Валентина Томилова
Проект «Оздоровление детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровление детей в ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-
детский сад №118
650903, г. Кемерово, улица Новогодняя 21, т. 69-24-37
Проект «Оздоровление детей в ДОУ»
Составил:
воспитатель высшей категории
Томилова Валентина Николаевна
г. Кемерово
Информационная карта проекта
Проект «Оздоровление детей в ДОУ»
Автор проекта : Томилова Валентина Николаевна
Продолжительность проекта : 2015 - 2016 учебный год
Публикация «Проект „Оздоровление детей в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Тип проекта : оздоровительный
Участники проекта : педагоги, родители, дети МБДОУ №118
Возраст детей : 4 – 6 лет
Проблема. В последние годы отчетливо наблюдается тенденция к ухудшению здоровья и физического развития детей, в том числе рост туберкулезной инфекции среди детского населения. В санаторную группу пришли дети:
Здоровые, имеющие семейный контакт -3 ребенка
Переболевшие туберкулезом -2 ребенка
Дети, имеющие легочную патологию – 1 ребенок
Диагностическая группа – частоболеющие дети
За период экспериментальной деятельности в группе находились дети второй и третьей группы здоровья.
Цель проекта : Оздоровление детей в условиях детского сада
Задачи проекта
Для детей :
Формирование представления детей о здоровом образе жизни, развитие дыхательной мускулатуры, воспитание интереса к упражнениям.
Для воспитателей:
Внедрение комплексной системы оздоровления детей данного профиля с учетом воспитательно – образовательных и лечебно – оздоровительных мероприятий.
Повышение функциональных возможностей детей, улучшение состояния их здоровья.
Для родителей:
Формирование активной позиции в воспитании и оздоравливании ребенка.
Форма презентации: Участие в городском методическом объединении по теме «Охрана и укрепление здоровья детей»
Продукты проекта
Для детей :
В течение всего дня: дыхательная, оздоровительная гимнастика, закаливающие процедуры, игры с использованием спортивного оборудования.
Для воспитателей:
Изучение состояния здоровья детей, планирование лечебно-оздоровительной работы, создание картотеки различных гимнастик, изготовление игр для развития дыхания, разработка конспектов, создание условий в группе для двигательной деятельности детей. Приобретение в группу люстры Чижевского, освежителей воздуха.
Для родителей
Участие в создании индивидуальных игр на развитие дыхания, изготовление индивидуальных массажных ковриков, участие в спортивных развлечениях.
Результаты проекта
Результаты диагностики показали, что организованная таким образом оздоровительная работа дала свои положительные результаты.
1. Анализ показателей заболеваемости детей по ОВИ и ОРЗ в конце года по сравнению с началом года снизился.
Осень - 4 случая
Зима - 6 случаев
Весна – 2 случая
2. Сократилось число детей принимающих химиотерапию.
3. Повысилась посещаемость, дети из группы часто болеющих, перешли в группу эпизодически болеющих.
Результаты проекта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по оздоровлению детей в санаторной группе. Положительные результаты возможны только при постоянном выполнении оздоровительных мероприятий, совместной работе всего коллектива детского учреждения и родителей. В понимании важности и значимости оздоровления детей.
Этапы реализации проекта
Этапы
проекта Педагоги Дети Родители
Подготови-
тельный
(формулировка проблемы, диагностика детей, прогнозирова-
ние результа-
тов). Диагностика детей, Актуализация темы для родителей. Создание проблемной ситуации, планирование оздоровительных мероприятий, разработка содержания воспитательно- образовательного процесса. Знакомство с правильным проведением дыхательных упражнений, закаливающими процедурами. Ознакомление родителей с содержанием проекта, анкетирование, внесение родителями предложений по реализации проекта.
Консультация фтизиатра.
Деятельный
(непосредствен-
ная деятель-
ность по про-
екту)
Создание картотеки дыхательной и других гимнастик, изготовление игр, оформление папок о здоровье для родителей, информационных стендов. Привлечение детей к совместному изготовлению нестандартного оборудования для двигательной активности, выполнение лечебно-оздоровительных мероприятий Изготовление игр для развития дыхания, участие в спортивных праздниках, ознакомление через информационные стенды с работой в группе по оздоровлению детей.
Завершающий
(презентация проекта, обобщение опыта)
Подведение итогов работы над проектом. Анализ показателей заболеваемости, оформление фотоальбомов. Активное участие в воспитательно-образовательной и лечебной работе Формирование активной позиции в воспитании и оздоровлении детей, преодоления равнодушия и безразличия к тому, что делается в детском саду.
Системная паутинка по проекту «Оздоровление детей»
Познание
(деятельность – познавательно - исследовательская) Чтение художественной литературы (ведущая деятельность – чтение) Коммуникация
(ведущая деятельность – коммуникация)
Занятия «Урок здоровья», «Витамины с грядки», «Береги свой позвоночник» и т. д. Заучивание потешек, стихотворений, считалок. Разучивание хороводных игр
Социализация
(ведущая деятельность - игровая) Труд
(ведущая деятельность - трудовая) Безопасность
(интеграция разных видов деятельности)
Сюжетно-ролевые игры, игры с атрибутами на развитие дыхания, игры спортивном уголке. Участие в изготовлении атрибутов для игр, ковриков для закаливания. Соблюдение техники безопасности при проведении мероприятий.
Здоровье
(интеграция разных видов деятельности) Физическая культура
(ведущая деятельность - двигательная) Формы взаимодействия с семьей
Занятия, оздоровительные гимнастики, дыхательные упражнения, массажи, физминутки. Физкультурные занятия, утренняя гимнастика, спортивные праздники, развлечения. Оформление папок о здоровье, информационных стендов, консультаций
Художественное творчество
(ведущая деятельность – продуктивная) Музыка
(ведущая деятельность музыкально-художественная) Режимные моменты
(интеграция разных видов деятельности)
Выставка рисунков «Мы играем на прогулке», «Будем спортом заниматься», «Вкусные витамины» Использование музыки во время проведения гимнастики, занятий, праздников Организация лечебно-оздоровительных и воспитательно - образовательных мероприятий.
Перспективное планирование
оздоровительных мероприятий
Сентябрь.
1. Занятие «Витамины с грядки»
2. Оздоровителтьная гимнастика №1
3. Дыхательные упражнения «Одуванчик», «Самовар»
4. Массаж биологически активных точек «Что делать после дождика»
Октябрь
1. Занятие «Урок здоровья»
2. Оздоровительная гимнастика №2
3. Дыхательные упражнения «Пузырь», «Ветерок»
4. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»
Ноябрь
1. Занятие «Чем мы дышим»
2. Оздоровительная гимнастика №3
3. Дыхательные упражнения «Лечебные звуки», «Трубач»
4. Массаж биологически активных точек «Вышел зайчик погулять»
Декабрь
1. Занятие «Береги свой позвоночник»
2. Оздоровительная гимнастика №4
3. Дыхательные упражнения «Сдуй снежинку», «Гармошка»
4. Массаж биологически активных точек «Неболейка»
Январь
1. Занятие «Чистота – залог здоровья»
2. Оздоровительная гимнастика №5
3. Дыхательные упражнения «Любимый носик»
4. Массаж биологически активных точек «В январе»
Февраль
1. Занятие «Уши, носик и глаза помогают нам всегда»
2. Оздоровительная гимнастика №6
3. Дыхательные упражнения «Погреем руки», «Дровосек»
4. Физминутка «Я позвоночник берегу»
Март
1. Занятие «Чтобы зубы были здоровыми»
2. Оздоровительная гимнастика №7
3. Дыхательные упражнения «Воздушный шар», «Гармошка»
4. Комплекс оздоровительных упражнений для горла
Апрель
1. Занятие «Кто такие микробы?»
2. Оздоровительная гимнастика №8
3. Дыхательные упражнения «Насос», «Дудочка»
4. Массаж головы по китайской методике
Май
1. Занятие «Лекарственные травы».
2. Оздоровительная гимнастика №9
3. Дыхательные упражнения «Насос и мяч»
4. Массаж «Вышел зайчик погулять»
Организация воспитательно – образовательного и лечебно оздоровительного процесса в режиме дня.
Часть
дня
Мероприятие Время в режиме дня
1-я
поло-
вина
2-я
поло-
вина Облучение бактерицидными лампами группы
приемной, проветривание
Дыхательные упражнения
Утренняя гимнастика в зале
Завтрак
Занятия
Сок, таблетки, витамины
Бассейн, чай с лечебными травами и медом (1 раз в неделю) когда нет бассейна - прогулка
Массаж по назначению врача (по 2 человека в день) 2 раза в год
Физиолечение – по назначению врача (2-4 чел)
Игры в группе (одна подгруппа после бассейна)
Обед
Полоскание рта и горла
Босохождение
Сон
Облучение бактерицидными лампами приемной, проветривание
Аэрация помещения во время сна
Оздоровительная гимнастика, закаливающие процедуры.
Полдник
Напиток «Здоровье» или сок
Игры, массаж биологически активных точек
Прогулка
Ужин 6.00-6.50
6.50-7.10
7.40- 8.00
8.30 -8.40
8.40-9.00
9.00- 10.00
10 .00-10.20
10.30-11.40
10.30-11.30
11.30-12.30
11.00-12.00
11.40-12.00
12.00-12.10
13.00-15.00
13.00-14.00
14.00-14.30
14.30-15.00
15.00-15.30
15.30-15.45
16.00-16.10
16.10-16.30
16.30-17.30
17.30-18.00
Используемая литература:
1. М. Ю. Картушина. Оздоровительные занятия с детьми 6 -7 лет. Творческий Центр, Москва 2008.
2. Л. В. Гаврючина. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Творческий Центр, 2008.
3. Л. В. Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. М., 2005.
4. Т. А. Шорыгина Беседы о здоровье - М. : ТЦ СФЕРА, 2015
Приложение к работе – «Оздоровление детей в ДОУ»
• Дыхательные упражнения стр. 9
• Дыхательная гимнастика стр. 11
• Массаж биологически активных точек стр. 13
• Гимнастика для глаз стр. 15
• Игровые упражнения для развития дыхания стр. 16
•
Дыхательные упражнения
Насос
Мы качаем, мы качаем, воздух в шины надуваем
Проверяем каждый раз, и аварий нет у нас.
Стоя слегка ноги расставить пальцы сжать в кулаки, наклоняться вниз, выбрасывая резко руки. И произносить: «ш-ш-ш». Выпрямляясь, прижать руки к груди и сделать вдох через нос
Пассажиры торопитесь по два рядышком садитесь.
За рулем сидит шофер, смотрит он на светофор.
Ветер
Дует легкий ветерок –ф-ф-ф
И качает так листок –ф-ф-ф
Выдох спокойный
Дует сильный ветерок -ф-ф-ф
И качает так листок -ф-ф-ф
Выдох активный
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки так говорят:
Осиновый – а-а-а
Рябиновый – и-и-и
Березовый - о-о-о
Дубовый - у-у-у
Шарик
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Ш-ш-ш
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания выполнить продолжительный выдох с произнесением звука ш.
Пузыри
Эй, мышонок посмотри,
Мы пускаем пузыри:
Синий, красный, голубой,
Выбирай себе любой!
Звать к себе помахивая кистями, перед тем как назвать цвет, сильно надуть щеки и выдохнуть.
Дыхательная гимнастика №1
1. «Большой и маленький»
Подняться на носки. Вытянуть руки вверх. Со звуком у-х-х присесть. Обхватить голени и подтянуть голову к коленям.
2. «Паровоз» Двигаясь по комнате, имитировать движения колес паровоза и произносить: чух – чух, меняя громкость и скорость
3.«Гуси летят» Медленно ходить, имитируя полет. На вдохе поднять руки, на выдохе – опустить (8-10) раз, со звуком г-у-у.
4. «Дровосек» Руки сложить топориком и поднять вверх. Затем резко наклонить туловище и прорезать пространство между ног (5-8 раз, произнести: б-а-х.
5. «Часы» Со звуком «тик» наклониться в левую сторону. Со звуком «так» - в правую сторону (4-5 раз)
Дыхательная гимнастика №2
1.«Погреемся» Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью. Хлопнуть ладонями по плечам, произнося у-х-х! (8-10раз)
2.«Мельница» Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж -р - р, увеличивая скорость (6-7 раз)
3.«Сердитый ежик» Присесть ниже. Обхватить голени. Опустить голову, произнести звук ф-р-р (3-5 раз).
4.«Лягушонок» Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением вперед. На выдохе произнести к-в-а-к.
5.«Заблудился в лесу» Сделать вдох, на выдохе прокричать а-у-у.
6. «Великан и карлик» Поднять руки вверх и потянуться сделать вдох, расслабленно опустить руки, до самого пола, глубоко выдохнув.
Дыхательная гимнастика № 3
1. «Часы» Размахивая прямыми руками вперед-назад, произнести тик-так (10-12 раз)
2. «Ловим комара» Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в местах, где он может находиться (4-5 раз)
3.«Косарь» Имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком ж-у-х. (5-8 раз).
4. «Трубач» Воображаемую трубу поднести к губам и, нажимая на клавиши, произнести звуки ту - ту- ту. (15-20 сек.)
5. «Будильник» Сесть на пол, скрестив ноги, обхватить голову руками и делать ритмичные движения из стороны в сторону со словами тик-так. Через 3-4 раза вытягивать голову вперед, имитируя движения кукушки, и произносить ку-ку.
6. «Насос» Резко наклониться 2-3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося зкук с-с-с (по 6-8 раз в каждую сторону)
Дыхательная гимнастика «Любимый носик»
Цель: Научить детей дыханию через нос, профилактике ОРЗ.
А сейчас без промедленья
Мы разучим упражнения.
Их друзья не забывайте
И почаще повторяйте.
1. Погладить свой нос от крыльев к переносице – вдох, обратно – выдох (5 раз)
Вдох - погладь свой нос
От крыльев к переносице.
Выдох и обратно
Пальцы наши просятся
2. Сделать вдох левой ноздрей; правая – закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз).
Вздохни одной ноздрей, а выдохни другою.
Попеременно ноздри при этом закрывай,
Сиди красиво, ровно, спинка прямо.
И насморк скоро убежит, ты так и знай!
3. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза)
Дайте носу подышать,
На выдохе мычи
Звук «м» пропеть старайся,
По крыльям носа пальцами стучи.
И радостно при этом улыбайся.
Массаж биологически активных точек «Неболейка»
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело
Поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.
Указательными пальцами растирают крылья носа
Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком
Прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями в стороны – вместе.
Вилку пальчиками сделай, массируй ушки ты смело.
Раздвигают указательный и средние пальцы и растирают точки перед и за ушами.
Знаем, знаем - да- да - да - нам простуда не страшна!
Потирают ладони друг о друга
Массаж биологически активных точек «В январе»
В январе, в январе много снегу во дворе.
Проводят большими пальцами рук по шее.
Снег на крыше, на крылечке, солнце в небе голубом
Кулачками энергично проводят по крыльям носа.
В нашем доме топят печки, в небо дым идет столбом.
Раздвигают указательный и средний пальцы, кладут их перед и за ушами и массируют эти точки.
Массаж биологически активных точек
«Что делать после дождика»
-Что делать после дождика?
Энергично массируют «дорожку» по спирали от уровня сосков вдоль переднее - срединного меридиана до яремной ямки.
- По лужицам скакать!
Большими пальцами рук мягко поглаживают шею сверху вниз -3 раза.
-Что делать после дождика?
Сильно раздвинув указательные и средние пальцы, кладут их перед и за ушами и силой растирают кожу
-Кораблики пускать!
Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев растирают крылья носа -3 раза
-Что делать после дождика?
Кладут три пальца на середину лба и массируют, мягко надавливая
-На радуге качаться!
Слегка касаясь пальцами, проводят по лбу 3 раза.
-Что делать после дождика?-Да просто улыбаться!Энергично растирают ладони, протягивают ладони вперед и улыбаются.
Гимнастика для глаз
«Солнечный зайчик»
Солнечный мой заинька,
Прыгни на ладошку.
Дети вытягивают вперед ладошку.
Солнечный мой заинька
Маленький как крошка
Ставят на ладонь указательный палец другой руки
Прыг на носик, на плечо
Ой, как стало горячо
Прыг на лобик и опять
Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.
На плече давай скакать.
Голова все время находится в фиксированном положении
Вот закрыли мы глаза,
А солнышко играет
Закрывают глаза ладонями
Щечки теплыми лучами нежно согревает
Игровые упражнения для развития дыхания
1. «Собираем цветы». Дети ходят по группе, ищут и собирают заранее разложенные цветы. Воспитатель предлагает понюхать цветочки. Слегка наклоняя голову, дети делают вдох через нос (сильный, выдох ртом, произнося: а-а-а-а (цветы из ткани, конфетных фантиков, гофрированной бумаги).
2. «Сдуваем цветы, снежинки». У каждого ребенка на ладошке цветок (из салфеток, бумаги, ткани). Первое задание - дети вдыхают, слегка наклоняются и стараются тихо выдохнуть, стараясь не пошевелить цветок. Второе задание – дети, вдохнув слегка, наклоняются и, выдыхая, стараются сдуть с ладошки цветок, снежинку.
3. «Подуй на бабочек» На нитках на разной высоте подвешены бабочки (из бумаги, салфеток, фантиков, ткани) дети, глубоко вздохнув, стараются выдохнуть на бабочку, чтобы она полетела как можно дальше.
4.«У кого дольше колышется ленточка». Детям дается узкая ленточка из тонкой цветной бумаги, спокойный вдох, на выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон – выдох.
5.«Длинный язычок». Из тонкой бумаги склеивается длинная трубочка, конец ее сворачивается, оставляя 3 сантиметра. Необходимо дунуть в свободный кончик трубочки, так, чтобы язычок развернулся до конца.
6.«Сделай метель». Детям даются баночки, коробочки, на дне которых лежит пенопласт, порезанная бумага, салфетки, дождик, в баночки вставлены трубочки. Детям дается задание подуть в трубочку, чтобы поднялась слабая метель, сильная, буран.
7.«Покажи ветер». На длинных палочках – цветы, ленточки, бабочки. Дети, вдохнув, наклоняются и, выдыхая, стараются подуть на все цветы (бабочки, ленточки, чтобы они сильно шевелились.