Альфинур Муллаянова
Проект «Огород на подоконнике» как условие расширения представлений о растениях детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Огород на подоконнике» как условие расширения представлений о растениях детей 4 -5 лет
А. Р. Муллаянова, воспитатель
МКОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“ как условие расширения представлений о растениях детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования основных представлений дошкольников о растениях как результате их взаимодействия с окружающей средой в педагогической теории и практике дошкольного образования. Возможность усвоения знаний, отражающих ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленности к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах доказана психолого-педагогическими исследованиями.
Однако на сегодняшний деньстановится актуальной проблема формирования экологических представлений дошкольников о росте и развитии растений, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости, а не простое ознакомление с названиями растений, передачей отдельных знаний и сведений о растительном мире без учета потребностей и среды обитания.
Исследователями выявлены трудности в формировании познавательного интереса у детей : недостаточный уровень развития познавательной активности, отсутствие знаний и недостаточный опыт взаимодействия с природными объектами, трудности в установлении скрытых закономерностей и причинно-следственных связей в природе, проблемы речевого развития детей. Кроме того, освоению экологических знаний детей препятствуют затруднения самих педагогов в планировании, подборе экологических тем и материалов, фрагментарности и отсутствии системного подхода к формированию знаний о растениях, недостаточное знание возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Содержание проекта «Огород на подоконнике» для детей 4-5 лет направленно на развитие представлений о многообразии растений как результате их взаимодействия с окружающей средой у детей дошкольного возраста.
В ходе исследования были проанализированы психолого–педагогические подходы, проблемы, педагогические условия по формированию основных представлений дошкольников о растениях как результате их взаимодействия с окружающей средой в педагогической теории и практике дошкольного образования.
Так, в трудах А. Н. Вераксы, Н. Е. Вераксы, Т. Г. Кобзевой, Д. А. Костиковой, О. В. Полозовой, А. И. Савенкова и др. подчеркивается мощный эколого-развивающий потенциал проектной деятельности, возможности включения в нее дошкольников.
Анализ публикаций разных авторов (В. П. Антонов, Н. В. Кольчикова, О. Ю. Бутвиной, Л. М. Бариевой, А. П. Поночевная, Л. М. Гримовская и др) позволяет выявить эффективность опыта по ознакомлению с ростом и развитием растений на примере выращивания в помещении детского сада различных культур из семян и луковиц, используя для этого «огород на подоконнике».
В процессе реализации поставленных задач был разработан паспорт проекта «Огород на подоконнике», составлена дорожная карта основного этапа проекта для детей средней группы, разработаны мероприятия по проекту.
Паспорт педагогического проекта «Огород на подоконнике»
Тема проекта «Огород на подоконнике»
Вид проекта детско-родительский, познавательно-исследовательский
Возраст детей средняя группа (4-5 лет)
Актуальность проекта Дети начали задавать вопросы: Как можно вырастить самим овощи? Почему они растут в земле, а не в воде? Их обязательно поливать водой?
-А давайте сделаем в группе огород! – сказала Алена.
Дети начали соглашаться.
Цель проекта создание огорода на подоконнике в ходе реализации мероприятий проекта
Проблема уровень знаний детей о природе поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей
Проблемный вопрос как сделать огород на подоконнике.
Задачи проекта Для детей :
• посмотреть фильм про овощи и выбрать овощи для посадки;
• узнать и зарисовать правила выращивания растений;
• создать и вести план роста посадок.
Для родителей:
• приобрести семена для посадки;
• приобрести землю для огорода;
• помочь детям в посадке растений;
• помочь детям в организации просмотра цикла мультиков «Овощная вечеринка»;
Для педагога:
• опубликовать план работы по проекту на сайте детского сада
• создать условия для продуктивных видов деятельности детей
• Провести цикл занятий в соответствии с дорожной картой
• Помочь детям вырастить из семян растения на огороде
Продукт проекта Выращенный огород на подоконнике
Срок реализации Краткосрочный
Ресурсы проекта Материальные : групповая комната; оборудованный центр исследовательской деятельности; информационная стена для размещения материалов по теме исследования (модель трех вопросов, планирование «паутинка», иллюстрации, записи, продукты детского исследования и др.); оборудованный центр творческой деятельности, ноутбук, интерактивная доска, принтер.
Кадровые: педагог, владеющий технологией исследовательской деятельности, техническими навыками работы с веб-камерой; помощник воспитателя, ведущий запись детских инициатив; специалисты ДОУ, принимающие участие в планировании деятельности и реализации проекта; заинтересованные родители-участники исследовательской деятельности.
Методические: методические пособия и разработки по проведению исследовательской деятельности, организации тематических проектов; анализ эффективности и результатов взаимодействия в процессе исследований и создания огорода на подоконнике.
Практическая значимость проекта Дети узнают больше информации о растениях своего региона. В ходе исследовательской деятельности выяснят какие условия необходимы той или иной культуре для благополучного выращивания.
1. Подготовительный этап
Дата
Мероприятия, инициированные воспитателем Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта Риски Результаты
Проведение беседы «Культурные растения на огороде бабушки» с детьми Материальное-технические:
• доска для размещения информации о овощах «Говорящая доска»;
• интерактивная доска для просмотра презентаций по теме и докладов детей;
• Таблица «Три вопроса» и «Паутинка»;
• ноутбук с выходом в интернет;
Информационные: ресурсы сети интернет;
Родители не смогли найти время прийти в детский сад для посадки семян в виду сильной загруженности на своей работе.
Решение: предложить родителям создать свой огород на подоконнике в домашних условиях, вести фотофиксацию. Результатом данного этапа будет собранная в одно место информация о культурных растениях, которые можно вырастить на огороде. Так же будет разработана последовательность посадки семян в землю и уход за ними.
Заполненная таблица «Три вопроса» и «Паутинка».
Заполнение с детьми таблицы «Три вопроса» и «Паутинка»
Создание дневника наблюдения для фиксации изменений растений
Отправка ссылки родителям на Мультфильм «Овощная вечеринка»
Отправка родителям интересующих детей вопросов по теме для подготовки докладов
Создание экокнижки «Как посадить семечко»
2. Основной этап. Дорожная карта основного этапа проекта
Дата время Мероприятия Промежуточные результаты
Первая половина дня Детский совет. Беседа на тему «Культурные растения на огороде бабушки». Для введения детей в новую тему. Расширение знаний о растениях на огороде
В теч. дня Раскрашивание, лепка на тему «Овощи с грядки» Закрепление представлений как выглядят овощи над грядкой и внутри нее.
1 раз в неделю Ведение дневников наблюдений за ростом и развитием растений огорода на окне (приложение 3) Активизация познавательного интереса к растениям как живым организмам; развитие понимания стадий (этапов) роста и развития растений
Первая половина дня Детский совет. Заполнение таблиц «Три вопроса» и «Паутинка» Дети обсудили имеющиеся знания о растениях огорода и выдвинули свои предположения как можно вырастить огород в группе. Также дети выделили ряд вопросов, которые они хотят разобрать и узнать подробнее. С помощью педагога дети заполнили таблицу «Трех вопросов» и «Паутинку».
Вторая половина дня Просмотр познавательной презентации «Мы сажаем огород» Представления детей о растениях, которые выращивают на огороде
Первая половина дня Детский совет. Педагог презентует задания центров и дети расходятся для индивидуальной/коллективной работы в центры активности Актуализация знаний о растениях огорода, выполнение практических заданий по теме, продуктивная деятельность
Вторая половина дня Ресурсный круг. Планирование деятельности на следующий день по работе с огородом на подоконнике. Дети распланировали работу в огороде.
Первая половина дня Детский совет. Дети презентуют свои доклады по теме проекта Выступления детей
Вторая половина дня Посадка огорода на подоконнике совместно с родителями. Посаженный «Огород на подоконнике»
3. Заключительный этап
Итоговые мероприятия Оценка эффективности реализации проекта Степень достижения поставленных целей Обобщение педагогического опыта
Совместный детско-родительский праздник
«Мы посадим огород» Был создан «огород у бабушки».
Дети получили представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают. Дети расширили представления о труде взрослых, научились правильно называть трудовые действия. Дети стали более уважительно относиться к труду. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Опрос на выходе показал, что более 80% детей узнают растения на грядках по вершкам и корешкам.
Так же в проекте поучаствовали активно родители, кто не смог посещать детский сад по рядом причин, создали свой «Огород на подоконнике» дома. Произвели фото и видео фикасацию и даже создали видеоролики. Представление продукта проекта на сайте детского сада.
I этап подготовительный (аналитический этап) :
Выявить знания участников проекта по теме (опрос детей, родителей, анализ ресурсов, постановка проблемы, поиск способов решения проблемы, планирование предстоящей деятельности)
- II этап основной «Дорожная карта» (этап реализации) :
- организация исследовательской деятельности детей, посадка растений и ухода за ними на огороде на окне.
На этом этапе были использованы методы и приемы по активизации познавательного интереса детей к миру растений, такие как метод «Три вопроса», «Паутинка», создание книги «Для чего растению семена» направлены на расширение представлений детей о том, что растения – живые, им нужен правильный уход, они растут из семян, питаются (пьют воду, им нужно тепло и свет.
Метод «Три вопроса» включает вопросы «Что мы знаем о растениях», «Что мы хотим узнать», «Как узнать о растениях». Таким образом, дети учатся формулировать задачи и находить способы их решения.
Проектный метод «Паутинка» был использован для планирования совместной деятельности с детьми средней группы в центрах активности с учетом задач всех образовательных областей. В центрах активности дети занимались изобразительным творчеством по теме «растения огорода» (лепка, рисование, аппликация, рассматривание иллюстраций, чтение детских произведений, речевые игры, экологическое лото, подвижные игры и др).
В процессе реализации проекта принимали участие родители, которые представили совместные с детьми творческие работы. Интересным опытом стало создание семейной экокнижки «Как посадить семечко», в которой ребенок не только является слушателем, но и участником собственного познавательного опыта выращивания растения из семечка, позволяющего сформировать представления о цикличности роста и развития растений.
III этап заключительный (этап подведения итогов) :
-оценка эффективности результатов проекта
-обобщение и представление педагогического опыта работы на интернет-ресурсах.
При реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
• у детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
• дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили знания о необходимых условиях для роста растений;
• за сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям;
• дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого;
• в ходе реализации проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах;
• дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний;
• пополнилось оснащение предметно-развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базы по данной проблеме;
• родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
В ходе проекта у детей возник интерес к жизни и росту растений. Дети узнали, как выращивают овощи, осуществляют уход за растениями, какие витамины содержатся в овощах, как они влияют на здоровье людей и как здоровое питание влияет на человека.
С помощью различных занятий и игр дети последовательно достигали цели, проявляя внимание и настойчивость.
Активное изучение художественной литературы позволило детям узнать много загадок, стихотворений, поговорок, пословиц об овощах.
Проект «Огород на подоконнике» позволил развиваться и детско-родительским отношениям. Ребенок оказался содержательно интересен родителям, поскольку он выдвигал различные идеи, открываясь близким взрослым уже в знакомых ситуациях по- новому. «Проектная жизнь» ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием, которое представлено в виде альбомов, увлечений, традиций.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. —М. : Центр педагогического образования, 2019. 34 с.
3. Антонов В. П. Пути и средства экологического образования и воспитания дошкольников / В. П. Антонов, Н. В. Кольчикова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. – 2019. – № 27. – С. 1-9. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/puti-i-sredstva-ekologicheskogo-obrazovaniya-i-vospitaniya-doshkolnikov
4. Белинова Н. В., Бичева И. Б., Ханова Т. Г. Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста// Перспективы науки и образования. - 2018. - № 6
5. Бичева И. Б., А. В. Хижная, О. В. Дряхлова Роль экологической компетентности педагога в профессиональной деятельности //Государственный советник. - 2019.-№ 1
6. Бутвина О. Ю. Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста / О. Ю. Бутвина, Л. М. Бариева // Форум молодых ученых. – 2019. – № 4. – С. 116-120. – Электронная копия доступна на платформе READera. URL :
7. Веревкин И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И, Чиженко Н. // Детский сад от А. до Я., 2018,-№ 6.-С. 101-103
8. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа. -СПб. : ООО «Издательство. Детство-Пресс,2020.-144 с.
9. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О. А. Воронкевич. -М., Детство-Пресс,2017.-176 с.
10. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Средняя группа. Часть 1/ О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс,2020.-632 с.
11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Перспектива, 2018. 224 с.
12. Гримовская Л. М. Развитие у старших дошкольников интереса к миру растений в проектной деятельности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1 (29). С. 88-94. DOI : https:// doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-88-94
13. Гримовская Л. М. Экологические проекты в детском саду // Детский сад: теория и практика. 2017. № 3. С. 72-79.
14. Глухова, О. А. Экологическое воспитание дошкольников с ОВЗ через проектную деятельность / О. А. Глухова, Е. В. Девяткина, Я. И. Савельева. - Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - № 2 (29). - С. 26-29. — URL : https://moluch.ru/th/1/archive/155/4854/
15. Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014.
2019
16. Ефремова С. П. Дидактические игры как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста / С. П. Ефремова, Л. В. Николаева // Концепт. – 2020. – № 10. – С. 1-12. – Электронная копия документа доступна на сайте КиберЛенинка. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta
17. Кузубова, Е. Н. Особенности организации детского огорода на территории дошкольной образовательной организации / Е. Н. Кузубова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 29-32. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14049/ ( дата обращения: 03.05.2023).
18. Мешкова Е. В., Бутвина О. Ю. Формирование знаний детей среднего дошкольного возраста о росте и развитии растений//Мировая наука. 2018.
19. Насонова С. А. Экологическое воспитание дошкольников / С. А. Насонова. // Молодой ученый. - 2020.-№ 11.-С. 175-177
20. Ремезова, Г. Л. Войди в зеленый мир / Г. Л. Ремезова, М. Е. Эратова. -М. : Просвещение, Учебная литература,2019.-192с.
21. Римашевская Л. С., Ивченко Т. А. Приобщение детей к природе в опыте Педагогического института дошкольного образования: от истории к современности // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 3. С. 46-56.
22. Романович О. А, Стефанова Н. Л., Селищева Т. В. : Дидактические игры для дошкольника 3-5 лет. «Мир растений".Изд. : Учитель, 2023
23. Поночевная, А. П. Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (из опыта работы) / А. П. Поночевная, И. В. Бухтулова, С. С. Поликарпова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 34-36. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13609 /
24. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., Издательство «ИНФРА-М», 2019.— 255 с.