Ольга Едрышова
Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности детей»
Вид проекта : долгосрочный (август 2019 года – май 2020 года, познавательный, групповой.
Участники проекта : дети, воспитатели средней группы «Непоседы», музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
Актуальность:
Публикация «Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Игра — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте; именно в связи с ее развитием совершаются самые важные изменения в психике ребенка, и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.
Игра даёт ребёнку, по мнению А. Н. Леонтьева «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности».
В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведение, отношение друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры.
Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, что неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В игре происходит уточнение, обогащение и систематизация знаний и представлений ребенка, они приобретают практикоориентированную направленность, эмоционально проживаются и трансформируются в личные установки, мотивы. Условность игры позволяет практически и мысленно моделировать способы поведения и ситуации, которые могут возникнуть в жизни.
«Игра никогда не бывает просто игрой. Играя, люди учатся развивать способность взаимодействовать с неизвестным, поэтому игра является базисом нашей будущей адаптации к непредсказуемому будущему миру. Выгодский Л. С., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л.
Исходя из выше сказанного, мы убеждаемся в том, что игра может выступать как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей в условиях дошкольных учреждений.
Цель проекта : посредством игры формирование у детей навыков разумного адекватного поведения в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими бытовыми предметами, животными и ядовитыми растениями; формирование основ экологической культуры, приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи по проекту :
Ребенок и другие люди: формировать представления о том, что внешность (приятная или уродливая) человека не всегда означает его намерения, формировать у детей навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома, учить правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и соответственно реагировать на них, учить безопасным правилам взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду. Учить говорить «Нет!» при вовлечении ребенка в опасную ситуацию.
Ребенок и природа: формировать основы экологической культуры. Формировать представления о том, какие действия человека вредят природе и ее обитателям.
Показать взаимосвязь человека и природы. Продолжать знакомить с правилами поведения в природе. Научить различать съедобные и несъедобные грибы.
Познакомить со съедобными ягодами и ядовитыми растениями. Формировать навыки безопасного поведения при контактах с животными.
Ребенок дома: Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды. Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами. Расширить представление об источниках опасности в доме, таких как открытое окно и балкон. Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности. Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар», «Утечка газа». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03», «04». Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Здоровье ребенка: продолжать расширять знания детей о пользе овощей и фруктов.
Дать представления о здоровой пище. Сформировать представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Формировать навыки личной гигиены.
Эмоциональное благополучие ребенка: Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты. Учить по возможности избегать межличностные конфликты. тПомочь детям снять психологическую напряженность и возможное чувство страха.
Ребенок на улице: Углубить представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Продолжать знакомить с дорожными знаками - предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Научить детей безопасному алгоритму действий, если они потерялись на улице.
Решение задач по данному проекту предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
Прогнозируемый результат: знания детьми элементарных правил поведения на дороге, в быту, при общении с незнакомыми людьми, при пожаре, в природе.
Формы работы :
Дидактические игры, характеризуются тем, что построены на принципах самоорганизации детей (парные и разрезные картинки, лото, домино, словесные дидактические игры, игры загадки) значение данного типа дидактических игр в системе воспитания основ безопасности состоит в актуализации и обогащении имеющихся представлений детей обокружающим мире. В самостоятельной игре дошкольник открывает для себя практическое значение этих знаний, упражняется в их использовании при решении разнообразных познавательно-игровых задач. Именно в самостоятельно игре происходит трансформация знания во внутренний план, его включение в различные когнитивные структуры личности или «репрезентация знания» в установки, убеждения, представления, имеющие личную ценность.
НОД в игровой форме, позволяет использовать в них прямые приемы обучения (вопросы, задания, пояснения, показ, осуществляя то или иное программное содержание в игровой форме «Мы любим сказки», «Путешествие в страну сказок», «Путешествие в город Здоровейск». В данном случае, речь идет об использовании игры, в качестве специальной формы организации воспитания основ безопасности. Её эффективность определяется тем, что взаимодействие ребенка и педагога осуществляется по типу игрового, что в значительной мере усиливает и стимулирует активность дошкольника. Для профилактики невротических реакций и страхов используются сказочные персонажи и истории с хорошим концом. В процессе решении проблемных игровых ситуаций, распределения на команды, обсуждения со сказочным героем правил поведения в опасной ситуации мы способствуем развитию у детей самостоятельности и ответственности.
Игры- упражнения, могут быть направлены на тренировку детей в узнавании, различении, нахождении и назывании тех или иных предметов и их свойств «Что лишнее», «Помоги убрать на место опасные предметы», «Расставь знаки дорожного движения», «Найди пристань», «Помоги Маше отобрать съедобные грибы», «Хорошо и плохо», «Азбука хорошего поведения», «Правила дорожного движения».
Игровые обучающие ситуации, представляющие собой форму совместной игровой деятельности ребенка и педагога в которой ситуация партнерства позволяет ребенку активно участвовать в рамках ролевого поведения в дидактическом процессе, а педагогу представлять в интересной и увлекательной форме для детей новые знания.
Игры драматизации, основанные на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок и взрослый в этом случае играет сам. Участвуя в играх драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него и живет его жизнью. Драматизация сказки «Кот, дрозд, петух и лиса» позволяет детям понять, что добрые и злые герои могут петь ласковым голоском, а иметь разные намерения. В процессе разыгрывания и обсуждения сказки, дети способны усвоить правило, что нельзя открывать чужому дверь.
Игровые тренинги, «Если чужой стучится в дом», «Угадай, кто это», способствуют отработке практических навыков.
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Пожарные», «Спасатели», помогают ребенку действовать в коллективе. Принимая посредством роли на себя позиции разных людей, ребенок осваивает мотивы их деятельности, смыслы их поступков. При этом ролевое взаимодействие в игре выступает как способ моделирования реальных отношений и взаимоотношений людей.