АНАСТАСИЯ КЛИМЧЕНКО
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста «Мои первые шаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей раннего дошкольного возраста в условиях ДОУ
«Мои первые шаги»
Автор проекта :
воспитатель
МДОУ детского сада №4
городского округа Власиха
Климченко Анастасия Павловна
Информационная карта проекта
Проект : Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Публикация «Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста „Мои первые шаги“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
«Мои первые шаги»
Продолжительность проекта : долгосрочный (с 3.09.2018 по 29.12.2018)
Тип проекта : интегрированный.
Участники проекта : воспитанники группы раннего развития (дети 2 лет) педагоги, специалисты, родители (законные представители).
Актуальность проекта : каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка, учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В. С. Мухина.
Цель проекта : помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи проекта :
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду;
- обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей :
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Ожидаемые результаты проекта :
• Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
- сбор информации, работа с методической литературой;
- составление плана проведения проекта;
- подбор художественной литературы, чтение художественной литературы;
- подбор дидактических игр, обновление предметно-развивающей среды;
- оформление информационного стенда с целью привлечения родителей к участию в проекте;
- подготовка презентации по данной теме;
- изготовление родительского стенда;
- проведение бесед и родительских собраний;
- привлечение внимания родителей к новой информации;
- разработка конспектов адаптационных занятий;
- разработка анкет для родителей;
- составление перспективного плана мероприятий проекта.
Основной этап:
Образовательные области: Тема Задачи
Режимные моменты «Экскурсия по группе», «Дежурство по столовой», «Водичка-водичка» (игровое упражнение) Познакомить детей с группой, провести экскурсию по уголкам (сенсорного воспитания, гендерного воспитания, пространственного ориентирования, физического воспитания, уголка природы, уголка дежурства и др.)
Учить правильно дежурить, помогать воспитателям накрывать на стол.
Учить соблюдать культурно-гигиенические навыки (умываться, пользоваться полотенцами, расческами).
Познавательное развитие Беседы на тему: «Осень в гости к нам пришла»,
«Моя семья», «Домашние животные», «Одежда», «Правила поведения в детском саду», «Дружба-это чудо».
«Зимушка-зима», «Дед Мороз». Познакомить детей с новыми понятиями, расширять кругозор детей, воспитывать добрые и бережные чувства по отношению к окружающим, близким и природе.
Речевое развитие «Здравствуй, детский сад», «Урожай на грядке», «Корзина для магазина», «Оденем куклу Машу», «Мама, папа, я – чудесная семья», «Мой любимый домашний питомец», «Подари снежинку», «Все кругом белым-бело».
Прослушивание и повторение русских народных сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь». Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружениям.
Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).
Расширять представления детей о времени сбора урожая, о наиболее распространенных фруктах. Учить детей различать и называть фрукты. Обогащать словарь детей : существительными, обозначающими название фруктов, прилагательными, обозначающими качество фруктов.
Расширять знания детей о домашних животных.
Уточнять и закреплять знания детей об одежде, обуви. Познакомить детей с разными видами одежды. (по сезонам, мужская, женская, детская).
Побуждать называть своё имя, фамилию, имена членов семьи. Обогащать представления о своей семье.
Расширять представления о зиме. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы.
Театрализованная деятельность Кукольные спектакли «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Пробудить в детях интерес к русским народным сказкам.
Художественно-эстетическое развитие Лепка: «Листопад» (пластилинография, «Оладушки для бабушки», «Заборчик для загона», «Платье для мамы», «Снежинка».
Рисование: «Свет в моем окошке», «Цыплёнок и утенок – лучшие друзья», «Букет для мамочки», «Снегири», «Снеговики».
Аппликация: «Шарики воздушные»; «Домик», «Мамин день». Учить детей разминать пластилин в руках, раскатывать шарики, колбаски, учить создавать коллективную композицию.
Учить рисовать пальчиковыми красками с помощью ладошек, учить рисовать ватными палочками, показать, что можно из отпечатка ладошки создавать различные художественные композиции.
Учить детей создавать аппликацию отрывным способом, продемонстрировать детям, что из отдельных элементов можно создавать композицию.
Музыкальное развитие «Ладушки». Русская народная песня в обработке Г. Фрида;
«Зайка». Русская народная песня в обработке Г. Лобачева;
«Дождик». Русская народная песня в обработке Т. Потапенко;
«Петушок». Русская народная песня в обработке М. Красева. Познакомить детей с жанром русской народной песни. Активизировать речь детей, расширить их словарь, вызвать у них эмоциональный отклик.
Формировать правильную координацию движения.
Психологическое развитие Ведение индивидуального адаптационного журнала ребенка Наблюдение за адаптацией каждого ребенка, индивидуальные консультации с родителями.
Физическое развитие. Здоровье Комплексы утренней гимнастики.
Физкультура на прогулке и в группе.
Гимнастика пробуждения (хождение по массажным коврикам)
Развивать координацию движений, крупную моторику детей. Учить слышать педагога и повторять за ним движения.
Способствовать профилактике различных инфекционных заболеваний среди детей.
Благоприятно влиять на опорно-двигательный аппарат.
Взаимодействие с семьями воспитанников Организационные родительские собрания
Оформление папок-передвижек «Первые дни пребывания в детском саду», «Развитие речи у детей», «Осень. Игры с детьми», «Зима. Игры с детьми».
Приглашение на участие в создании семейных работ: «Осенняя палитра», «Винни Пух и его друзья», «Мастерская Деда Мороза».
Познакомиться с семьями воспитанников.
Дать направление на сотрудничество с педагогами, специалистами.
Помочь на первых этапах посещения ДОУ.
Способствовать сотрудничеству родителей с педагогами в воспитании детей.
Ведение индивидуального сайта педагога Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»
Консультация для родителей «Гендерное воспитание. Советы родителям»
Помочь родителям разобраться в волнующих их вопросах.
Безопасность Проведение объектовой тренировки на тему: «Отработка порядка действий сотрудников и воспитанников МДОУ при возникновения пожара в музыкальном зале». Учить детей не бояться сигнала тревоги, объяснить детям цель данного мероприятия. Воспитывать четкость в выполнении действий при экстренных ситуациях. Проводить профилактику панического отношения к данным мероприятиям среди детей.
Заключительный этап:
Продукты Тема Задачи
Презентация Использование презентаций в педагогической деятельности.
Оформить данную презентацию для дальнейшего использования технологии.
Папки-передвижка для родителей «Первые дни пребывания в детском саду», «Развитие речи у детей», «Осень. Игры с детьми», «Зима. Игры с детьми». Привлекать внимание родителей с целью обсуждения увиденного дома с детьми.
Выставки рисунков и поделок Создание выставок детских работ, семейных работ «Осенняя палитра», «Винни Пух и его друзья», «Мастерская Деда Мороза». Формировать у родителей чувство гордости за своих детей. Привлекать к совместному творчеству.
Полученные результаты проекта :
• Пройден адаптационный период детей 2-4 лет.
• Снижена заболеваемость у детей в период адаптации к детскому саду.
• Привлечены родители к совместному воспитанию детей с медико-психолого-педагогической службой.
• Повышена психолого-педагогическая компетенция родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.
• Установлены партнерские, доверительные отношения между ДОУ и семьями воспитанников.
• Созданы открытые системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Список используемой литературы:
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.
4. Павлова С. В., Савинцева Е. А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М. :
5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
7. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М. : Мозаика-синтез, 2011. – 56с