Кызынгашева Татьяна Александровна
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время особенно остро встает проблема нравственного и патриотического воспитания. Государство пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов».
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма. Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Сложность решения данной задачи связана прежде всего с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в нашей группе создана предметно развивающая среда целью, которой является в первую очередь воспитание нравственно-патриотических чувств. Это территория русской и Хакаской культуры, книжный уголок, проводится работа по изучению книги сокровища культуры Хакасии, планируется создание мини –музея матрешек, также рассматриваются перспективные формы работы с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада по патриотическому воспитанию.
В ходе работы по нравственно патриотическому воспитанию реализуем следующие задачи:
- воспитываем любовь к стране, городу, дому, семье, детскому саду;
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- создаем условия для активного вовлечения родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
В своей работе используем следующие технологии:
- игровые,
- информационные,
-коммуникативные,
- проблемные,
-развивающего обучения,
-консультативные
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературы, народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству, экскурсиям, познавательным занятиям.
Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, городу, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели концерты «День пожилого человека», «День матери». Праздники: спортивный праздник «Бравые солдаты», «Международный женский день», «День защитника отечества». Знакомим детей с традициями и бытом России с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия - развлечения «Осенины», «Калядки», «Масленица».
Знакомство дошкольников с родным городом, республикой и родной страной – процесс длительный и сложный. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что Саяногорск — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим регулярно.
Мы приглашаем на утренники, праздничные концерты ветеранов ВОВ, воинов Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии.
Тематическая непосредственно образовательная деятельность, беседы: «Слава Армии родной», «Моя Родина Россия, моя Родина-Хакасия», «День великой Победы»; «Подвиг солдата бессмертен», «Защитники Отечества», «Наши космонавты», «Моя родословная», «Наш город – Саяногорск»
В зимнее время проводим участвуем в акции по изготовлению кормушек для птиц.
Работа по патриотическому воспитанию связана и с физическим воспитанием. Будущие граждане России должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Именно поэтому каждую неделю проводим спортивные развлечения совместно с инструктором по физическому воспитанию, оздоровительные походы, ведется кружок «Растем здоровыми».
Показателем высокого уровня знаний детей по вопросам патриотического воспитания являются победы наших воспитанников в конкурсах :
-Всероссийский конкурс «Я Россией своей горжусь» Арсений -Г. диплом (1место)
-Городской конкурс чтецов «Родина моя» Маша У. грамота
-Конкурс детского сада «Россия» Арсений Г, грамота и МашаУ грамота, 1 место.
Таким образом : не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, его географии, природе, символике, если ему известны имена кого – то из тех кто прославил нашу страну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать что задача выполнена.
Список литературы:
1. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004.
2. Смирнова Е. О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. 2007.
3. Сухомлинский В. От Не только разумом, но и сердцем// Молодая гвардия. – 1995. 4. КозловаС. А., КуликоваТ. А. Дошкольная педагогика //Академия. - 2010г.