Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Картотека игр по основам экономической культуры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольников представлений о способах экономного и бережного использования природных ресурсов (электроэнергия, тепло, вода) в семье и общественных местах – одна из задач учебной программы дошкольного образования в Республике Беларусь. Решать эту задачу можно с помощью основного вида деятельности детей дошкольного возраста – игры. Предлагаю Вашему вниманию картотеку игр по основам экономической культуры. Игры можно использовать в специально организованной и в нерегламентированной деятельности с детьми.
Публикация «Картотека игр по основам экономической культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
1. Командная творческая игра «Реклама».
Цель: раскрыть детям значение понятия «реклама», упражнять в составлении рекламы выбранного товара, развивать речь, воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопомощь.
Ход игры:
В начале игры воспитатель выясняет с детьми, что можно рекламировать? (одежду, продукты питания и т. д.) Затем педагог кратко напоминает детям об истории рекламы. Она появилась давно. Каждый мастер вывешивал свой товар: пекарь вывешивал булку около пекарни, сапожник – сапог, портной – платье. Позже появились специальные вывески. С помощью такой рекламы люди смогли быстро находить нужные им места. А где сейчас размещают рекламу? (ответы детей)
После краткой беседы воспитатель предлагает детям разделиться на команды и попробовать прорекламировать игрушки – машину, велосипед, куклу, мяч. Воспитатель дает детям совет: «В своей рекламе вы должны отметить все лучшие качества игрушки, способ игры с ней, преимущества перед другими игрушками». Воспитатель делит детей на 4 подгруппы. Лидеры команд тянут конверты с указанием названия игрушки для рекламы.
2. Словесная игра с мячом «Я покупаю в магазине…».
Цель: закрепить обобщающие понятия.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, воспитатель – в центре круга. Воспитатель бросает мяч, называя обобщающее понятие (одежда, обувь, продукты питания, хлебобулочные изделия, молочные продукты, бытовая техника и т. д.). ребенок, поймавший мяч, должен назвать, что он купит в магазине.
3. Экономическая игра «У кого какие потребности».
Цель: формировать представление о потребностях представителей различных профессий.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, воспитатель находится в центре круга. Он бросает мяч игроку и называет профессию человека (парикмахер, учитель, почтальон, писатель, фотограф). Ребенок должен сказать, что человеку данной профессии необходимо купить для работы.
4. Логическая интерактивная игра «Какой товар лишний?» в сопровождении презентации.
Цель: закрепить навыки классификации предметов по определенному признаку.
Ход игры:
Игра проводится по типу игры «Четвертый лишний». На экране появляются 4 картинки. Ребенок должен рассмотреть и проанализировать изображения, исключить «лишний» предмет, объяснив свой выбор. Если ответ будет правильным, то «лишний» предмет «исчезнет» с экрана и игрок услышит аплодисменты.
5. Подвижная игра «Согласны – не согласны».
Цель: формировать у детей представления о зависимости товаров от спроса и предложения.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду произносить утверждение. Если вы с ним согласны, то топайте ногами».
- Зимние сапоги выгоднее покупать летом.
- Машина стоит дешевле, чем билет на автобус.
- Груши летом дешевле.
- Шубу выгоднее покупать зимой.
- Сливы летом дороже.
- В магазине апельсины стоят четыре рубля, на рынке – три. Выгоднее покупать на рынке.
- Дом стоит дороже чем смартфон.
6. Игра с мячом «Угадай потребности».
Цель: закрепить представление о понятии «потребности», закрепить умение соотносить свои потребности и возможности.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Воспитатель – в центре. Он бросает мяч, называет профессию человека. Игрок, который поймал мяч, должен назвать предмет, который нужен представителю данной профессии для работы (парикмахеру – ножницы, фен. Учителю – указка, мел. И т. д.).
7. Логическая игра «Потребности»
Цель: упражнять в классификации потребностей по половому признаку (потребности человека, детей, женщин, мужчин, стариков).
Ход игры:
Дети становятся в круг, передают мяч друг другу по кругу и называют потребности, заданные воспитателем. Например:
- Какие товары могут удовлетворить потребности любого человека? (продукты питания, одежда, обувь, мебель и др.)
- Какие потребности у детей? (игрушки, велосипед, самокат, одежда и др.)
- Какие потребности у мужчин? (одежда, обувь, машина, спортивное снаряжение и др.)
- Какие потребности у женщин? (одежда, косметика, посуда и др.)
- Какие потребности у стариков? (одежда, продукты, лекарство и др.)
8. Экономическая игра-утверждение «Куда потратить деньги?».
Цель: расширять представление о материальных и духовных потребностях, учить самостоятельно применять в жизнедеятельности экономические понятия «деньги», «товар», «бюджет».
Ход игры:
Воспитатель говорит: «Дети, вы будете исполнять роль родителей, которым необходимо принять решение, куда потратить деньги». Далее он рассказывает игрокам, что естественно тратить деньги, как на нужды, так и на желания. Но бывает ситуация, когда денег недостаточно, и тогда следует принимать решение, что покупать в первую очередь.
Воспитатель: «Я буду произносить утверждение. Если вы думаете, что правильный ответ «да» - прыгайте, если считаете, что правильный ответ «нет» - стойте тихо.
- Если у вас есть возможность купить что-то одно, макароны или конфеты, будете ли вы покупать конфеты в первую очередь? (нет)
- Если у вас есть возможность купить что-то одно, игрушки или одежду, купите ли вы одежду в первую очередь? (да)
- Если у вас есть возможность купить что-то одно, молоко или кока-колу, купите ли вы молоко в первую очередь? (да)
- Если у вас есть возможность купить что-то одно, квартиру или машину, купите ли вы машину в первую очередь? (нет)
- Если у вас есть возможность купить что-то одно, хлеб или торт, будете ли вы покупать хлеб в первую очередь? (да)
9. Словесная игра «Закончи предложение».
Цель: формировать представления о доходах семейного бюджета.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребятам рассказать о составе своей семьи. Затем предлагает закончить предложения:
- Заработную плату получают (папа и мама).
- Пенсию получают (бабушка и дедушка).
- Стипендию получают (старший брат или сестра).
- Пособие получает (мама на маленького брата или сестру, больные люди, те кто потерял работу).
10. Игра-рассуждение «Доходы и расходы»
Цель: закрепить представления о видах доходов и расходов в семье.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог бросает мяч игроку, называя ситуацию, ребенок, поймавший мяч, должен сказать, что это: доход или расход. Например: купили телевизор, бабушка получила пенсию, брат получил стипендию, заплатили парикмахеру за стрижку, папа выиграл в лотерею и т. д.
11. Игра-утверждение «Я – экономный».
Цель: закрепить элементарные представления о рациональном использовании природных ресурсов (воды, тепла, света) в целях экономии семейного бюджета.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Воспитатель рассказывает: «Я буду произносить утверждение. Если вы с ним согласны, то хлопайте в ладоши, если не согласны – топайте ногами.
- Надо выключать свет, когда выходишь из комнаты.
- Нельзя закрывать кран с водой, пока чистишь зубы.
- Надо закрывать воду в кранах, чтобы не капала вода.
- Нельзя использовать энергосберегающие лампочки в квартире.
- Можно оставлять включенными электрические приборы, уходя из дома.
- Нельзя уходить из дома, пока на плите готовится еда.
- Можно оставлять зарядное устройство в розетке.
- Нельзя включать все электроприборы одновременно.
- Надо утеплять и закрывать входную дверь.
12. Логоритмическая игра «Клад».
Цель: упражнять в согласовании движений со словами текста, развивать общую моторику, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Ход игры:
Дети стоят в кругу и произносят:
Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад лопатой)
Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу)
Стали думать, как нам быть? (повороты головой влево - вправо, руки на поясе)
Как же клад нам разделить? (руки в стороны, плечи вверх)
Чтоб хватило всем друзьям, (становятся в пары, берутся за руки)
Делим ровно пополам. (движение руками сверху вниз)