Гулия Бикбаева
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Наши меньшие друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без домашних животных. Многие тысячелетия они живут рядом с человеком, кормят и поят, одевают и обувают нас, дарят нам своё тепло и ласку, пробуждая в наших сердцах благодарность и доброту. Почему же тогда в средствах массовой информации участились сообщения о жестоком обращении с животными, почему с каждым днём растёт популяция бездомных собак и кошек? Чем мы обязаны тому, что вечные спутники и помощники людей вынужденно становятся их врагами, проявляя агрессию по отношению к людям?
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию „Наши меньшие друзья“» размещена в разделах
Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Мы, взрослые, должны научить ребенка правильному общению с животными. Мягкости и не назойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние. Эти бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребенка. Обучение доброте и бережному отношению к братьям нашим меньшим станет важнейшим этапом воспитания детей, способным повлиять на всю дальнейшую жизнь человека.
Дети с домашними животными сталкиваются с малых лет, узнают об их ласке, любви, учатся заботиться о них, но очень важно научить детей бережному отношению к ним. Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного хорошо, а что плохо. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.
Актуальность.
Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и заботы) лежит в основе духовно - нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте.
Проблемные вопросы проекта :
1) Зачем человек приручил домашних животных?
2) Каких животных человек приучил первыми?
3) Домашние животные – это верные друзья или помощники?
4) Какова роль домашних животных в жизни людей?
5) Что мы можем дать домашним животным?
6) Как бы мы жили без домашних животных?
Цель проекта : нравственное воспитание старших дошкольников, воспитание любви к животным.
Задачи проекта :
1. Формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно – игровой, предметно – продуктивной, социально – ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.
2. Формировать представления о диких и домашних животных, среде их обитания.
3. Развивать умение понимать и познавать окружающий мир.
4. Стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) получать знания из разных источников.
5. Активизировать и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
6. Побуждать ребёнка к активности в поиске связей в природе.
7. Учить детей разумно строить свою деятельность, высказывать свое мнение.
8. Прививать любовь к природе, бережное отношение к животным.
9. Привлечь родителей к совместной деятельности.
10. Воспитывать заботливое, ответственное и милосердное отношение к домашним животным.
Вид проекта : Краткосрочный.
Тип проекта : Групповой, познавательно-творческий.
Участники проекта : Воспитанники старшей группы (5-6 лет, воспитатели, руководитель по ИЗО- деятельности.
Предполагаемые результаты:
• Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников, привитие бережного и ответственного отношения к домашним и диким животным.
• Стимулирование стремления детей самостоятельно добывать знания из разных источников информации, умения делать выводы, решать возникающие проблемы.
• Активное вовлечение родителей в работу по формированию у детей ответственного и гуманного отношения к животным.
Этапы проекта :
1 этап: Подготовительный.
• Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе.
• Подготовить дидактический материал.
• Привнесение в группу фотографий, видеофильмов, рисунков, рассказов о любимом животном для реализации продуктивных видов деятельности.
• Создание стенгазеты «Я и мой питомец».
2 этап: Основной.
Познавательная деятельность:
• Беседы о диких и домашних животных.
• Рассматривание энциклопедий.
• Рассматривание плакатов, иллюстраций в книгах.
• Наблюдение за животными.
Социально – коммуникативная, речевая деятельность:
• Просмотр фотографий, видеофильмов, мультфильмов.
• Рассматривание картин, иллюстраций.
• Беседы-диалоги по теме.
• Сюжетно -ролевая игра "В деревню к бабушке".
• Загадки про домашних и диких животных.
Художественно – эстетическая деятельность:
• Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, сказки соответствующей тематике: Н. Носов «Живая шляпа», «Дружок», «Бобик в гостях у Барбоса», С. В. Михалков «Как старик корову продавал».
• Лепка «Козленок».
• Раскрашивание раскрасок «Дикие животные».
Образовательная деятельность в режимных моментах:
• Просмотр презентаций «Домашние и дикие животные», «Мой любимый питомец».
Самостоятельная деятельность детей:
Организация сюжетно – ролевых и дидактических игр:
• Сюжетно – дидактическая игра «Животноводы».
• Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная лечебница».
• «Лото» по тематике "Домашние животные".
• «Лото» по тематике «Мир животных».
3 этап: Заключительный.
• Непосредственно образовательная деятельность «День защиты животных»- 4 октября.
• Выставка детских работ.
• Подведение итогов по реализации проекта.
• Создание стенгазеты «Я и мой питомец».
Продукты проекта :
Для детей:
• Раскраски с дикими и домашними животными.
• Лепка «Козленок».
• Стенгазета «Я и мой питомец».
Для воспитателей :
• Разработка проекта по духовно-нравственному воспитанию
«Наши меньшие друзья».
• Подбор компьютерных презентаций.
• Разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Берегите животных».
• Разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности. Лепка «Козлёнок».
• Создание картотеки подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.
Вывод.
В результате работы над проектом по духовно-нравственному воспитанию «Наши меньшие друзья» дети смогли проявить себя, показать себя своим друзьям с творческим потенциалом приобретенных знаний, приобрести немаловажные навыки и умения. Работа по обогащению, уточнению и активизации познания духовности проводилась на основе углубления знаний и представлений ребенка о живых существах в природе. Важно было на этом проекте воспитание у детей любви, потребности делать добрые дела ради всего живого на Земле. Мы всегда должны помнить, что животные – друзья, а к друзьям нужно относиться бережно, с любовью.
Список используемой литературы.
• Программа по духовно-нравственному воспитанию «Добрый мир».
• Художественная литература.
• Ю. Школьник «Животные» полная энциклопедия». ЭКСМО Москва 2018 г.
• «Детская энциклопедия животных. Маленькие и пушистые». «Махаон» Москва 2020 г.
• Научно-популярное издание. Серия «Хочу все знать». Энциклопедия для детей «Животные России» Издательский дом «Проф-Пресс» Ростов-на-Дону 2019 г.
• Т. С. Комарова «Художественная деятельность в старшей группе детского сада».
• Тематический словарь в картинках. «Мир животных. Домашние и дикие животные средней полосы».
• Тематический словарь в картинках. «Мир животных. Дикие звери и птицы, жарких и холодных стран».
• «Животные зоопарка». Подборка открыток.