
- средний уровень сформированности экономических знаний показали 6 дошкольников - 60 %;
- низкий уровень в целом не показал никто, хотя в четвертом задании один ребенок показал результат ниже среднего;
- в целом старшая группа «Улыбка» показала средний уровень сформированности экономических знаний (средний балл - 2,5).
Результативность данного проекта (промежуточный этап) :
• По результатам педагогической диагностики у детей расширились представления об экономических понятиях : экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями;
• данный проект позволил сформировать у детей черты характера, как бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, одновременно и щедрость, честность, умение сопереживать, милосердие;
• дети научились понимать и ценить окружающий предметный мир, уважать людей, умеющих активно трудиться и честно зарабатывать деньги;
• увеличилась активность участия родителей в воспитательно-образовательном процессе с 82% до 94%;
• пополнилась развивающая предметно пространственная среда: создана коллекция монет, купюр, лэпбук «Юный финансист», дидактические игры, макеты по знакомству с профессиями, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, банкомат;
• в средствах массовой информации были размещены различные публикации по опыту работы финансового воспитания дошкольников;
• принимали участие в конкурсах различного уровня.
Заключение
В результате целенаправленной работы в течение года изменились качественные показатели уровня сформированности знаний экономического мышления воспитанников.
Результаты удостоверяют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников.
Система работы, безусловно, хорошо воздействует на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Работа по экономическому развитию дошкольников позволила активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появилась заинтересованность к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Данный проект может быть реализован педагогами дошкольной образовательной организации при создании системы работы с детьми и родителями.
Список литературы:
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4;
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4;
3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7;
4. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016;
5. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. №11;
6. Люнфин О. Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8;
7. Стахович Л. В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» : пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л. В. Стахович, М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019;
8. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику : Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001;
9. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4;
10. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015;
11. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. М. : «Вентана-Граф», 2015;
12. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2005;
13. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4.