Шутилова Анжела Александровна
Проект по ознакомлению детей подготовительной группы с объектами неживой природы посредством опытнической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка : Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с раннего возраста целенаправленно развивать в детях наблюдательность, ответственность за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребёнке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, ему открывается удивительное разнообразие растительного и животного мира, детьми впервые осознается роль природы в жизни человека, переживаются нравственно – эстетические чувства, побуждающие их заботиться обо всём, что нас окружает. Природа, с её необычным разнообразием явлений, при непосредственном общении с ней побуждает в ребенке яркие впечатления, настраивающие на сохранение, заботу, защиту. Поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, которое строится на эмоциональном отношении с ней.
Темочки:
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность проекта
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Опыты чем-то напоминают детские фокусы, они необычны, они удивляют. Чем разнообразнее интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Идея проекта : Довести до детей что, неживая природа — это неизменные и постоянные объекты, которым нет надобности в питании и питье, они не плодятся и не растут.
Новизна проекта :
Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности. Участники проекта : воспитатель, воспитанники, родители.
Цель проекта :
Развитие творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования посредствам экологического воспитания.
Задачи:
• Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
• Создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений.
• Научить детей вести наблюдения за объектами неживой природы.
• Расширять представления о физических свойствах окружающего мира.
• Формировать умение приобретать новую информацию через экспериментирование, умение делать выводы на основе практического опыта.
• Развивать познавательную активность ребенка, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
• Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и педагогами.
Сроки реализации проекта : на год (сентябрь-апрель)
Описания проекта :
словесные (беседы, чтение художественной и познавательной литературы);
- наглядные (репродукции картин, наблюдения за объектами неживой природы);
- практические (опытно-экспериментальная деятельность, изготовление простейших приборов для наблюдений).
Тип проекта : Иследовательский
Ожидаемые результаты.
• Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
• Расширение и углубление знаний и представлений ребенка об окружающем мире (воздух, вода, песок и снег).
• Формирование умения детей проводить исследовательскую работу по проблеме, используя доступные им способы исследования.
• Формирование умения детей делать выводы на основе практического опыта.
• Формирование представлений о взаимосвязи природы и человека.
• Улучшение речевого развития, основ логического мышления, коммуникативных навыков.
Этапы работы:
Организационно-подготовительный этап.
Определение цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результатов. Изучение литературы, подбор материала по предмету исследования. Выявление знаний детей о предметах неживой природы. Выстраивание система работы по организации исследовательской деятельности детей. Создание предметно-развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов. Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Основной этап – исследовательский
Реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний, умений в разнообразных видах деятельности : беседы, игровые, обучающие и творческие ситуации разного типа, трудовая деятельность, экспериментально-исследовательская деятельность, решение проблемных задач и ситуаций, дидактические, интеллектуальные игры.
Заключительный – итоговый.
Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта
Сентябрь - Октябрь
«Экспериментирование с песком»
Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.
Тема 1: Песочная страна
Закрепить знания детей о свойствах песка.
Познание (математика) : измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки. Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни дошкольников».
Тема 2: Песчаный конус.
Помочь определить, может ли песок двигаться
Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Тема 3: "Свойства мокрого песка"
Познакомить со свойствами мокрого песка
Коммуникация: развитие речи: «Что произойдёт, если…» Художественное творчество «Куличики из песка»
Тема 3: Конспект для подготовительной группы
«Путешествие в песочную страну»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно — экспериментальной деятельности с песком. Задачи: формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;
Ноябрь – декабрь
«Экспериментирование с воздухом»
Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с воздухом. Расширять кругозор детей. Способствовать развитию творческого мышления и активности, самостоятельности при проведении исследовательской деятельности.
Опыт № 1 «Свойства воздуха», «Воздух расширяется», «Воздух сжимается»
Цель: расширять представление детей о свойствах воздуха.
Задачи: дать детям возможность самостоятельно убедиться, что воздух невидим, не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха;
Опыт №2 «Воздух повсюду», «Воздух работает»
Цель; закрепить знания детей о свойствах воздуха.
Задачи: дать детям возможность самостоятельно ещё раз убедиться, что воздух невидим, не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха;
Январь-февраль
«Экспериментирование с водой»
Цель:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.
2. Научить детей исследовать воду в разных состояниях.
3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.
4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Опыт № 1. «Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.
Вода прозрачная, а молоко - нет.
Опыт № 2 «У воды нет вкуса»
Предложите детям попробовать через соломинку воду.
Вопрос: есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Опыт № 3.«У воды нет запаха»
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт № 4.«Вода не имеет формы»
Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?
Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.
Итог. Вода прозрачная, у неё нет вкуса, запаха, нет своей формы.
Опыт № 5.«Живая вода»
Цель: закрепление знаний живительной силе воды. Задачи: дать возможность детям при помощи взрослого опытническим путём убедиться, что одним из важных свойств воды – давать жизнь всему живому; развивать чувство восприятия природы и получаемым знаниям придавать экологическую направленность – прививать чувство бережливости воды. Материал: веточки в вазе с водой. Ход. Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, то они пустят корни. Итог. Одно из важнейших свойств воды - давать жизнь всему живому
Март-апрель
Испытания силы притяжения.
Цель:
- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Задачи:
- систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
- стимулировать самостоятельность и активность детей;
- воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки;
- обогащать словарь детей (магнетизм, магнетические, немагнетические предметы, притяжение).
Опыт№1. Испытания силы притяжения.
Материал: линейка, магниты разной величины, булавки, гвозди.
Ход эксперимента:
Положите на стол линейку. Булавку положите на отметку «ноль». Магнит положите у отметки 10 см. Медленно подвигайте его к булавке. Задерживайтесь у каждой отметки на несколько секунд. Когда булавка прыгнет к магниту, посмотрите на цифру, возле которой находится магнит. Она показывает, на сколько сантиметров прыгнула булавка. Проделайте этот опыт с разными магнитами. Определите, какой из них притягивает булавку с самого большого расстояния. Результаты можно записать в таблицу.
Опыт № 2. Сила магнита.
Материал: магнит, клейкая лента, булавка, стол.
Ход эксперимента:
Установите линейку вертикально на краю стола так, чтобы отметка «ноль» находилась на уровне его поверхности. Конец линейки можно закрепить клейкой лентой. Положите булавку на этой отметки. Возьмите самый сильный магнит и медленно опускайте его вдоль линейки, пока булавка не подпрыгнет. Остановитесь и посмотрите на цифру, возле которой он находится.
Магнит не может притягивать булавку с большего расстояния, оттого что сила другого рода тянет булавку вниз. Это–сила земного притяжения. (Магниты заставляют предметы передвигаться с помощью невидимого притяжения. Это притяжение называется магнитной силой).
Опы № 3. Как достать скрепку из воды, не намочив рук.
Материалы: таз с водой, скрепки, магнит.
Ход эксперимента: «Нечаянно» уронить скрепки в таз с водой и предложить детям достать их, не намочив рук. После того, как детям удается достать скрепки с помощью магнита, выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде.
Вывод: вода не мешает действию магнита, магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены водой
Ожидаемые результаты
В результате организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково- исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, появляются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, сравнивать, анализировать, делать выводы. Возрастают умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности дети свободно общаются друг с другом, проявляется взаимопомощь, взаимоуважение, непринужденное поведение.