Лариса Бибаева
Проект «От зёрнышка к хлебушку»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : воспитатель первой квалификационной категории Бибаева Л. В.
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.
Тип проекта : познавательно- исследовательский, краткосрочный.
Вид проекта : групповой
Образовательные области:
• Социально - коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно - эстетическое развитие
• Физическое развитие
Срок реализации: 3 недели
Актуальность
Публикация «Проект „От зёрнышка к хлебушку“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб. Дошкольники имеют неточные знания о хлебе и его полезных свойствах. Дети плохо употребляют в пищу хлеб, небрежно относятся к нему. Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе,
воспитывать бережное отношение к хлебу.
Идея возникновения проекта :
• Небрежное отношение детей к хлебу
• Отсутствие понимания ценности хлеба в жизни человека
В ходе дидактической игры "Что где растет?", у детей возникли вопросы: "Что такое злаковые растения? Как из них получается хлеб?"
Так была сформулирована проблема проекта : "Что мы знаем о хлебе? Кто его выращивает?"
Цель реализации проекта :
-систематизировать, обобщить и расширить представления детей о ходе процесса от рождения хлеба до поступления хлеба на стол.
-создание и обеспечение условий для развития познавательно – исследовательских способностей детей в процессе разработки и проведения детско-взрослого проекта «Хлеб - всему голова».
Задачи:
• Формирование знаний о многообразии злаковых культурах и хлебобулочных изделий.
• Формировать представления о долгом пути хлеба от поля до стола.
• Способствовать развитию детской любознательности.
• Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности.
• Обогащать словарь детей. Совершенствовать навыки связного высказывания.
• Развивать умение применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.
• Побуждать к активным действиям совместной деятельности со взрослыми и детьми.
• Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду людей, которые
занимаются созданием хлебных изделий.
Привлечение родителей для участия в дальнейшей проектной деятельности.
Повышение мотивации для совместной творческой деятельности с детьми в детском саду и дома.
Предполагаемый результат:
1. Усвоение детьми необходимых знаний о производстве хлеба.
2. Способствовать воспитанию у детей чувства уважения к нелёгкому труду людей, выращивающих хлеб.
3. Вовлечение родителей в педагогический процесс.
.Планирование воспитательно-образовательной деятельности
по проекту «От зёрнышка к хлебушку»
Октябрь I неделя
Беседа: «Хлеб всему голова»
Цель: воспитывать бережное отношение к хлебу.
Показ презентации «Зерновые культуры».
Рассматривание картин И. Шишкина «Рожь», «Уборка хлеба».
Цель: мотивировать детей на познавательную деятельность
Художественное творчество: рисование: «Пшеничный колосок».
Чтение художественной литературы:
Русс народная сказка «Колосок» М. А. Глинская «Хлеб»
Разучивание чистоговорки, пальчиковой гимнастики,считалки о хлебе.
Опытно-экспериментальная деятельность:
Опыт № 1: Виды почв.
Цель: наблюдение за свойствами различных видов почв (песок, глина, чернозем).
Опыт № 2: Виды зерновых семян.
Цель: рассмотреть (зерна) пшеницы, овса, ржи под увеличительным стеклом, обнаружить отличия семян по форме, цвету.
Октябрь II неделя
Беседа: «Условия выращивания зерновых культур»
Цель: Воспитывать уважение к труду людей, участвовать в процессе выращивания и изготовления хлеба. Беседа о злаках, с рассматриванием зерен пшеницы и овса и что необходимо для роста растений, посадка зёрен. Ознакомить с зёрнами пшеницы, ржи, овса. Рассказать какой длинный путь проходит зёрнышко к караваю, и что нужно, чтобы вырос хороший урожай. Рассматривание и сравнение иллюстраций о выращивании хлеба в старину и сейчас.
Цель: активизировать в речи детей слова «плуг», «борона», «молотьба», «жатва», «мельница».
Дидактическая игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Цель: разработать правила обращения к хлебу, формировать навыки бережного отношения к хлебу.
Чтение художественной литературы:
Разучивание пословиц, поговорок, стихов, примет о хлебе.
Консультация для родителей «Польза хлеба»
Цель: Привлекать родителей к активной работе над проектом.
Художественное творчество: аппликация «Пасхальный кулич».
Цель: развивать умение использовать свои впечатления в работе.
Опыт № 3: Сеем семена.
Цель: посеять семена в контейнеры для рассады, наблюдение за всхожестью семян, условиями роста при различных условиях (посадка в песок, чернозем, глину)
Октябрь III неделя
Беседа: «Кто хлеб растит?»
Цель: закрепить знание детей о различиях города и деревни. Познакомить с трудом хлебороба и др. профессиями, связанными с выращиванием хлеба
Чтение художественной литературы:
Чтение Литовская народная сказка «Как волк вздумал хлеб печь»
Отгадывание загадок о хлебе.
Дидактическая игра «Откуда берется хлеб?»
Цель: закрепить знания о последовательности работы в поле, знакомить с трудом взрослых (тракторист, комбайнер, агроном, водитель, пекарь).
Экскурсия на хлебозавод «Как готовится хлеб»
Цель: познакомить детей с технологией приготовления хлеба.
Художественное творчество – лепка (из соленого теста)
«Испекли мы каравай»
Цель: развивать умение делать поделки из соленого теста, самостоятельно придумывать форму изделия.
Открытое занятие «Откуда к нам хлеб пришёл»
Цель: закрепить пройденный материал и выявить уровень его освоения.
Театрализованное представление для родителей по сказке «Колосок»
Список используемой литературы:
1.. Емельянова, Э. Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
2. Зимина Н. В Шедевры из соленого теста. М. : ООО ТД Издательство «Мир книги» 2009-192 с. :ил.
3. Карандашева Ю. В. Как хлеб на стол попадает // Воспитателям ДОУ 2009, №
4. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М. : – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
5. Лосева Т. А Хлеб-всему голова// Логопед. 2008 № 5.
6. Чурина Л. С. Украшения и поделки из соленого теста. – М. : АСТ «Полиграф» изд; СПб. : Сова, 2011-32 с. :ил
7. Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
Приложения
ПРИМЕТЫ О ХЛЕБЕ
- Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
- Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
- Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.
- Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
- Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
- Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.