Валентина Золотарева
Проект «Питание» для дошкольного возраста
▼ Скачать
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Эртильский детский сад №3»
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнил: воспитатель
Золотарева Валентина Ивановна
Цель проекта :
Сформировать представление у детей о важности правильного питания,
как составной части сохранения и укрепления здоровья, эстетики питания дошкольников.
Задачи проекта :
Публикация «Проект „Питание“ для дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Ознакомить детей с полезными свойствами натуральных продуктов питания, их разнообразием, ценностью и влиянием на организм.
2. Создать благоприятную среду для знакомства с эстетикой и культурой питания, возрождения семейных традиций.
3. Воспитывать осознанное отношение детей и родителей к выполнению правил здорового питания.
Задачи для родителей:
Создавать ребёнку дома условия для закрепления навыков культуры питания, полученных в детском саду, и всячески способствовать этому, подавая личный пример.
Участники проекта :
Воспитатель, младший воспитатель, дети и родители группы «Солнышко».
Тип проекта :
Краткосрочный, коллективный, познавательно-исследовательский, практический.
Актуальность:
Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни дошкольников, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах. Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. Организация питания в каждой возрастной группе дошкольников имеет свои особенности, учитывающие изменения, происходящие в детском организме на каждом этапе. Недостаточное или несбалансированное питание приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, которые, по мнению специалистов, практически невозможно скорректировать в дальнейшем.
Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями, педагогами и специалистами дошкольных учреждений. Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в детском саду, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.
В современных тенденциях развития продовольственной индустрии родителям и педагогам очень сложно без определенных знаний о здоровом питании сформировать у детей устойчивый навык здорового образа жизни, гигиены питания, принципы безопасного и качественного питания. Специальные исследования, проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, показывают, что питание детей в семье, как правило, нерационально и не сбалансированно, нарушен режим питания. Во многих семьях, даже живущих в сельской местности, в питании мало овощей, фруктов, молочных продуктов, а предпочтение отдается колбасным и кондитерским изделиям и т. п. По данным М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, А. Г. Макеевой только 20% родителей знакомы с общими принципами организации здорового питания. Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности рационального питания. Многие родители сами не знают значение правильного рациона питания для здоровья своих детей. А ведь от этого на прямую зависит их физическое, умственное, эмоциональное и психологическое развитие.
Великий русский ученый - физиолог говорил: «…Нормальная и полезная
еда есть еда с аппетитом, еда с испытываемым наслаждением».
Аппетит вызывает у нас не только хорошо и вкусно приготовленная еда,
не только привлекательно оформленное блюдо; всякий знает, что нередко
аппетит появляется и при виде красиво накрытого обеденного стола. Накрыть или как говорят, сервировать стол-это значит разумно расставить на нем посуду и разложить столовые приборы. Порядок сервировки стола подиктован требованиями гигиены, необходимостью обеспечить сидящим за столом наибольшие удобства. Поведение человека во время приема пищи
регулируется правилами столового этикета и очень важно владеть ими.
Как правильно и красиво сервировать, как пользоваться столовыми
приборами, что чем и как есть, как сидеть за столом, как общаться за столом.
Всему этому надо учиться.
Поэтому работу по организации здорового питания мы проводим через
реализацию проекта «Формирование культуры питания».
Создание условий проекта :
Психологический комфорт детей во время их пребывания в
образовательном учреждении во многом зависит от того, как в нем
организовано питание. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям организма, разнообразие меню и сама процедура приема пищи и т. д.
1. Для того, чтобы во время приема пищи ребенок имел возможность сидеть
комфортно, необходимо подобрать мебель в зависимости от роста детей.
Мебель, создающая настроение, должна быть красивой, детской, современной.
Столы необходимо расставить удобно, чтобы каждый ребенок мог спокойно
сесть и выйти из-за стола. Воспитатель усаживает детей за столы так, чтобы
сначала сели часто болеющие и те, кто плохо и медленно ест. Важно, чтобы
дети могли видеть друг друга. Выходить из-за стола нужно постепенно.
2. Сервировка стола. Особое внимание обратить на сервировку стола. Важнейшим условием является соблюдение гигиенических требований, а именно чистота столов, столовых приборов, помещение, где дети принимают пищу, должно быть обязательно проветрено. Посуда имеет огромное значение, а именно, ее цвет, состояние. Посуду необходимо подобрать красивую, детскую, наличие рисунка или цвета на каждом столе может быть свой или у всей группы один. Посуда, в которой подается пищи должна быть небольшой и эстетичной. Не надо забывать и про наличие на столе красивой, подходящий под цвет посуды, скатерти или индивидуальной салфетки для каждого ребенка, которые часто стираются и не имеют пятен от предыдущей пищи. Для полноты сервировки можно поставить на стол и эстетическое украшение, например, вазу со сменяющимися по сезону наполнением. Все должно вызывать у детей желание сесть за стол.
3. Время перед приемом пищи.
Для поддержания хорошего аппетита у детей, следует уделять внимание
оформлению, вкусу, аромату готовых блюд. Пища, находящаяся в тарелке
должна иметь эстетический вид, красиво аппетитно разложенная в посуде
перед ребенком. Все должно вызывать аппетит, желание принимать пищу.
Перед приемом пищи необходимо создать спокойную,
доброжелательную обстановку и поддерживать хорошее настроение детей, так как состояние нервной системы сказывается на аппетите. Можно поиграть перед обедом в спокойные игры.
4. Прием пищи.
Для психологического комфорта важно качество предлагаемых детям блюд, и, конечно, соответствие блюд потребностям растущего организма, их
разнообразие и сама процедура приема пищи. Питание должно проходит как
дома. В качестве средства профилактики психоэмоционального напряжения вовремя приема пищи включается спокойная музыка, неплохо установить
декоративные фонтаны, аквариумы или мониторы с меняющимися
изображениями пейзажей, что создает комфорт и уют.
В группах были созданы центры по этикету, обновили столовые
принадлежности: столовые приборы, столовую посуду, сервизы, яркие,
красивые скатерти. Приобрели музыкальный центр с набором дисков для
релаксации. Мы придерживались основных принципов при создании центров: гигиеничность, удобство расположения и использования, эстетичность оформления, привлекательность и яркость.
В настоящее время очень важным является повышение компетентности
Педагогов и младших воспитателей по разнообразным вопросам воспитания детей, в том числе эстетике питания. Условием успешности воспитания является достаточный уровень культуры педагогов, их профессионализм и педагогическое мастерство. Результат во многом зависит от того, как педагог сам владеет разнообразными методами и приемами. Для этого важно создание творческой группы, проведение работы через проектную деятельность. Был проведен семинар «Организация и методика проведения питания в детском саду», Педагогический совет «Культура питания, как составная часть культуры здоровья», проведение консультаций «Этико- эстетические аспекты культуры питания», «Психологические аспекты организации питания детей», «Эстетика питания» и др. Организовали занятия в Мастер-классе, освоение искусства КАРВИНГА. Важным является выход в Интернет для повышения уровня информационной компетентности педагогов. Главное, чтоб вся работа велась в атмосфере общей культуры и красоты.
В целях оптимального воспитания и развития детей по культуре питания используются разнообразные методы, приемы и формы работы с детьми:
1. Наглядные.
Картинки, видеозаписи, фотографии. Иллюстрации, схемы, видеоматериалы,
продукты детской деятельности, фотографии, картинки- правила (разбор
правил по картинкам).
2. Словесные.
Рассказ взрослого из личного опыта, сказка познавательного содержания,
вопросы, беседа. Рассказ ребенка из личного опыта, беседа.
3. Практические
Самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями,
изготовление рисунков, аппликаций для украшения праздничного стола, разбор
проблемных ситуаций с игрушками: Незнайка приглашает гости- помочь
накрыть стол к чаю.
Сервировка стола по схеме, составление схемы сервировки стола,
алгоритмы изготовление украшений стола по темам: «Новый год», «8 марта»,
«День рождения», «Праздник пап». Творческая деятельность детей:
складывание салфеток, украшение подарка, украшение стола.
Использование театра, музыки. Спектакли кукольного, настольного
театра, театра на фланелеграфе и т. п., инсценировки в исполнении отдельных
детей, элементы театрализованной деятельности. Этюды, сценки.
Художественное слово. Стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы,
басни.
Игровые приемы. Занятие-игра, игровые упражнения, дидактические
игры, игры-путешествия, элементы сюжетно-ролевых игр, игры-путаницы.
Игровые упражнения, игры с правилами, игры-соревнования, кроссворды.
Взаимодействие со сказочным персонажем. Поиграть вместе с ним, подсказать,
помочь ему найти ошибку, научить чему-либо, брать пример.
Наблюдения (за действиями взрослого и ребенка, любование красотой
эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки и др.).
Поведение человека во время приема пищи регулируется правилами
столового этикета, поэтому для успешного овладения детьми роли культурного человека за столом мы организовали обучение этим правилам.
В группе «Солнышко» используется игровой прием для снятия
психоэмоционального напряжения детей.
Цель такого приема - это приучать детей есть аккуратно, пользоваться
салфеткой, вызвать радостное настроение, что немаловажно и желание съедать все. Проблема с которой столкнулись педагоги - это не все ребята приучены есть супы или жидкие каши. Для этого и был оформлен «Солнечный огород». Дети рассматривали сделанные, связанные муляжи овощей, слушали сказки про овощи. Закрепляли названия и при этом воспитатель использовал сказочные названия блюд «Супчик-голубчик», «Супец-удалец», «Супец-молодец», «Борщок - здоровячок», «кашка - малашка», «Запеканка-хулиганка». Продолжением начатой работы является ознакомление детей с составом блюд (какие продукты используются, польза для организма). Дети слушают сказки об овощах и продуктах и закрепляют состав блюд (суп, каша).
Дети уже самостоятельно раскладывают салфетки.
Садятся за столы с удовольствием с нетерпением ждут объявления воспитателя о том, что будут есть. Уже по внешнему виду пищи определяют сказочное название блюда. Хочется отметить, что аппетит у этих детей хороший, едят аккуратно, большинство детей держат ложку правильно.
В группе используют игровой прием «Волшебный цветочек». К детям, которые едят аккуратно в гости приходит «Волшебный
цветочек» и очень радуется, улыбается. А детки стараются не огорчать
цветочка, чтобы у него не испортилось настроение.
Проводим занятия:
«Правила поведения за столом» это как сидеть за
столом (спину держать прямо, локти легка прижать к туловищу, запястьями
коснуться края стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную не придвигаться; за стол нужно садиться в опрятном виде, с чисто вымытыми руками).
«Как пользоваться столовыми приборами и принадлежностями» - (Ложку
держат в правой руке, подносят ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот. Вилку можно держать и в правой, и в левой руке: в правой - когда стол сервирован только вилкой, в левой - когда вилкой и ножом. Бумажной салфеткой пользуются один раз, а, вытерев рот, пальцы и слегка скомкав, кладут под край тарелки).
«Рыцари обеденного стола» - Говорить вполголоса, вежливо обращаться с
просьбами («Подайте, пожалуйста», «Будьте добры», благодарить, не говорить с полным ртом).
«Как правильно и красиво сервировать стол.» - (знать как располагать
салфетки, хлебницу, тарелки, столовые приборы (учитывать законы
сервировки и эстетики).
«Что, чем и как есть» - (Суп едят ложкой. Сосиску - вилкой и ножом.
Макароны, омлет, вареники, пельмени - только вилкой. Ягоды - десертной
ложкой. Хлеб не откусывают, а отламывают руками. Блины, оладьи, арбуз -
вилкой и ножом и т. д.
В перспективные планы включены беседы «Что мы знаем о чашке»,
«Правила поведения за столом», «Твое любимое блюдо», «Полезные овощи».
Большое разнообразие словесных дидактических игр: «Поваренок»,
«Азбука здоровья», «Посуда».
Организуются наблюдения «Правильная сервировка стола», «Мы
дежурим».
Организуем выставки «В гостях у чашки». Тематические выставки «Дары
осени». Дети приносили свои любимые машины разного размера и в них овощи разного цвета, формы и величины. Конечно, принимали активное участие родители. Введены традиции группы «Веселый цветочек», «Сладкий вечер».
Проводятся витаминные дни «Овощная фантазия», «День наливного
яблочка».
Ведется кружковая работа «Добрая хозяюшка».
Организуются смотры- конкуры. 18 ноября у Деда Мороза День
рождение, поэтому к этому Дню мы провели смотр – конкурс «Праздничный
стол для Деда Мороза» «Подарки Деду Морозу»». Педагоги представили
разнообразно оформленные новогодние столы. Проявили творчество и
фантазию.
Одно из направлений деятельности ДОУ – это содружество с родителями
и творчество по вопросам организации правильного, культурного питания
дошкольников и воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного
возраста.
Работа с родителями:
Важным условием является контакт между
семьей и детским садом в данном вопросе. Наш опыт работы с родителями
показывает, что уместны самые разнообразные формы: коллективные и
индивидуальные. Наиболее эффективными, интересные и доступными
оказались такие формы, как:
1. Родительские встречи на тему «Выбираем полезные продукты» с
дегустацией блюд и консультацией шеф. повара по технологии приготовления.
«Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников».
2. Анкетирование «Что такое этикет.
3. Консультации по вопросам эстетики питания «Из истории ложки и
вилки», «Культурные дети - наше будущее», «Поведение за столом», «Посуда и
столовые приборы», «Дорога ложка к обеду».
4. Встречи со специалистами по вопросам питания детей дошкольного
возраста.
5. Проведение Акции «Просто так» - оказание помощи в приобретении
сервизов, пошиве скатертей.
6. Организация совместных праздников, развлечений «Осеннее кафе»,
«Сладкая сказка», «Богатая осень».
7. Выставки «Украшение праздничного стола», «Богатая осень», «Дары
осени», «Дорога ложка к обеду»
8. Оформление информационного стенда «Столовая посуда», «История
вилки».
9. Оборудование с помощью родителей уголков по эстетики питания.
10. Фото-выставки.
11. Оформлены информационные папки для родителей «Эстетика
питания», «Рыцари обеденного стола», «Все о салфетках», «Полезные овощи – кладезь витаминов».
Хочется отметить большой интерес у родителей к этой теме, искреннюю
заинтересованность в действиях, чувствах, мыслях. Желание быть готовыми к любым проблемам и решить их.
Выводы:
Проводимая работа дает и результат. Дети приобретают уверенность и
способность достойно вести себя в разнообразных ситуациях. Быть культурным человеком, компетентным: знать правила столового этикета, самостоятельно выполнять эти правила в соответствии с жизненными ситуациями и обстоятельствами.