Пичугина Наталья Васильевна
Проект по безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Азбука безопасности в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Азбука безопасности в природе»
1. Паспорт проекта
Тема проекта : «Азбука безопасности в природе»
Тип проекта : краткосрочный, познавательно – исследовательский, групповой проект
Публикация «Проект по безопасности для детей старшего дошкольного возраста „Азбука безопасности в природе“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность на природе, в лесу
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
Продолжительность: 1 месяц.
Участники проекта : Воспитатель, дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта :
Основная задача в работе дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья детей. Взрослые (педагоги и родители) должны оберегать и защищать ребенка, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой с опасными жизненными ситуациями. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Это удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности («я сам», но ещё не умеют адекватно оценивать свои силы и возможности, а еще у них недостаточный опыт поведения в сложных ситуациях, неумение использовать знания безопасного поведения. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.
Цель проекта : Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе;
Формирование навыков безопасного поведения, умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи:
1. Формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей;
2. Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира, представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
3. Формировать у дошкольников ответственное и бережное отношение к природе, сочетая с ознакомлением с опасными растениями; развивать умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы;
4. Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными и о правилах поведения при встрече с ними;
5. Дать представления о последствиях неправильного поведения в природе (об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья);
6. Познакомить детей с природоохранными и запрещающими знаками;
7. Развивать познавательный интерес к миру природы, умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог;
8. Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей, поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей природой;
9. Воспитывать экологическую культуру: желание беречь и охранять природу, помогать друг другу в беде.
Ожидаемые результаты для детей :
• У детей сформируется интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с природой;
• Имеют элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями,
• Дети будут владеть информацией об основных правилах безопасного поведения в природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;
• Дети овладеют навыками безопасного поведения в различных опасных ситуациях в природе;
• Знакомы с понятиями: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»;
• Знакомы с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.
• Воспитанники будут проявлять способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества и принимать активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах;
• У детей разовьются партнерские отношения при совместной деятельности, сформируется умение детей высказывать идеи и предложения;
• Будут различать, и называть природоохранные и запрещающие знаки.
Ожидаемые результаты по проекту для родителей :
• Повысится степень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в природе;
• Знакомы с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими на даче, в лесу, у водоема, и способами поведения в них;
• Развивают у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности;
• На личном примере демонстрируют детям бережное отношение к природе.
Продукт проектной деятельности :
• Уголок: «Эколята-дошколята»;
• Оформить лепбук: «Экологическая безопасность»;
• Презентация, альбом рисунков (совместная деятельность детей и родителей);
• Оформление памятки:
«Что должен знать ребенок о безопасности в природе».
«Как вести себя при встрече с животными»;
«Что делать при отравлении грибами и ягодами?».
Этапы реализации проекта :
I– подготовительный (аналитический);
II – основной (реализация намеченных планов)
III – заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).
1этап подготовительный (постановка проблемы).
Работа с детьми:
Выявление знаний о правилах безопасного поведения в природе,
Создание проблемы перед детьми, почему детям нужно знать правила поведения в природе.
Обдумывание идеи проекта введение в тему проекта.
• Составление плана основного этапа проекта.
• Подбор методической литературы;
• Подбор тематических плакатов, фотографий и иллюстраций;
• Пополнение предметно-развивающей среды, по правилам безопасного поведения в природе;
• Изготовление дидактических игр по экологии;
• Изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых игр по правилам безопасного поведения в природе;
• Разработка комплексно-тематического плана по правилам безопасного поведения в природе;
• Разработка ОД;
• Разработка бесед по темам безопасного поведения в природе;
• Создание картотек: дидактических игр, подвижнх игр, сюжетно - ролевых игр;
• Подборка познавательной, художественной литературы, загадок;
• Подбор слайдов, презентаций.
• Изготовление книжек-малышек по правилам безопасного поведения в природе;
• Подбор материала для уголок: «Эколята-дошколята» и лепбука: «Экологическая безопасность»
Работа с родителями:
• Информация для родителей о предстоящей деятельности;
• Анкетирование родителей: «О правилах безопасности детей в природе»
Цель: Выявить знание родителей по теме соблюдение правил безопасности детей в природе, о серьёзности семьи в ознакомлении с ними детей;
• Разработка консультаций для родителей.
2 этап основной (реализация намеченных планов).
Планирование в рамках реализации проекта по областям
Познавательное развитие
1. Беседа: «Будем беречь и охранять природу»
Программное содержание: Воспитывать у детей природоохранное поведение. Познакомить детей с правилами безопасного поведения на природе. И формировать детей об основных опасностях отдыха на природе, профилактика укусов и отравлений. Воспитание культуры поведения на природе, формирование убеждений в необходимости соблюдения мер безопасности. Подбор стихов, пословиц, загадок. Рассматривание иллюстраций с изображением опасных ситуаций, сюжетных картин.
2. Беседа: «Контакты с животными»
Программное содержание: Формировать представления о том, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными. Воспитать интерес к жизни животных, добрые чувства к ним. Закрепить правила поведения при встречи с животными.
3. Беседа: «Опасные насекомые»
Программное содержание: Дать детям знания о правилах поведения при встрече с насекомыми, формировать представление о разнообразных насекомых.
(Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, загадывание загадок, чтение художественной литературы, стихов, изучение народных примет)
4. Беседа: «Ядовитые растения»
Программное содержание: Учить детей узнавать ядовитые растения. Дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться. (Изучение плаката «Ядовитые растения», изучение правил поведения в лесу, на участке детского сада).
5. Беседа: «Лекарственные растения»
Программное содержание: Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения. ( Изучение плаката: «Лекарственные растения», рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных растений. Чтение и заучивание стихов о растениях, загадывание загадок).
6. Беседа: «Не все грибы съедобные»
Программное содержание: Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных. Дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки: засолки, варки. (Рассматривание иллюстраций с изображением разных грибов, грибов - двойников, загадки, стихи. кроссворды, советы).
7. Беседа: «Опасные явления в природе : молния, гроза»
Программное содержание: знакомить детей с правилами поведения во время грозы. Рассказать о природном явлении — гроза, объяснить причины возникновения, чем она опасна, что такое молния. Познакомить с правилами поведения во время грозы (находиться лучше в помещении, закрыть окна, выключить электроприборы; выключить мобильный телефон, нельзя стоять под деревьями, можно в кустарнике, нельзя бегать на улице).
Речевое развитие
1. Тема: Заучивание стихотворения: «Здравствуй, лес, дремучий лес»
С. Погорельского
Программное содержание: Развивать активный словарь детей. Воспитывать интерес к познанию явлений природы. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение выслушивать товарищей. Способствовать умению детей последовательно запоминать и рассказывать стихотворение, используя мнемотехнику, соотносить фразы картинкам.
2. Тема: «Зачем знать правила поведения в природе»
Программное содержание: Закреплять знания о правила поведения в природе умении составлять рассказ по картине. Расширять словарный запас детей, развить связную речь, умение отвечать на вопросы. Совершенствовать диалогическую речь.
3. Заучивание пословиц, поговорок о безопасном поведении на природе.
Программное содержание: Формировать способность понимать смысл пословиц, поговорок. Совершенствовать знания детей о безопасном поведении на природе в разное время года. Развивать умение правильно строить сложноподчиненные предложения. Расширять словарный запас детей. Развить связную речь, умение отвечать на вопросы. Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи. Воспитывать ответственность за свою безопасность. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.
4. Тема: «Сигналы опасности природы».
Программное содержание: Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить с их сигналами опасности (животных, растений – цвет, шипы, колючки, звуки, рога и т. д.). Убедить детей в необходимости соблюдения мер предосторожности. Воспитывать бережное отношение к дарам леса. Активизация словаря: поляна, шляпка, ножка, боровик, подберезовик, подосиновик, лисички, мухомор, поганка.
5. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как мы ходили в лес».
Программное содержание: Совершенствовать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Уточнить знания о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.
6. Тема: «Минутки безопасности».
Программное содержание: Развивать умение понимать вопрос и кратко, четко на него отвечать. Совершенствовать представление об опасных для человека ситуациях на природе и способах поведения в них. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
8. Беседа: «Будь осторожен!»
Программное содержание: Познакомить детей, чем опасны дикие животные и бродячие кошки, собаки. Объяснить детям, как определить больных животных по внешнему виду. Активизация словаря: дикий, свирепый, злой, бодливый, больной.
Составление творческих рассказов:
• «Случай, который произошел с моим другом в лесу»
Цель: Учить составлять творческий рассказ с опорой на выбранную иллюстрацию, закреплять в рассказах правила действия в природе. Развивать умение загадывать загадки
• Обсуждение ситуаций: «Что делать если…»
Цель: Познакомить с правилами оказания первой помощи при укусах насекомых, животных формировать правильный алгоритм действий.
• Рассматривание иллюстраций с изображением опасных ситуаций, и составления по ним рассказов.
• «Не играй с бродячими животными»,
• Моделирование ситуации: «Дети купались в озере, неожиданно началась гроза».
Чтение художественной литературы
Н. Сладков «Белкин мухомор»;
Е. Чарушин «Волчишко»;
Е. Карасев «На земле исчезают цветы»;
Н. Рыжова, «Если вы в лес пришли гулять»;
Я. Аким, «Есть одна планета – сад»;
Е. Благинина «Одуванчик»;
И. Белоусов, «В лесу»;
Н. Красильникова, «Гость в лесу»;
А. Берестов, «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица»;
Г. Ладонников, «Однажды в лес…»;
Б. Заходер. «Шагай»;
С. Погорельского; «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес, дремучий лес»;
Я. Тайц «По грибы»;
А. Дмитриев «Бездомная кошка»;
Г. Новицкий «Дворняжка»;
Т. Шорыгина «Советы лесной мышки»; «Прогулка в лес, или мамины уроки»;
Стихи С. В. Бурдина по обучению детей безопасному поведению в природе.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование
1. Тема: Рисование: «Опасные насекомые».
Программное содержание: Формировать умение детей рисовать насекомых по представлению, передавая движение насекомого. Совершенствовать знания детей о правилах безопасного поведения рядом с насекомыми. Продолжать учить детей образовывать однокоренные слова (пчела, пчелка, пчелиный и т. д.).
2. Тема: «Кого мы встретили в лесу».
Программное содержание: учить детей создавать сюжетную картину ««Кого мы встретили в лесу»»; закрепить правила безопасности на природе; Воспитывать интерес к рисованию, развивать художественный вкус, внимание и логическое конструирование в рисунке.
Раскраски:
• «Природные явления»;
• «Растения, которые нас лечат»;
• «Съедобное - несъедобное».
Аппликация
2. Тема: «Ёжик».
Программное содержание: Совершенствовать умение детей вырезать предмет (ежика) из частей (иголки, туловище, закреплять умение плавного срезания уголков у квадрата, украшать работы дополнительными деталями. Совершенствовать знания о правила безопасного поведения с дикими животными.
2. Тема Коллаж: «Моя безопасность в природе».
Программные содержание: Поощрять детей создавать коллективную аппликацию. Совершенствовать знания детей о ситуациях в природе, которые опасны для жизни человека. Развивать умение предвидеть и по возможности избегать опасные ситуации. Развивать творчество, фантазию. развивать художественно - творческие способности,чувство композиции в процессе коллективной работы, способствовать развитию мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости,развитие ритмичности,плавности движений, воспитать у детей чувство ответственности за лес и его обитателей. воспитать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.
Лепка
1. Тема: Лепка (декоративная пластина) : «Внимание опасность!»
Программное содержание: Совершенствовать знания детей об опасностях, встречающихся в природе. Развивать умение детей лепить пластину по заранее приготовленному эскизу, украшая ее природным и бросовым материалом, с помощью налепа, углубленным рельефом.
2. Тема: «Грибы»
Программное содержание: Создание условий для закрепления у детей знаний о грибах, развитие умения передавать более точную форму ножки и шляпки.
Рассматривание репродукций картин:
• «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкин,
• «Рожь» И. И. Шишкин,
• «Берёзовая роща» Левитан И. И.,
• «Золотая осень» Левитан И. И. ,
• «Дубы» Васнецов В. М.
Социально-коммуникативное развитие.
• Целевая экскурсия по территории детского сада;
• Целевая экскурсия в парк;
• Моделирование ситуаций. Решение и обыгрывание проблемных ситуаций с детьми:
«Встреча с чужой собакой»
«Если укусил клещ»;
Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу»
Работа по схемам:
• «Будь природе другом» (что нельзя делать в природе,
• «Правила безопасности для детей».
Игровой тренинг:
• «Меня ужалила пчела»;
• «Внимание, клещи».
Задачи: Познакомить с правилами оказания первой помощи при укусах насекомых, формировать правильный алгоритм действий.
• Оказание первой помощи при отравлении грибами.
Задачи: Учить детей правильно действовать и оказывать первую помощь при отравлении грибами. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
Составление рассказов по картинкам, рассматривание фотографий «Моя семья на отдыхе»
Игровая деятельность
Дидактические игры:
• «Рыба, птица, зверь»;
• «Узнай по описанию»;
• «Опасно — не опасно»,
• «Буду осторожен в природе»;
• «Враг или друг?» (встречи с насекомыми, животными);
• «Где можно спрятаться во время грозы»;
• «Выбери съедобные грибы и ягоды;
• «Правильно - неправильно поступают люди»;
• «Съедобно-несъедобно»;
• «Лесная аптека».
Настольно-печатные игры:
• «Сбор грибов и ягод»;
• «Подбери картинку»;
• «Зоологическое лото»;
• «Растения»;
• Лото:
«Животные»;
«Насекомые»;
«Лекарственные растения»;
«Грибы».
Сюжетно-ролевые игры:
• «Лесное происшествие»;
• «Юные спасатели»;
• «Первая помощь при отравлениях»;
• «Будем дружно жить!»;
• «Спасатели»;
• «Путешествие»;
• Семья: Сюжеты: «Отдых на природе», «Семейная прогулка в лес»,
Задачи: Содействовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни и среде. Совершенствовать умение договариваться с товарищами, планировать и обсуждать действия всех играющих. Расширять знания о работе спасателей, развивать умение не попадать в опасные ситуации. Способствовать интонационной выразительности речи детей.
Труд
• Совместное изготовление макета «Лес».
• Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
• Изготовление лепбука: «Безопасная природа».
Физическое развитие
Физкультминутки:
• «Медведь»;
• «Вместе по лесу идём»;
• «Грибы»;
• «Вышел дождик погулять».
Подвижные игры:
• «Зайцы в лесу»;
• «У медведя во бору»;
• «Пройди по тропинке»;
• «Птички в гнёздышках»;
• «Лягушки – попрыгушки».
Пальчиковая гимнастика:
• «Цветок»;
• «Вышли пальчики гулять»;
• «Уж как шла лиса по тропке»;
• «Явления природы».
ИКТ
Просмотр познавательных презентаций:
• «Эти удивительные животные»;
• «Правила поведения детей в лесу»;
• «Экологические ситуации»;
• «Лес и человек».
• «Лекарственные и ядовитые растения»,
• «В лес с лукошком» (о грибах и ягодах).
• мультфильм: «На лесной полянке».
Прослушивания аудио-записей:
• «Тишина леса»;
• «Голоса птиц»;
• «Голоса леса»;
• «Голоса животных».
Опытно-экспериментальная деятельность
1 Исследовательская деятельность «Что содержится в воде?»
2. Опытно - исследовательский деятельность: изучение природоведческой литературы, поиск информации в детских энциклопедиях (совместно с родителями)
3.«Мы исследователи» - разработка правил поведения в природе,
4.«Мастера в лесу» их задача – найти и собрать оригинальный материал для творчества и поделок (мох, куски коры, листья, шишки).
Дома дети реализуют замыслы
Работа с родителями.
Использование разных форм просветительной работы по пропаганде правил безопасного поведения в природе среди родителей :
• Участие в выставке поделок из природного материала «Волшебный сундучок».
• Участие в районном конкурсе «Эколята-дошколята».
Консультации для родителей:
• «Воспитание безопасного поведения детей в природе»;
• «Осторожно! Ядовитые растения»;
• «Защита от клещей. Как удалить клеща»;
• «Как подготовить детей к взаимодействию с животными в условиях города»;
• «Если ребенок потерялся в лесу».
Газета для любознательных родителей
• Стенд: «Правило поведения в лесу».
Папка-передвижка:
• «Ядовитые растения»;
• «Солнечный удар»;
• «Скорая помощь в лесу»;
• «Безопасность около водоёма»;
• «Опасность огня в лесу»;
• «Опасные насекомые»;
• «Экскурсии в природу».
• «Меры профилактики сезонных заболеваний»
Анкетирование:
• «О правилах безопасности детей в природе»
• «Проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности детей в природе».
Памятки:
• Что должен знать ребенок о безопасности в природе.
• «Как вести себя при встрече с животными»;
• «Что делать при отравлении грибами?».
• «Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы»
Предметно развивающая среда
• Стенд: «Эколята-дошколята»
• Мини-музей: «Такая разная кора»
• Макеты для обыгрывания ситуаций;
• Лэпбук: «Безопасная природа»;
Познавательная информация для детей :
• Наглядная информация для детей «Правила безопасности детей в природе в картинках»;
• Демонстрационный материал «Азбука безопасности : ребенок и природа»;
• Картотека иллюстраций «Правила безопасности детей в природе»;
• Открытки «Правила безопасности детей в природе»;
• Плакат «Правила безопасности детей в природе»;
• Серия картинок «Соблюдай правил безопасности детей в природе правила пожарной безопасности»;
• Дидактические карточки для ознакомления с окружающим «Правила безопасности детей в природе»;
• Тематические плакаты:
«Запрещающие правила поведения в природе»;
«Разрешающие правила в природе».
Познавательно-игровые задания:
• Лабиринт;
• Последовательные картинки;
• Что перепутал художник;
• Карточная викторина;
• Разрезные картинки.
Атрибуты для сюжетных игр:
• Игровой макет «Лес»;
• Макет «Насекомые»;
• Телефон;
• Игрушка «Лесовичок».
Альбомы:
• «Грибы»;
• «Насекомые»;
• «Лекарственные растения»;
• «Правила безопасности в природе в стихах»;
• Альбом с детскими работами по данной теме.
• «Жалобная книга природы»;
• «Природа родного края».
3 этап: Итог проекта
Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
Вывод: Реализация проекта способствовала овладению детьми элементарными знаниями о правилах безопасности в природе, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасности. Дети стали проявлять интерес к собственной безопасности и сохранению здоровья. Дети умеют правильно вести себя в природе. Пополнились знания об опасных ситуациях в природе (дети отличают съедобные грибы от несъедобных, лекарственные растения от ядовитых) и т. д. Имеют представление о последствиях неграмотного отношения к природе.
Была создана предметно – развивающая среда: оборудован уголок «Эколята-дошколята», где было отведено место по безопасности детей в природе, оформлен лэпбук на тему: «Безопасная природа», тематические альбомы.
Подобрана методическая и детская литература. Подготовлены атрибуты к играм, разработаны конспекты ОД, бесед, игр.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы,
показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.
в решении задач безопасности.
У родителей повысились знания в вопросах касающихся правил безопасности в природе.