Светлана Москаленко
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Нам водичка — добрый друг» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Стихотворение «Вы слыхали о воде»
Цель:
1. Сформировать первичные представления об основных свойствах у детей раннего возраста;
2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования;
3. Создание у детей интереса к познавательно – экспериментальной деятельности с водой через простейшие опыты.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию:
Публикация «Проект по опытно-экспериментальной деятельности „Нам водичка — добрый друг“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
вода может находиться в жидком и твердом состоянии: при замерзании вода превращается в лед или в снег, а в тепле снег и лед превращаются в воду.
В воде растворяется сахар, соль, а мука например не растворяется. Вода прозрачная, без запаха, без вкуса. Роль воды в жизни человека, животных, растений:
2. Учить детей раннего возраста выполнять простейшие опыты, выполняя последовательно указания воспитателя;
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование представлений у детей о природном объекте – вода;
2. Формирование познавательного интереса;
3. Обогащение словарного запаса.
Экспериментирование в раннем возрасте способствует развитию:
• Наблюдательности;
• Обогащение детской речи, познавательного опыта;
• Формирует реальные представления у детей об окружающем мире;
• Мотивирует их на осмысленную познавательную деятельность
Актуальность:
Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний об окружающем мире. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о воде. Творчество и экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Работа с родителями:
• Консультация для родителей: «Экспериментируйте с детьми дома!»
• Проведение анкетирования с родителями: «Я – мой ребенок – природа»
• Оформление книжки малышки «Юный наблюдатель»
• Выставка детских рисунков «Разноцветные рыбки»
Опыты с водой
1.“Вода прозрачная
Цель: подвести детей к пониманию такого свойства воды, как прозрачность.
Возьмём стакан с молоком и стакан с водой, в стакане с водой видим палочку, а в стакане с молоком нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
2.”Вода не имеет вкуса”
Цель: подвести детей к пониманию такого свойства воды, как вода безвкусная.
Даже маленьким деткам знаком вкус яблок, лимона, мороженого, лука. Попробуем воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду солёной, горькой, кислой или сладкой? Конечно, нет. Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
3.”Вода не имеет запаха”
Цель: подвести детей к пониманию такого свойства воды, как вода не имеет запаха.
Да, это природа! Но только чистая вода не имеет запаха, а если вода из-за крана, то обычно пахнет хлоркой. А если добавить любой пахучий раствор, то вода приобретает запах, который ей придают растворённые в ней вещества.
Вывод: только чистая вода не имеет запаха вода из-под крана.
4.”Вода – бесцветная”
Цель: подвести детей к пониманию того, что обычная вода бесцветная.
Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с обычной бесцветной водой.
И мы получим целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Посмотрите, акварельная краска в обычной воде растворилась.
Вывод: обычная вода бесцветная.
5.”Вода жидкая и не имеет формы”
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода жидкая, может течь, не имеет формы. Объяснить детям, вода жидкая, её можно переливать из одного стакана в другой. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она была налита. Показать это детям, налив воду в сосуды разной формы. А вот, например, на земле на равном месте вода расползается лужицей.
Вывод: вода – жидкая и формы не имеет.
6 «Вода-растворитель»
Цель: подвести детей к пониманию того, что есть вещества, растворимые и нерастворимые в воде.
Возьмём два стаканчика с водой. В один стаканчик положим сахарный песок, размешиваем, смотрим, сахар в воде растворился. Затем в другой стаканчик добавим обычную муку, размешиваем. И что получилось? Мука в воде полностью не растворяется.
Вывод: в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые - не растворяются.
7 «Вода из снега».
Принести снег в теплое помещение. Что с ним происходит? Постепенно снег начинает таять, произойдет тоже самое, если снег подержать на ладошке. Затем снег полностью растает и превратится в воду.
8 «Капельки воды»
связи между температурой воздуха и состоянием воды. Мы принесли в группу сосульки и кусочки льда, будем наблюдать. Что с ними происходит в теплом помещении? Обращаем внимание, что и сосульки, и кусочки льда начинают таять, уменьшаются в размерах, с них начинает капать капельки воды. И будет происходить тот же процесс, если подержать в руке сосульку, кусочки льда.
Вывод: сосульки, кусочки льда начинают таять под воздействием тепла и превращаются в воду.
Простейшие опыты и игры с водой формируют у ребенка раннего возраста способности к наблюдению, умению делать простые суждения и обобщения: лед и снег – это тоже вода, но в другом состоянии, камешки и ракушки тонут в воде, так как они тяжелые…
Экспериментируем, играя с водой
1 «Переливание воды» (мокрые ладошки)
Предложить детям поиграть с водой (перемешивать, плескаться, подержать в ладошке);
Рассказать, какая бывает водичка (мокрая, подвижная, прохладная, бегущая, журчащая).
2 «Теплая, холодная»
Наливаем теплую воду и холодную воду, предлагаем детям по очереди опустить руки и определить, какая вода в одном и другом ведерке.
3 «Растопим лед»
Берем несколько кусочков льда и их нужно растопить, комментируем, как и от чего происходит данный процесс. Знакомым с основными свойствами льда (холодный, твердый, прозрачный)
4 «Что за грязная водичка?»
Объяснить детям, что иногда из крана может литься вот такая грязная вода из-за нечистых труб.
5 Игра «Пузырьки с водой»
Дети всех возрастов любят пускать пузырьки в воде. Это доставляет им большую радость, они получают положительные эмоции и у детей развивается процесс дыхания.
Дидактические игры:
• Лото «Собери рыбку»;
• «Ловись рыбка большая и маленькая»;
• «Отгадай загадки» (рыбка, аквариум);
• «Заполни аквариумы»;
• «Морское дно»;
• «Найди две одинаковые рыбки»
Художественная литература о воде для детей раннего возраста.
Я прочитала нашим детям сказки про воду : «Мыльные пузырьки»,
«Сказка о камешке», «Сказка о том, как радуга в воде купалась». Повторяли потешки о воде, читали К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто и П. Барто «Девочка чумазая», стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка?».
Использовала фланелеграф при рассказывании русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Экологическое просвещение детей о роли воды в природе.
Я провела с нашими детьми беседы о воде:
«Зачем нужна человеку вода?», «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?».
Значение воды
Важная роль воды заключается в том, что она является основным элементом в поддержании жизни человека, она непременная составляющая часть всего живого. Только там, где есть вода, есть и жизнь. Нет живого. Если нет воды!
Вывод:
Вода нужна всем и человеку, и растениям, и птицам, и животным, без нее они погибнут. К сожалению, запасы воды ограничены. Воду нужно беречь и охранять.
Я выбрала объектом воду, потому что: это просто, доступно, но в то же время интересно и многогранно. Я поняла, что опытно – экспериментальная деятельность необходима для наших детей. Способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира, развивает образное мышление и воображению.