Ира Ермакова
Проект по адаптации детей к детскому саду «Мои первые шаги»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Ручеек» общеразвивающего вида Пограничного муниципального района»
Проект
по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»
Подготовила: Т. А. Кузьмина
воспитатель группы № 6
«Почемучки»
Сроки реализации: июнь-август 2018г.
пгт. Пограничный, 2018г.
Публикация «Проект по адаптации детей к детскому саду „Мои первые шаги“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА.
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность проекта
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. В связи с этим реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ, является весьма актуальной.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкая смена привычной обстановки: новое помещение, новые игрушки, незнакомые люди, новые правила жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.
Проблема, на решение которой, направлен проект :
Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
В результате осуществления проекта задействованы воспитатель группы, родители, дети, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помочь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизни. Моя главная задача, создать условия, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.
Цель проекта : помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи, решаемые проектом :
- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей в период адаптации;
- преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Ожидаемый результат:
• Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Этапы проекта :
1. Организационный этап:
• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
• разработка конспектов адаптационных занятий, консультаций для родителей;
• пополнение предметно-развивающей среды;
• разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
• подбор анкет для родителей;
• составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
• реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
• анализ проведенной работы;
• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
• оформление информационного стенда для родителей «В детский сад без слез»;
• публикация проекта на интернет-сайте детского сада.
План
работы по реализации проекта
«Мои первые шаги»
группа № 6 «Почемучки»
«Мы знакомимся»
июнь
Утренний приём Встреча вновь поступающих детей с яркой игрушкой – создание психологического комфорта Прием детей в группу. Внести новую игрушку- «Зайчик», показать детям, как можно с ней играть. Вызвать радость от встречи игрушкой Прием детей в группу. Внести новую мягкую игрушку. Попросить погладить, поздороваться с ней. Предложить покатать её в коляске и т. д. Прием детей в группу. Внести в группу мячик. Предложить детям покидать мячик: Рассказать о мяче: круглый, прыгает, катится Прием детей в группу. Привлечь внимание детей к игрушкам. Учить укладывать игрушки в «домики».
Игры с воспитателем «Дай ручку» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым «Хлопаем в ладоши» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым «Привет! Пока!» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым «Хлопаем в ладоши» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым «Привет! Пока!» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым
Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве Знакомство с туалетной комнатой – «Раковина для мытья рук, горшечная, шкафчики с полотенцами
Знакомство с группой – «Развивающие зоны» - спортивный уголок Продолжаем знакомство с группой – «Развивающие зоны»- знакомство со строительным материалом Знакомство со спальной - «Вот твоя кроватка»
Пальчиковые
игры
(развитие речевых навыков) «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки «Этот пальчик дедушка»,
«Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки «Сорока, сорока, кашку
варила», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки «Этот пальчик дедушка»,
«Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки «Сорока, сорока, кашку варила», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки
Индивидуальная работа Формирование культурно-гигиенических навыков
Развитие речи
Рассматривание иллюстраций в книгах Формирование культурно-гигиенических навыков Развитие речи
Рассматривание иллюстраций в книгах Формирование культурно-гигиенических навыков:
Освоение социальных норм и правил Убираем игрушки на место (в свой домик). Пользуемся своим полотенцем. Не отбираем игрушки друг у друга. Правила очерёдности игры с игрушкой. Здороваться при входе в детский сад.
Прогулки Приучать детей гулять только на площадке. Разнообразить их двигательную активность. Прогулки по участку (рассматриваем цветы и деревья на участке). Цель: ориентация в пространстве, обогащение словаря.
Учить делать куличики из песка, рисовать палочкой на песке.
Игровые упражнения – «Догони мяч» - бег в правильном направлении. «Зайка, прыг» - подскоки.
Наблюдения за явлениями природы: - светит солнце (высоко – не достать, светит, с ним весело, радостно – обогащение словаря)
Прочитать стихотворение:
«Светит солнышко в окошко,
смотрит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку»
Дать детям первичные представления о растительном мире: - рассматривание листочков на дереве и на земле.
Подвижная игра «Прячем игрушку (мишку, зайку, Куклу)». Цель: ориентация в пространстве, учить детей двигаться за воспитателем, вызывать чувство радости оттого, что нашли игрушку.
Примечание: в зависимости от ситуации подвижные игры можно менять
«Мы привыкаем» июль
Утренний приём Прием детей в группу. Внести мыльные пузыри: создать радостное настроение от игры с пузырями
Прием детей в группу. Привлечь внимание детей к пирамидкам. Предложить детям собрать и разобрать пирамидки.
Прием детей в группу. Предложить детям покидать мячик: Рассказать о мяче: круглый, прыгает, катится.
Игры с воспитателем «Выдувание мыльных пузырей»- развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым
«Превращение в зверушек» - имитация движений, звукоподражание Предметно-манипулятивная игра – действия с пирамидками (матрёшками, вкладышами, геометрическими формами)
«Дай ручку» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым «Привет! Пока!» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым
Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве
(продолжать) Знакомство с группой – «Развивающие зоны»
Знакомство со спальной - «Вот твоя кроватка»- повторение Знакомство с группой – «Развивающие зоны» - дидактический стол
Знакомство с группой – «Развивающие зоны» - уголок «изо» Знакомство с группой – «Развивающие зоны» - книжный уголок.
Пальчиковые
игры
(развитие речевых навыков) «Где же наши ручки?»
«Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки
Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза»;
«Сорока, сорока, кашку варила» «Один, два, три, четыре,
пять! Вышли пальчики
гулять»
«Этот пальчик дедушка»
«Этот пальчик дедушка»,
«Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки
Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза»;
«Сорока, сорока, кашку варила».
Фольклор, художественная
литература Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка.»
Потешка для новичков:
«Кто из нас хороший»,
Чтение песенки-потешки «Вот и люди спят»
Потешка на умывание:«Водичка, водичка, умой мое личико» Потешка на умывание
«Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды…»
Потешка на одевание:
«Вот они, сапожки…»
Потешка для новичков:
«Кто из нас хороший».
Потешка на умывание:«Теплою водою руки чисто мою.»
Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка.»
Потешка на обед:
«Это - ложка, это-чашка.» (на выбор) Потешка на умывание:«Водичка, водичка, умой мое личико»
Потешка на обед: «Утка-утенка, Кошка – котенка…»
Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба»
Индивидуальная работа Формирование культурно-гигиенических навыков:
При одевании на прогулку учить детей снимать групповую обувь и убирать в шкаф Сенсорное развитие.
Игры-занятия с дидактическим материалом. Пирамидка
Цель: Учить детей нанизывать кольца на стержень. Учить снимать кольца со стержня.
Формирование культурно-гигиенических навыков:
При одевании на прогулку учить детей снимать групповую обувь и убирать в шкаф
Освоение социальных норм и правил Здороваться при входе в детский сад. Уходя – прощаться.
Не драться и не толкать других детей. Убираем игрушки на место (в свой домик).
Убираем цветные карандаши в коробочку. Рисуем сидя за столом. Книжки смотрим аккуратно, не рвём.
Прогулки Продолжать приучать детей гулять только на площадке. прогулки по участку (рассматриваем цветы и деревья на участке). Цель: ориентация в пространстве, обогащение словаря.
Учить детей играть с песком, строить куличики (из формочек). Следить, чтобы дети не ломали постройки друг у друга.
Игровые упражнения – «Прыгай дальше» - прыжки. «Через ручеёк» - поднимать высоко ноги. Катание игрушек на машинах, колясках.
Игры с мячами, кеглями.
Подвижная игра «Птички»; «Киска» - имитация движений.
Прочитать потешки:
«Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет». Пти
ка-птичка,
Вот тебе водичка,
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
Самостоятельные игры детей
«Мы осваиваемся»
август
Утренний приём Прием детей в группу. Знакомство с новой куклой. Прием детей в группу.
Создать игровую ситуацию «Машина катает зверят». Предложить детям выбрать игрушку и прокатить на машине.
Прием детей в группу.
Создать игровую ситуацию «Домик для игрушки»- на столе положить строительный материал. Прием детей в группу.
Привлечь внимание детей к дидактическому столу. Прием детей в группу.
Внести мыльные пузыри: создать радостное настроение от игры с пузырями
Игры с воспитателем «Хлопаем в ладоши» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым «Приходите ко мне в гости, будем играть» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым Игры со строительным материалом «Хлопаем в ладоши» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым «Выдувание мыльных пузырей»- развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым
Общение Ситуация «Кого как
зовут». Ситуация «Игрушки, которые живут в нашей
группе». Ситуация «Кого как
зовут». Ситуация: «Чудо-вещи
вокруг нас». Ситуация «Как дети
полюбили ходить в
детский сад»
Пальчиковые
игры
(развитие речевых навыков) «Этот пальчик дедушка»,
«Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза»;
«Сорока, сорока, кашку варила». «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки.
Знакомство с игрой- «Мы кружок нарисовали» «Один, два, три, четыре,
пять! Вышли пальчики
гулять»
«Этот пальчик дедушка»
«Мы кружок нарисовали» «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки»,
«Мы кружок нарисовали»- народные песенки
Фольклор, художественная
литература Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка.»
Потешка для новичков:
«Кто из нас хороший» Потешка на умывание: «Закатаем рукава,
Открываем кран - вода.»
Потешка на завтрак:
«Это - ложка,
Это – чашка». Потешка на умывание: «Теплою водою руки чисто мою.»
Потешка на одевание:
«Вот они, сапожки…» Рассказывание русской народной сказки
«Курочка Ряба», потешки на умывание, потешки за столом. Чтение стихотворе-
ния С. Маршака
«Мыльные пузыри»- частично
Индивидуальная работа
Формирование культурно-гигиенических навыков:
Продолжать учить детей находить свой шкафчик, складывать туда одежду. Формирование культурно-гигиенических навыков:
после умывания учить детей вытирать руки полотенцем. Формирование культурно-гигиенических навыков:
учить детей после еды говорить «спасибо» Сенсорное развитие, развитие мелкой моторики
Игры-занятия с дидактическим материалом
Д/и «Полный – пустой» - действия с разноцветными крышечками. Формирование культурно-гигиенических навыков:
Учить закатывать рукава при мытье рук.
Освоение социальных норм и правил Формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам: садится за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом. Убираем игрушки на место (в свой домик). Продолжаем учить здороваться при входе в детский сад. Уходя – прощаться. Не отбираем игрушки друг у друга. Правила очерёдности игры с игрушкой. Не драться и не толкать других детей.
Прогулки Продолжать приучать детей гулять только на площадке
Цель: ориентация в пространстве, обогащение словаря.
Продолжать учить детей играть с песком, строить куличики (из формочек). Следить, чтобы дети не кидались песком друг в друга.
Игровые упражнения – «Догони мяч» - бег в заданном направлении. «По ровненькой дорожке» - ходьба по ограниченной площади. Катание игрушек на машинах, колясках. Игры с мячами, кеглями.
Наблюдения за сезонными изменениями. Рассказать детям о том, что прилетел к нам веселый ветер-ветерок. Ветер умеет играть с флажками и вертушкой (вынести флажки и вертушку на улицу).
Наблюдение за солнышком.
Наблюдение за птичками.
Прочитать стишок:
Поигрался ветерок
В бархатной листве.
Пробежался сотней ног
По лесной траве.
Подвижная игра «Бегите ко мне.» Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга. Учить действовать по сигналу воспитателя.
Подвижные игры: «Воробушки и кот»; «Огуречик, огуречик…»; игры с мячом
Самостоятельные игры детей
Примечание: в зависимости от ситуации подвижные игры можно менять
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Консультации на тему:
- «Адаптация ребёнка в детском саду. Адаптационный период»;
- «Что нужно знать родителям, когда ребенок приходит в детский сад»;
- «Моменты утреннего расставания»;
- «Привитие культурно-гигиенических навыков».
- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада».
- «Растим малыша здоровым»;
Анкетирование:
- сведения о ребенке (социальный паспорт).
Индивидуальные беседы:
- «Завтра в детский сад»;
- «Ваш ребёнок пришёл в детский сад»
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
3. Выпуск памяток, папок-передвижек, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;
- Организационное родительское собрание;
- Диагностика адаптации к ДОУ.