Раиса Демина
Проект «Планета птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Планета птиц» Демина Р. Ф.
Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня – образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально - личностное развитие детей. Эколого–ориентированное направление можно выделить отдельно, и в то же время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образовательную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Публикация «Проект „Планета птиц“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Новизна нашего экологического проекта заключается в использовании ИКТ. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно-образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволит детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Актуальность:
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к птицам. Птиц видим постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц.
В собственной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Вид проекта :
Познавательно-творческий, групповой, долгосрочный.
Срок реализации:
Май 2022 - сентябрь 2022 г.
Участники проекта :
Воспитатели группы, дети, родители.
Цель:
Закрепление представления воспитанников о птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц и птиц в жизни человека. Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохранной деятельности и научить их, её организовывать.
Задачи:
Образовательные:
Расширить представление воспитанников о птицах нашего родного края
Обобщить полученные знания воспитанников при наблюдении за повадками птиц.
Расширить представление воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала.
Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование сознательного отношения к миру.
Научить воспитанников совместно с родителями организовать природоохранную деятельность.
Научить детей правильно их подкармливать.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к миру природы любознательность, наблюдательность;
Развивать воображение, творческое мышление, фантазию;
Развивать и формировать трудовые навыки.
Воспитательные:
Воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.
Предполагаемый результат:
• Закрепление знаний о птицах нашего края, местах их обитания, внешнем виде, чем питаются, как передвигаются.
• Вовлечение родителей в экологическое воспитание своих детей.
• Развитие умственных способностей детей, умение обследовать, анализировать, делать выводы.
• Воспитание навыков экологически безопасного поведения в природе.
• Создание предметно-развивающей среды по данной теме.
• Воспитание у детей желания общаться природой, отражать свои впечатления в различных видах деятельности.
• Воспитание трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что-то новое.
• Понимание важности данного проекта в жизни ребенка – сформированная система знаний о птицах, о их пользе в жизни человека;
• Умение вести наблюдения за птицами в природе, производя анализ увиденного;
• Умение различать птиц по внешнему виду, оперению, повадкам;
Формы и методы работы:
• Использование мультимедийных презентаций;
• Развлечение, досуг;
• Дидактические и подвижные игры;
• Оформление книжек-малышек;
• Наблюдения;
• Рассматривание картин;
• Беседы;
• Чтение художественной литературы;
• Заучивание стихов, поговорок, пословиц;
• Оформление участка по теме «Планета птиц»
План работы над проектом :
Месяц Формы и методы работы
Ноябрь • Беседа «Что мы знаем о птицах».
• Чтение: Л. Толстой «Сорока»; С. Вахринцева «Птицы»; сказка «Лиса и журавль».
• Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке.
• Рисование «Сказочная птица».
• Лепка «Птичье семейство».
• Д/и «Четвертый лишний», «Один и много», «Игра в загадках».
• Драматизация сказки «Лиса и журавль».
Декабрь • Беседа «Зимующие птицы».
• Презентации «Зимующие птицы».
• Чтение: В. Бианки «Сова», Е. Носов «Как ворона на крыши заблудилась».
• Рисование «Снегири на ветках».
• Лепка «Прилетели птицы : воробьи, синицы».
• Конструирование: «Воробей».
• П/и «Сокол и наседка», «Лягушки и цапля».
• Д/и «Что за птица?», «У кого кто?».
• «Вечер загадок» (о птицах)
Январь • Беседа «Покормите птиц зимой»
• Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы», составление описательного рассказа о птицах.
• Чтение Н. Павлова «Зимняя пирушка», Ю. Тувин «Птичье радио», сказка «Журавль и цапля».
• П/и «Стайка», «Совушка».
• Д/и «Отгадай-ка», «Летает, плавает, бежит».
• Заучивание поговорок и пословиц:
• Драматизация сказки «Журавль и цапля».
Февраль • Беседа «У кого появилось потомство»(о клесте).
• Заучивание стихотворения «Снегири».
• Чтение Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди».
• П/и «Гуси, гуси», «Птички и кот».
• Д/и «Птицы», «Чей птенец?», «Что это за птица?», «Третий лишний».
• Наблюдение за повадками зимующих птиц у кормушек.
• Рисование «Птицы на кормушке».
• Конструирование «Сова».
Март • Беседа «Птицы возвращаются в родные места».
• Наблюдение за воронами, воробьями, чтение их следов на снегу.
• Заучивание стихотворения «Воробей».
• П/и «Воробьи и автомобили», «Ловушка».
• Д/и «Кто где живет?», «Летает - не летает».
• Наблюдение за прилетом грачей.
• Чтение В. Грашин «Лягушка-путешественница».
• Рисование «Весна. Прилетели птицы».
• Конструирование «Лебеди на пруду».
Апрель • Беседа «Голубь-символ мира»
• Наблюдение за полетом любой птицы.
• Рассматривание книжек малышек о птицах.
• Знакомство с приметами и поговорками.
• П/и «Голубь», «Перелет птиц».
• Д/И «Отгадайте, что за птица», «Что будет, если…».
• Чтение А. Плещеев «Ласточка», В. Бианки «Летели журавли».
• Рисование «Птичье семейство».
• Лепка по сказке «Журавль и цапля».
Май • Беседа «Птицы наши друзья».
• Оформление вмести с детьми альбома.
• Наблюдение за птицами.
• Презентация «Перелетные птицы».
• П/и «Ловушка», «Совушка».
• Д/и «У кого кто?», «Чей, чьё».
• Чтение стихов про птиц детьми.
Июнь
• Эстафета «Птицы быстрые летят»
• Беседы: «Птицы, кто они такие», «Птицы и будущее», «Птицы родного края»
• Отгадывание загадок о птицах.
• Знакомство с пословицами и поговорками о птицах.
• Сочинение детьми рассказов о птицах.
• Наблюдение за птицами.
Июль • Дидактические игры: «Угадай, что за птица», «Четвертый лишний»
• Чтение: «Как ворон и сова друг друга покрасили», «Где обедал воробей» С. Маршак, «Покормите птиц», «Синица»
• П/ и: «Птички в гнездышке», «Птички и птенчики», «Вороны и гнезда»
• Рисование птиц.
Август • Конструирование «Птицы из природного материала»
• П / и: «Воробушки», «Третий лишний»
• Рассматривание альбома «Птицы нашего края занесенные в Красную книгу»
Диагностика
Цель: Выявления уровня знания детей о птицах.
Опросник
1. Какую пользу приносят птицы?
2. Как называются птицы, которые остаются зимовать в наших краях?
3. Каких зимующих птиц ты знаешь?
4. Как люди помогают зимующим птицам в холодный период времени?
5. Как называются птицы, которые улетают зимовать в тёплые края?
6. Почему перелётные птицы улетают от нас на зиму?
7. Каких перелётных птиц ты знаешь?
8. Каких кочующих птиц ты знаешь?
9. Какая птица выводит птенцов зимой?
Оценка:
3 балла – ребёнок называет и показывает 9-10 видов зимующих птиц, 9-10 видов перелётных птиц; знает, почему их так называют. Знает, какую пользу приносят птицы, как люди помогают птицам в холодный период времени. Самостоятельно составляет полный описательный рассказ о птице.
2 балла – ребёнок знает, какую пользу приносят птицы, как люди помогают птицам в холодный период времени. Но ребёнок испытывает некоторые затруднения в делении диких птиц на : зимующих и перелётных. С помощью взрослого ребёнок называет и показывает 7-8 видов зимующих и 7-8 видов перелётных птиц. Описательный рассказ составляет также с помощью взрослого.
1 балл – ребёнок путает зимующих и перелётных птиц; затрудняется в ответах, постоянно обращается за помощью к взрослому.
Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
5. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.