Юлия Бушуева
Проект «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста — Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – РОДИНА»
Подготовила: Бушуева Ю. В.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Публикация «Проект „Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста — Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Д. С. Лихачёв
Актуальность:
Цитируя В. В. Путина, президента РФ, хочется отметить: «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, а прежде всего, служить обществу и стране».
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач. Ведь детство – самая лучшая пора для привития чувства гордости и любви к Родине. Создание условий развития личности ребенка на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности!
Тип проекта : долгосрочный, познавательно-творческий, групповой.
Участники: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Гипотеза: Мы предполагаем что, система целенаправленных занятий по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств личности детей, тем самым будут расставлены жизненные ориентиры на пути подрастающего поколения.
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, формирование чувства патриотизма и духовных ценностей.
Задачи проекта :
Образовательные:
- изучить и проанализировать методическую и специальную литературу по данной теме;
- сформировать представления детей о родном городе, стране, исторических памятниках и достопримечательностях;
- расширить представления детей о традициях и обычаях, русских народных праздниках и памятных днях;
- создать предметно-развивающую среду, способствующую формированию нравственно-патриотических качеств;
- активизировать работу с родителями по пропаганде нравственно-патриотического воспитания в семье.
Развивающие:
- развить познавательные интересы, любознательность, эрудицию и интеллект, расширять кругозор детей, способность к толерантному общению с окружающими;
- развивать речь дошкольников и активизировать словарный запас;
- развивать творческие способности, знакомить с народными промыслами России.
Воспитательные :
- воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, традициям, обычаям, к ветеранам ВОВ, представление о героизме;
- прививать духовные ценности и нравственные качества личности.
Формы и методы работы: чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей.
В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:
1. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.)
2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
3. Беседы с детьми о стране, родном городе;
4. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);
5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
6. Знакомство детей с народной декоративной росписью;
7. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);
8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).
Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:
целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (занятие).
НОД проводится - два раза в месяц. Знания полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД. ( например: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы» и др.) Образовательная деятельность проводится с использованием наглядного материала (Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки, презентации и др.)
Предполагаемый результат:
Можно с уверенностью сказать, что реализация данного проекта будет способствовать приобщению детей и их родителей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап:
- изучение литературы по теме;
- составление плана работы;
- подбор необходимого материала для реализации проекта.
2. Основной этап:
- оформление патриотического уголка, посвященного родной стране, городу;
- подбор наглядного и иллюстративного материала по теме;
- разработка и проведение системы занятий по гражданско-патриотическому воспитанию;
- проведение утренников и мероприятий, связанных с народными традициями и праздниками;
- знакомство с УНТ, чтение художественной литературы: русских-народных сказок, былин, пословиц и поговорок, стихотворений, заучивание их, употребление в режимных моментах;
- прослушивание музыкальных произведений, разучивание песен, танцев, народных обычаев;
- создание альбомов, мультимедийных презентаций «Выдающиеся люди России», «Достопримечательности города», «Они сражались за Родину», «Праздники в России, обычаи и традиции», «Космос», «Профессии моих родителей», «Народные промыслы», «Зимние забывы» и др;
- оформление генеалогического древа совместно с родителями;
- знакомство с народно-прикладным искусством, изготовление поделок, рисунков по теме, участие в конкурсах;
- беседы, консультации, совместные мероприятия с родителями.
3. Заключительный этап:
- подведение итогов работы;
- проведение диагностики нравственно-патриотической сферы детей старшего дошкольного возраста.
Вывод:
Проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников - это фундамент, для воспитания будущего поколения. Очень важно привить любовь и уважение к культурным, национальным и духовным ценностям народа.
Разработанная система занятий обеспечивает в результате – духовно-нравственное образование ребёнка, взаимодействие ДОУ с семьей. Именно опора на традиционную народную культуру дает возможность передавать ребёнку положительные человеческие качества.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Блок 1. «Я, ты, он, она, вместе дружная страна»
Мир ребенка начинается с его семьи. Дети получают знания о семье, воспитывается гуманное отношение ко всему живому. Уточняются представления о профессиях людей, семейных традициях. Воспитанники учатся соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, дети стараются быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях.
Блок 2. «Народные праздники и традиции, промыслы»
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока знакомим детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народными промыслами. Стараясь сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте. Расширение элементарных представлений об обычаях и традициях родной страны, формирование знаний о государственных праздниках.
Блок 3. «Родная природа»
Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.
Блок 4. «Моя малая Родина»
Дети получают знания о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, знаменитых людях.
Блок 5. «Моя страна – Россия»
Из этого блока дети узнают сведения о территории нашей страны (глобус, карта). Знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн, их значением. У детей формируется представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Формируются также основы гражданско-патриотических чувств : любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к России.