Шушаник Болдырева
Проектная деятельность «Осень — чудная пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №15 «Улыбка»
в старшей-подготовительной группе
на тему: «Осень- чудная пора»
Подготовила: воспитатель
Болдырева ШушаникАсватуровна
2017 год
Проект «Осень – чудная пора»
Цель, направление деятельности проекта :
Темочки:
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.
Задачи:
• Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
• Формировать: основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом; навыки художественного исполнения различных образов при пении, в инсценировках и играх;пространственную компетентность детей;
• Усовершенствовать: знания об изменении погодных условий; умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы в осенний период;
• Акцентировать внимание детей к окружающим природным объектам;
• Способствовать развитию памяти, восприятия, логического мышления;
• Воспитывать эстетические чувства, интерес к познавательной деятельности, умение работать в коллективе.
Вид проекта : информационно-творческий, коллективный
Возраст детей: 5-7 лет
Продолжительность проекта : 3 месяца (сентябрь – ноябрь)
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Формы реализации проекта :
• занятия;
• развлечения для детей;
• выставка поделок из природного материала;
• дидактические, сюжетно-ролевые, русские народные игры;
• беседы;
• рассматривание иллюстраций, открыток;
• экскурсии в осенний парк;
• использование мультимедийных презентаций;
• работа с родителями.
Предполагаемый результат:
• Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
• Пополнится словарный запас;
• Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе у детей и их родителей;
• Закрепится интерес к познанию окружающей среде.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный этап: (21.08 – 31.08.2017 год)
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.
Музыкальный руководитель:
подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.
Сотрудничество с родителями:
Оформление выставки поделок «Дары осени»
Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно–образовательному процессу в ДОУ.
2. Основной этап: (01.09.2017 – 17.11.2017 г.)
Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр м\ф и мультимедийных презентаций, беседы, занятия, развлечения, экскурсии, наблюдения, рисование, аппликация, изготовление поделок из природного материала, дидактические и русские народные игры.
1. Чтение художественной литературы: И Бунин «Листопад», В. Даль «Война грибов и ягод», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», М. Волошин «Осенью».
2. Просмотр м\ ф: «Чиполлино», «Вершки и корешки», «Дюймовочка», «Мешок яблок».
3. Рассматривание репродукций картин:И. Левитан "Золотая осень", М. Нестеров "Осенний пейзаж", Е. Волков "Болота осенью", К. Васильев «Осень», В. Д. Поленов «Ранний снег», «Золотая осень», А. М. Васнецов «Осень», И. И. Шишкин «Золотая осень», И. И. Левитан «Октябрь», «В лесу осенью»
4. Просмотр презентаций: «Овощи», «Фрукты», «Что такое осень?», «Осенние зарисовки», «Осенние превращения», «Почему ноябрь пегий?» (Сладков, «Времена года», «12 месяцев», «Времена года».
5. Беседы и занятия: «Витаминная корзина», «Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень», «Составление описательного рассказа об овощах с опорой на модель», «Наш весёлый огород, что здесь только не растет»
6. Наблюдения проводились ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию.
7. Экскурсии: «Экскурсия в осенний парк».
8. Работа на участке: уборка осенних листьев.
9. Рисование: «Красота осенних листьев» (оттиск, рисование натюрморта из овощей, рисование фруктов и овощей (старшая и подготовительные группы, «Грибочек на полянке»
10. Аппликация: «Веточка дуба», «Витаминная корзина» (комплексное занятие, «Веточка рябины».
11. Конструирование и ручной труд: Оригами «Грибок», гриб «Лисичка»
12. Лепка:«Ежик» (семечки, «Мухомор»
13. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Послушай, запомни, повтори», «Назови ласково», «Чего не стало?», «Скажи наоборот», «Много – мало», «Овощной магазин».
14. Русские народные игры: «Садовник», «У медведя во бору»,
15. Музыкальные игры: «На улице», «Дождик», Солнышко», «Садовники», Зайцы», «Яблоки».
16. Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Магазин», «В лесу», «Зоопарк».
17. Осенний утренник «Телестудия Осень»
Мероприятия по работе с педагогами:
- широкое использование игрушек, кукол – овощей, демонстрационного и раздаточного материала, в соответствии с темой проекта;
- использование в работе мультимедийных презентаций;
- изготовление пособий для занятий и декораций для развлечения;
- изготовление дипломов;
- оформление выставок детских и совместных работ.
Мероприятия по работе с родителями:
- изготовление печатных консультаций по темам: «Осень», «Фрукты», «Овощи»;
- оформление мини – практикумов по изготовлению игрушек из природных даров осени;
- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина, семян, овощного и фруктового салатов.
- проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок – игрушек из природных даров, детских костюмов, декораций для зала.
3. Заключительный этап:(20.11.17-30.11.17г)
- изготовление цифрового фото альбома «Осень в гости к нам пришла»;
- подведение итога конкурса среди семей;
- вручение памятных дипломов;
- оформление выставки рисунков;
- показ инсценировки для детей сада: «Загадки с грядки»;
- оформление выставки семейных поделок из даров осени; (показ детям сада)
- презентация проекта.
Ожидаемый результат:
Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
- большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
- осенние приметы и явления :
- пословицы, поговорки об осени;
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности "Осень – чудная пора". Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности : познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн и задания творческого характера.
План - схема осуществления проекта "Осень – чудная пора "
Разделы программы. Виды детской деятельности.
Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «В лесу», «Зоопарк».
Подвижные игры "У медведя во бору", "Сова", «Перейди лужу», «Сбор урожая», «Солнышко и тучка», «Грибники», «Сбор урожая»
Русские народные игры: «Садовник», «Искатель цветов», «Отвечай не говоря», «Птицы летают».
Д/и "Чудесный мешочек", "Что растёт на грядке?", "Собери урожай", «Что где зреет», «Угадай, что в руке», «Кто где живет», «Вершки-корешки», «Угадай и назови», «Летает, плавает, бегает», «Выбери нужное», «Две корзины», «Четвертый лишний».
Игровые упражнения с солнечным зайчиком "Прощание с солнышком".
Нравственное воспитание Рассматривание и обсуждение картин о природе: И. Левита
н "Золотая осень", М. Нестеров "Осенний пейзаж", Е. Волков "Болота осенью", К. Васильев «Осень», В. Д. Поленов «Ранний снег», «Золотая осень», А. М. Васнецов «Осень», И. И. Шишкин «Золотая осень», И. И. Левитан «Октябрь», «В лесу осенью»
Наблюдение за красотой осенней природы во время прогулок.
Художественная литература Пословицы, поговорки, загадки, потешки, прибаутки.
Чтение и заучивание стихотворений об осени.
Чтение стихотворения Ю. Тувима "Овощи"; сказки "Колосок"; Г. Снегирёв "Как птицы и звери к зиме готовятся". И Бунин «Листопад», В. Даль «Война грибов и ягод», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», М. Волошин «Осенью».
Физическое воспитание Семейные походы в осенний парк.
Физкультминутки "Листики", "Утка с утятами", "Зайка серенький".
Умственное воспитание.
Ребё нок и окружающий мир Беседы: «Об осени», «По картине «Уборка урожая». «О труде взрослых», «О живой и неживой природе», «О работе дежурных в уголке природы», «Осень в зеркале искусства».
Д/и "Узнай по описанию", "Что сажают в огороде?", "Мамы и детёныши", "Когда это бывает", "Кто как кричит".
Прогулка в осенний парк.
Цикл наблюдений "Изучаем жизнь природы осенью".
Игра "Волшебная палочка" - приметы осени, овощи, фрукты.
Сенсорное воспитание Раскрашивание по трафарету овощей, фруктов, грибов, листьев.
Рассматривание муляжей овощей, фруктов, грибов.
Изготовление муляжей овощей, фруктов, грибов.
ФЭМП Занятие "Путешествие в лес" - счёт грибов.
Счёт овощей и фруктов.
Развитие речи Творческое рассказывание детей по темам "Мы гуляли на участке".
Рассматривание сюжетных картин.
Составление описательных рассказов с помощью схем: овощи - фрукты.
Д/и "Скажи со словом "много", "Подбери слово", "Подскажи словечко", "Назови ласково", "Назови правильно"
Художественно-эстетическое воспитание.
Конструирование Оригами «Грибок», гриб «Лисичка»
Изобразительная деятельность Рисование : «Красота осенних листьев», "Яблоки на яблоне", натюрморт из фруктов, «Осень» (рисование по сырому, «Я рисую осень» (по замыслу, «Осенний лес» (ладошки, «Волшебные деревья осенью» (рисование шариками, «Осенний букет»
Лепка: "Ежик"(семечки, «Гриб Мухомор», "Вылепи фрукты и овощи для магазина", "За грибами в лес осенний".
18. Аппликация: "Дары осени" : «Веточка дуба», «Витаминная корзина» (комплексное занятие, «Веточка рябины».
. «Превращение осеннего листочка» (флористика, «Витаминная корзина» ,«Золотая осень» (пальчиками,
На осенней полянке ( Объемная аппликация: гофрированные листья., «Осенняя березка»
Изготовление панно, коллажей, из бумаги и природного материала.
Музыка Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".
Разучивание песен об осени.
Культурно-досуговая деятельность Психологические этюды "Осенние листочки", "Медвежата в берлоге", "Кузнечик", "Первый снег", "Стрекоза замёрзла", "Смелый заяц".
Утренник «Телестудия Осень».
Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени.
Выставка поделок из природного материала «Дары осени».
Трудовое воспитание Совместное украшение группы к осеннему развлечению.
Сбор природного материала на прогулке для выставки "Дары осени"
Практический этап - реализация комплексного проекта "Осень – чудная пора" с участниками проекта.
В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: экологические сказки, наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия, беседы познавательно-эвристического характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи.
В уголке природы детского сада были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды. Дети учились различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть.
Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света, характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд; солнце днём очень низко над горизонтом - приближается наступление полярной ночи.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами - "Раз, два, три к кустику беги!", "Чей лист?", "Детки на ветке", "Найди такой же".
С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку семейных работ из природного материала под названием "Дары осени". Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей.
К работе прилагается презентация.