ольга козловская
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема адаптации ребёнка раннего возраста достаточно широко представлена в психологических и педагогических исследованиях отечественных и зарубежных учё ных: Н. И Аксариной, Р. В. Тонковой-Ямпольской, Н. Д. Ватутиной, А. А Солнцева, М. Руттера, А. И. Баркана, где вопрос адаптации рассматривается как один из важнейших аспектов развития личности на начальном этапе её становления. Эта проблема активно разрабатывается в психологических иследованиях, однако вопрос педагогического воздействия на положительный результат адаптации, проблема методов, средств, содержания и педагогических условий представлены недостаточно, а следовательно, затруднена их реализация в воспитательно-образовательном процессе.
Публикация «Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» размещена в разделах
Тенденция, существующая в теоретических разработках авторов относительно предадаптационного периода и собственно адаптационного периодов детей раннего возраста к дошкольному учреждению, сводится к следующим основным положениям:
Фазы адаптационного процесса :
• Острая фаза, сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым
респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии и длится примерно 1 месяц.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :
- легкая адаптация. Поведение ребёнка нормализуется в течении 10-15 дней. К двадцатому дню пребывания в саду у ребёнка стабилизируется сон и малыш начинает нормально есть. Настроение бодрое, есть заинтересованность, которая между тем не отменяет утреннего плача: "НЕ ХОЧУ В САД!" Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребёнок, достаточно легко прощается с родителями, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к происходящему восстанавливается в течении двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребёнок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Возникает не более одного лёгкого заболевания, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется.
- адаптация средней тяжести. Негативные изменения в поведении нормализуются в течении месяца. Нарушения в общем состоянии ребёнка выражены ярче. Сон нормализуется лишь через 20-40 дней. Аппетит восстанавливается примерно в эти же сроки. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость проявляется в течение всего дня. поведенческие реакции востанавливаются к концу первого месяца пребывания в детском саду. Отношение ребёнка к близким - эмоционально возбуждённое (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется в качестве инструмента общения, либо речевая активность замедляется. В игре ребёнок не пользуется приобретёнными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым и детям избирательное. Лёгкие заболевание - до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается, могут наблюдаться такие проявления, как бледность, тени под глазами,
пылающие щёчки, шелушение кожи, длится в течение полутора-двух недель.
- тяжёлая адаптация. Тяжёлая адаптация длится от двух до шести месяцев. Ребёнок плохо засыпает (сон непродолжительный, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, могут возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребёнок много плачет, поведенческие реакции нормализуются к концу второго месяца пребывания в саду. Отношение к близким взрослым - эмоционально-возбуждённое. Отношение к детям - отторжение или агрессия, ребёнок отказывается от участия в совместной деятельности. Речью в качестве инструмента общения не пользуется, или имеет место задержка речевого развития. Игра ситуативная, кратковременная. Могут наблюдаться такие проявления и состояния, как рвота, дрожание подбородка, пальчиков, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции.
• Подострая фаза, характеризуется адекватным поведением ребёнка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами и длится примерно 3-5 месяцев.
• Фаза компенсации, характеризуется убыстрением темпа развития, в результате, к концу учебного года преодолевается указанная выше задержка темпа развития.
Для формирования адаптационных механизмов и следовательно сглаживания стрессовых переживаний необходимо, с одной
стороны, сочетание определенных стереотипов, которые лежат в основе
поведенческих реакций, а с другой - насыщенность жизни ребенка в
эмоциональной, познавательной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности.
Адаптационный период считается законченным, если: ребенок приходит в
детский сад с хорошим настроением, спокойно прощается с родителями; не стоит у окна и не ждет, когда за ним придут; не вспоминает в течение дня о
маме; принимает участие и проявляет заинтересованность к какой-либо
деятельности; не плачет; засыпает и спит спокойно; ест с аппетитом;
отсутствуют отрицательные эмоции (гнев, страх, отвращение и т. п.).
Практические решения проблемы адаптации как одной из ведущих в дошкольном образовании, а также возможных подходов к ней чрезвычайно актуальны в настоящее время.
Как показывают исследования, контролируемый, правильно организованный адаптационный процесс на ранних стадиях развития ребёнка правильно подготавливает к стрессовым ситуациям жизни, повышает "потолок" сопротивляемости патологиям.
В результате научных исследований последних десятилетий в области педагогики, педиатрии и психологии раннего возраста таких учёных, как С. Ю. Мещерякова, Л. Н. Галигузова, Н. Е. Веракса и др. была создана чёткая система вхождения ребёнка в социум, своеобразная лесенка по которой поднимаются двое - Взрослый и Ребёнок.
I ступень - ребёнок и мама
II ступень - ребёнок, мама и другие взрослые
III ступень - ребёнок и ближайшее окружение (взрослые дошкольного
учреждения)
IV ступень - ребёнок и другие дети
Первая и вторая супень преодолевается в семье, а третья и четёртая в дошкольном учреждении.
Чем полнее и разнообразнее деятельность ребёнка, тем успешнее пойдёт его развитие.
Л. С. Выгодский в работе "Игра и её роль в психическом развитие ребёнка" писал: "В дошкольном возрасте ребёнок очень восприимчив и открыт окружающему миру. Чем он младше, тем больше влияния можно оказать на его поведение и чувства. Ребёнок, играя, адаптируется к внешнему миру. Игра - путь обретения взаимопонимания взрослого и ребёнка. "
Игровая деятельность - это наиболее близкий для малышей вид деятельности.
Выбрав такой вид обучения, как игра, мы даём ребёнку возможность на всю жизнь запомнить, что обучение - это захватывающее, жизнерадостное приключение.
Ещё одна группа причин, когда оказываются разными варианты прохождения острого периода адаптации, касается возможностей детского сада, особенностей программы, а также особенностей личности воспитателя. Это зависимость от характера и структуры деятельности педагогического коллектива.
Все проблемы, которые возникают в период адаптации ребенка к детскому учреждению, необходимо решать посредством совместных усилий воспитателей, педагогов, родителей и психолога.
Таким образом, необходима целенаправленная организация жизни ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению организма к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со взрослыми и детьми.