Ольга Мартынова
Проект «Осень золотая» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Полное название проекта : «Осень золотая!»
Тип: Познавательно-творческий
Участники: воспитанники второй младшей группы, воспитатели, родители
Возраст детей: 3-4 года.
Продолжительность: краткосрочный
Публикация «Проект „Осень золотая“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Актуальность: Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.
Проблема: У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т. д. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.
Цель проекта : Знакомство детей с красотой осенней природы и ее дарами.
Задачи проекта для детей :
Образовательные:
· познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;
· расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
· расширять и активизировать словарный запас детей;
· формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Развивающие:
· развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
· развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;
· развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
· формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении;
· формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию произведений искусства.
Воспитательные:
· воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
· воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать);
· воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи проекта для родителей :
• Вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
• Привлечь к изготовлению поделок из природного материала.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : музыкальное развлечение
Ожидаемые результаты:
1. Расширение знаний детей об осени, её признаках, дарах, бережном отношении к природе.
2. Пополнение словарного запаса детей;
3. Формирование у детей интереса к исследованиям, опытам, наблюдениям;
4. Развитие творческих способностей у детей.
Содержание проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
1. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
2. Изготовление дидактических игр и пособий.
3. Разработка конспектов ООД по планируемой теме.
4. Сбор природного материала для изготовления поделок.
2 этап.
Практический.
Образовательные области Задачи Виды детской деятельности.
Познавательное
развитие Расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов. Закрепить обобщающее понятие «овощи», «фрукты» названия различных овощей и фруктов, Рассматривание иллюстраций, обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев. Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада ФЦКМ. Познавательная игра «Вот и осень к нам пришла!»; Театрализованная игра «Овощи с огорода». Д /игра «Путешествие
рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека (источник витаминов, вкусный продукт питания). Закрепить знания о месте их произрастания — огород, сад. Поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта свойства предметов. Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение. Воспитывать чувство благодарности к природе и людям, которые благодаря своему труду получают урожай. в осенний лес» ФЭМП. Игровая ситуация «В гости к бабушке Арине» Игровая ситуация «В гостях у Осени» Беседы: «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Для чего нужно кушать фрукты?», «Где спрятались витамины?», «Как правильно одеваться осенью на прогулку?», «Что растет на огороде, в саду», «Чем полезны овощи и фрукты?». Экспериментирование «Мягкое – твёрдое», «Тонет – не тонет», «Угадай на вкус». Дидактические игры «Что где растет», «Собираем урожай», «Овощи и фрукты», «Чего не стало», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «Времена года», «Собери картинку», «С какой ветки детки», «Что где растёт».
Социально –коммуникативное развитие Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме, формировать доброжелательное отношение друг к другу Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин». Совместное украшение группы к осеннему празднику. Сбор природного материала на прогулке. Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки. Сбор гербария.
Речевое развитие Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки. ООД Игра –инсценировка «Собираем урожай»; Словесная игра «Осень в лесу» Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Игры: д/и «Чьи листья», «Подбери предметы к признакам», «К нам пришла осень». Чтение художественной литературы. Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .
И. Соколов- Микитов «Листопадничек», «Осень в лесу», «Золотая осень». Н. Сладков «Осень на пороге», М. Лесовая «Листья солнцем налились». Р. Н. С. «Вершки и корешки», М. Дружинина «Весёлый огород», В. Степанов «Был у зайца огород», В. Сутеев «Яблоко», Е. Бацева «Сказка про фрукты». Н. Егоров «Листопад», И. Бунин «Листопад», В. Авдиенко «Осень». Логоритмика: Овощи. Пальчиковые игры «Падают листья», «Дождик». «Мы капусту рубим», «Осенние листья», «Осень золотая»
Художественно-эстетическое развитие Передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (опадают листья с деревьев); развивать эстетическое восприятие. формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, уметь передать их в рисунке. Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; закрепить приёмы вдавливания, оттягивания для получения необходимой формы. Рисование: Мастерская юного художника «Идет дождь», Творческая мастерская «Угощение для зайки». Мастерская художника «Листопад, листопад! Листья кружатся, летят!» Аппликация «Ковер из осенних листьев», «Большие и маленькие яблочки»; Моделирование «Грибочки для белочки» (коллективная продуктивная деятельность) Лепка «Творческая мастерская «Дождик, дождик, веселей, капай, капай, не жалей!». Моделирование из пластилина «Яблоки» Театрализованная игра «Репка», «Осенняя сказка». Просмотр мультфильма «Мешок яблок».
Физическое развитие Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику. Развивать воображение, ловкость, умение действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развить умение бегать в разных направлениях, научить детей управлять своим поведением Подвижные игры: «Ветер и листья», «Осенью», «Найди свой домик», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору» Хороводная игра: «Кабачок». Дыхательные упражнения: «Сдуй листочек», «Сдуй капельку», «Листопад».
3 этап. Заключительный - подведение итогов, обобщение результатов работы.
-оформление выставки «Осенние фантазии» (совместно с родителями);
- развлечение "У Осени в гостях"
Список используемой литературы:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-изд., испр. и доп. –М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. -368 с.
2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2019. – 96с., цв. вкл.
3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика- Синтез, 2007. -48с.
4. Пальчиковые игры [Электронный ресурс].