Евгения Федосеева
Оздоровление детей с туберкулезной интоксикацией младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Оздоровление детей с туберкулезной интоксикацией младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
1. Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения является сегодня поистине глобальной проблемой. Особую остроту она приобретает в современных российских условиях, где высокие показатели детской заболеваемости приобрели характер устойчивой и прогрессирующей тенденции.
На этом фоне наблюдается резкий всплеск заболеваний, во многом имеющих социальную причину. К их числу принадлежит туберкулез.
Публикация «Оздоровление детей с туберкулезной интоксикацией младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
По понятным причинам, основной группой риска здесь являются дети младенческого, раннего и дошкольного возраста.
2. Дети с туберкулезной интоксикацией внешне ничем не отличаются от других детей, но все же имеют физическое и психическое отличие от своих сверстников, а именно:
нарушение равновесия нервной системы, выражающемся в изменении поведения ребенка: раздражительности, возбудимости, понижении внимания, в нарушении сна, быстрой утомляемости, плохом аппетите, что вызывает сдвиги сенситивных периодов возрастного развития, приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении. Эти проблемы, как показывает практика, влияют на успешность обучения и адаптацию ребенка.
Физиологические особенности детей и специфика их заболевания: недоразвит дыхательный центр, нервные окончания легких отличаются повышенной возбудимостью, полость грудной клетки относительно мала.
Работа с такими детьми в основном базируется на тех же принципах и методах, что и работа в группах общеразвивающей направленности, и проводится по основной образовательной программе. Различия наблюдаются лишь в организационном плане (особенности режима, характер профилактических процедур и т. д.).
Главным условием правильной организации работы с такими детьми является – оздоровление. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности и актуальность темы не вызывает сомнений.
3. Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь?
Поэтому главная цель моей работы: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
-формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
- дать представление о ценности здоровья, формирование желания вести здоровый образ жизни;
- рационально и своевременно организовывать двигательную активность;
- способствовать созданию активной позиции родителей в вопросе оздоровления детей;
- заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
4. Теоретическим и практическим аспектам оздоровления дошкольников с туберкулезной интоксикацией посвящены работы Б. Б. Егорова, В. Т. Кудрявцева программа «Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление», и методическое пособие «Развивающая педагогика оздоровления».
На основе данной программы нами разработана «Программа по оздоровлению детей с туберкулезной интоксикацией». Где оздоровление рассматривается как комплекс профилактических мер, форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
Ключевой принцип оздоровительной работы с детьми – индивидуально-дифференцированный подход.
5. Начиная работу с детьми, я опираюсь на медицинские показатели их здоровья. 100% таких детей имеют 2 группу здоровья, до 90% 2 группу закаливания.
Эти дети чаще всего болеют простудными заболеваниями, острыми инфекциями верхних дыхательных путей.
6. Для решения поставленных задач я использовала самые разнообразные формы и методы работы, основываясь на нескольких основных принципах:
1. Принцип «Не навреди».
2. Принцип приоритета действительной заботы о здоровье воспитанников.
3. Принцип триединого представления о здоровье (физическое, психическое, социальное).
4. Принцип непрерывности организации оздоровительной работы.
5. Принцип соответствия содержания и организации образовательной деятельности возрастным особенностям воспитанников.
6. Принцип медико-психологической компетентности воспитателя.
7. Принцип контроля за результатами.
7. Для реализации поставленных задач в ДОУ созданы все условия.
Это: и наличие физкультурного зала, закрытого плавательного и открытого бассейнов, физкультурной площадки на улице.
Содержание развивающей предметно – пространственной среды в группе способствует укреплению здоровья и закаливанию детского организма, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма.
Среда в группе насыщена различным оборудованием. Очень много нетрадиционного физкультурного оборудования, выполненного совместными усилиями воспитателей и родителей. Данное оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к профилактическим упражнениям. (Это и коврики для массажа, массажеры, атрибуты для подвижных игр и дыхательной гимнастики).
8. Оздоровительная работа проводилась при освоении всех образовательных областей, в свободной деятельности, в режимных моментах, что способствует разностороннему развитию детей.
Данная работа проходила при тесном взаимодействии с: медицинской сестрой, инструктором по физической культуре, инструктором по плаванию, музыкальным руководителем, родителями.
9. Ежедневная организация жизни и деятельности детей в группах оздоровительной направленности включает в себя организацию двигательного режима ребенка, который включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.
Жизнь детей наполнена движением не только во время организованной деятельности, но и повседневно.
10. В своей работе широко использовала разнообразные формы оздоровления : как традиционные и так и нетрадиционные.
11. Традиционные:
утренняя гимнастика,
гигиенические процедуры,
подвижные игры,
занятия по ОБЖ (Рассматривание с детьми рисунков в анатомических атласах.
Знакомство с литературными произведениями, в которых отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей. Познавательные занятия: «Я расту», «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны», «Да здравствует мыло душистое», «Сердце и его работа».
Проведен блок занятий с Айболитом, «Здоровье и болезнь», Рассматривание в зеркало частей своего тела).
закаливание с учетом индивидуальных возможностей ребенка (воздушные ванны, хождение босиком, облегченная одежда, обширное умывание, полоскание рта кипяченой водой, сон с доступом воздуха + 19°С, обливание ног, солевые дорожки).
Проведение различных праздников, дней здоровья, игр и забав.
12. Использование нетрадиционных форм оздоровления позволяет мне учесть особенности данных детей.
Для этого широко использую дыхательную гимнастику, точечный массаж, фито-ароматерапию, психогимнастику, мышечную релаксацию перед сном.
13. Хочется остановиться подробно на нетрадиционных формах, в чем заключалась суть моей работы :
Дыхательная гимнастика:
Цель этих упражнений – увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка учу дышать носом при закрытом рте, ротовому дыханию, задерживать вдох.
Организуя дыхательную гимнастику, всегда придерживаюсь правил:
- проводится в хорошо проветриваемом помещении.
- не проводится на сытый желудок, если ребёнок в плохом настроении или болен.
- при выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка (длительность выполнения упражнений не больше 5 минут, следить за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.
- все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, можно под музыку.
- дыхательная гимнастика проводилась с детьми в игровой форме.
14. Точечный массаж. Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Самомассаж для детей выполняется в забавной игровой форме - точечный, игровой, пальчиковый, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги это прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения.
С огромным удовольствием дети принимают участие в проведении различных видов массажа, например: «Вылепи свое лицо», «Неболейка», «Гимнастика маленьких волшебников».
15. Фито-ароматерапия: данные оздоровительные процедуры проводятся только с письменного согласия родителей. В тесном контакте со старшей медсестрой, готовили детям фиточаи. Так же используовали аромомедальоны с чесноком – особенно в период профилактики гриппа. С детьми ежегодно создаем в группе огород на окне. Выращиваем зелень, лук. Дети с удовольствием употребляют в пищу выращенные своим трудом витамины.
16. Психогимнастика: Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, что не маловажно для работы с ослабленными детьми. В ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.
В своей работе использовала упражнения направленные на:
развитие двигательной координации (Шалтай-болтай», «Прогулка в лес» и др);
развитие выразительности мимики и жестикуляции («Животные» «Конфета» и др.);
снятие мышечных зажимов «Игра с песком» в данном случае с воображаемым. Но также в группе закуплен кинетический песок, где дети играя с ним также снимают мышечное и психологическое напряжение:
релаксации («Колокольчик», «Шум моря» и др)
В сочетании с релаксацией применяю музыкотерапию. С этой целью я использовала подбор аудиозаписей с записью морского прибоя, пения птиц, журчание ручья. Имеющиеся технические средства в группе позволяют применять этот метод систематически.
17. Мышечная релаксация перед сном: проводилась с целью установки на состояние общего покоя, все слова произносятся медленно, тихим голосом, с длительными паузами, используя тихую релаксационную музыку.
Весь комплекс состоит из упражнений: на расслабление мышц рук, ног, живота и общая релаксация.
По всем комплексам гимнастик мною собраны картотеки.
18. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Поэтому, положительных результатов при решении поставленных задач можно достигнуть, если в группе создано сообщество дети-родители-педагог.
На родительских собраниях проводила анкетирование «Физическое воспитание в семье», «Создание условий оздоровления дома».
В консультациях рекомендовала темы «Как учитывать в семье особенности ребенка», «Тубинфицированный ребенок – еще не больной!».
Учитывая занятость родителей, который не всегда могут придти на открытое занятие, побеседовать с воспитателем, я оформляла папки-передвижки: «Оздоровление малышей», «Витамины - круглый год», «Одежда и здоровье детей» и др.
Также в нашей группе имеет место такая форма работы с родителями, названная условно «Бабушкин сундучок». Находя в периодической печати, в интернете интересные статьи, рецепты, советы, родители имеют возможность оставить эту информацию в приемной для всех остальных родителей.
Проводила открытое занятие по теме «Воспитание культурно-гигиенических навыков».
Для родителей оформлен уголок здоровья с рекомендациями, медицинскими советами по оздоровлению.
19. Систематическое использование различных форм и методов работы позволило достичь следующих результатов:
Прослеживается тенденция к снижению заболеваемости острыми респираторными заболеваниями и заболеваниями верхних дыхательных путей.
По итогам заседания медико-педагогической комиссии в конце каждого учебного года за три года 9 детей (20%) выведены в группы общеразвивающей направленности, что является хорошим результатом.
20. Новизна: Использование данного опыта работы возможно и с детьми не имеющих диагноза: тубинфицированный.
21. Опыт работы по оздоровлению неоднократно представляла в ДОУ на педсоветах, проводила мастер-классы по организации закаливания детей, участвовала в мастер-классе по нетрадиционному физкультурному оборудованию. Опубликовала в интернет-сообществах свои разработки, имеющийся опыт работы.
Данный опыт работы был представлен в ДОУ на педагогическом совете № 4 в мае 2016 года.
22. В перспективе планирую продолжать данную работу по оздоровлению с детьми, не имеющих диагноза: тубинфицированный.
В данный момент осваиваю ИКТ-технологии, чтобы в дальнейшем использовать их в своей работе.
23. Спасибо за внимание!
Литература:
Б. Б. Егоров, В. Т. Кудрявцев «Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление»,
Б. Б. Егоров, В. Т. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления».