Елена Викторовна Сафонова
Проект «По дорогам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта :
По доминирующему методу: информационно- творческий
По количеству участников: групповой
По продолжительности: долгосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта : октябрь- май.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Проект „По дорогам сказок“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ними на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образ, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника- все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка- средство эмоционально- волевого развития и духовно- нравственного воспитания дошкольников. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно- нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно- нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. 11 млн. человек заболели немыслимой раннее болезнью- интернетоманией.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное развиваются всесторонне.
Возраст 5-6 лет.
Цели:
-развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
-раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей;
-приобщить детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных, художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи:
Образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определенной мысли; содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
Развивающие: развивать традиции семейного чтения; развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор. Развивать эстетический вкус, умение видеть и беречь красоту.
Воспитательные: создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение придти на помощь в трудную минуту; помогать усвоению детьми духовно- нравственных категорий (добро- зло, послушание- непослушание, согласие- вражда, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность, простота- хитрость) и правил доброй, совестливой жизни. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предполагаемый результат:
Дети должны:
-проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
-знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;
-знать различные виды театров и уметь показывать их;
-уметь использовать различные средства выразительности;
-уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
Пути реализации проекта :
-беседы с детьми, родителями, педагогами ДОУ «Знакомство с проектом».
-ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, авторских).
-рассматривание иллюстраций художников к сказкам.
-пересказ прочитанных произведений.
-рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками.
-инсценировки сказок, игры- драматизации.
-организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам.
-оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.
-изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.
-пополнение театрализованного центра по различным видам театра (в соответствие с возрастом).
-загадки о сказках, героях сказок.
-викторина по сказкам.
Работа с родителями:
-выставка детского творчества, сотворчество детей и родителей: конкурс рисунков «Моя любимая сказка».
-подготовка родителями атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок.
-совместное участие родителей и детей в них.
-выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок).
-помощь в пополнении книжного уголка сказками.
Продукт проекта : фото и видеоматериалы.
Роль родителей в реализации проекта : подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные знания на практике.
Участие специалистов в реализации проекта : организует образовательную деятельность, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Этапы проведения проекта :
1 этап: Вводный.
Определение темы проекта.
Формулирование темы и определение задач.
Подбор материла по теме проекта.
Составление плана проекта.
2 этап: Подготовительный.
Подготовка материалов: сказки, картинки и иллюстрации к сказкам. Разработка конспектов, сценариев. Привлечь родителей к изготовлению костюмов.
3 этап: Основной.
Выполнение проекта : проведение ОД, бесед, праздников и развлечений, проведение викторин, подвижных и дидактических игр, чтение художественной литературы. Разгадывание загадок по сказкам.
4 этап: Заключительный.
Проведение викторины «По дорогам сказок». Выставка детских рисунков «Моя любимая сказка».
Составление портфолио проекта.
Выводы.
В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.
Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно- эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Октябрь
1. Образовательная деятельность. Тема: «Эти мудрые русские сказки».
2. Показ детям I младшей группы настольного театра «Курочка ряба», «Репка», кукольного театра «Колобок».
3. Беседа «Русские народные сказки»
Ноябрь
1. Беседа «Что такое басня»
2. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».
3. Постановка спектакля к празднику «Осени» «Стрекоза и муравей».
Декабрь
1. Образовательная деятельность. Тема: «Творческое рассказывание : сочиняем сказку про Деда Мороза».
2. Чтение сказки Ш. Перро «Золушка».
3. Постановка спектакля к Новому году по сказке «Золушка».
Январь
1. Образовательная деятельность. Тема: «Пересказ по произведению русской народной сказки «У страха глаза велики».
2. Вечер загадок.
Февраль
1. Чтение сказки «Дюймовочка».
2. Разучивание ролей к спектаклю «Дюймовочка».
3. Образовательная деятельность. Тема: «Творческое рассказывание «Кто такой Чебурашка».
Март
1. Образовательная деятельность. Тема: «Чтение художественного произведения «Как аукнется, так и откликнется» по мотивам сказки «АЙОГА» Е. Благинина, «Посидим в тишине».
2. Чтение сказки «Дюймовочка»
3. Постановка спектакля к празднику 8 марта «Дюймовочка».
Апрель
1. Чтение сказки В. Катаева «Цветик- семицветик».
2. Постановка спектакля «Цветик- семицветик» к проекту «Радужный мир».
3. Образовательная деятельность. Тема: «Творческое рассказывание «Придумай небылицу».
Май
1. Викторина «По дорогам сказок».
2. Выставка рисунков «Моя любимая сказка».
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическое:
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»
ЦТ «Учитель» Воронеж 2004г.
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
ЦТ «Учитель» Воронеж 2004г.
Л. П. Макарова, В. Г. Рябчикова «Театрализованные праздники для детей»
Издательство «Учитель» Воронеж 2003г.
«Праздники и развлечения в детском саду» Москва «Вако» 2004г.
«Зимние праздники в детском саду» Е. И. Морозова 2008г.
Т. Н. Липатникова «Праздник начинается»
Ярославль. 2001г.
«1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов
Ярославль. 2001г.
О. Узорова, Е. Нефедова «Загадки. Планета детства»
ООО «Издательство Астрель» 2006г.