Валентина Колдаева
Проект «Огород на подоконнике» для первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Тема проекта : «Огород на подоконнике»
2. Автор проекта : Колдаева Валентина Григорьевна
3. Участники проекта : дети первой младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
4. База исследования проекта : МАДОУ «Детский сад № 42»
5. Сроки реализации проекта : 2 недели, с 04.04.2022 г. по 17.04.2022 г.
краткосрочный, групповой
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“ для первой младшей группы» размещена в разделах
6. Вид проекта : познавательный
7. Тип проекта : творчески-исследовательский
8. Актуальность проекта :
Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста; их интерес к познавательно-исследовательской и трудовой деятельности недостаточно развит.
В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Практическая значимость:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей первой младшей группы (с 2 до 3 лет) и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Описание проекта :
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
9. Новизна проекта
Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой.
10. Гипотеза проекта
Дать детям представления о луке и семенах, их характерными особенностями. Создать в группе детского сада мини огород на подоконнике.
11. Цель проекта :
Формирование первоначальных экологических представлений у детей, создание условий для познавательного развития детей в процессе выращивания растений.
12. Задачи проекта
Образовательные
Формировать у детей познавательный интерес к растениям, знания о росте и потребности растений; умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Знакомство детей с процессом посадки лука и семян.
Развивающие
Развитие познавательных интересов, любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию. Дать представление о том, какую роль играют растения в жизни человека.
Воспитательные
Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
13. Интеграция образовательных областей
В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» – проводятся сюжетно-ролевые игры, игры-инсценировки, игры – поручения.
«Познавательное развитие» – проведение НОД по познавательно-исследовательской деятельности, по формированию целостной картины мира, игр - опытов.
«Речевое развитие» – чтение и разучивание с детьми стихов, потешек, загадок о растениях.
«Художественно-эстетическое развитие» – проводятся занятия (лепка, рисование).
«Физическое развитие» – проведение физкультминуток пальчиковых гимнастик и подвижных игр.
14. Предварительная работа:
Разработка плана работы, подбор и изучение методической литературы по теме проекта, работа с родителями, подготовка оборудования для проведения занятий и опытов.
15. Методы и приёмы реализации проекта
а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);
б) наглядный (демонстрация)
в) практический (рассматривание предметных картинок, опыты)
д) игровой (обыгрывание игр, метод обучения.
Формы реализации проекта :
познавательно-игровые занятия;
занятия-опыты
беседы
Проект построен на основе методических принципов:
- учет возрастных особенностей детей;
- доступность материала;
- постепенность его усложнения.
16. Ресурсное обеспечение проекта : ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
17. Ожидаемые результаты:
В процессе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:
Развитие речи
- обогащение словарного запаса за счет слов (названия растений)
- умение поддерживать разговор с взрослыми и сверстниками.
- расширять и уточнять словарь по теме (растения)
Ознакомление с окружающим миром
- расширение кругозора детей
- бережное отношение детей к растениям
-формирование целостной картины мира
Ознакомление с художественной литературой.
- знание потешек, песенок, стихотворений, загадок.
Музыкальное воспитание.
- умение выполнять танцевальные движения по тексту
-умение различать мелодии
Поэтапный план реализации проекта :
1 этап – организационный
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта; изучение литературы, привлечение родителей к реализации проекта.
2 этап – внедренческий
Подбор дидактического материала, проведение игровых занятий - экспериментов, опытов, наблюдений, бесед, чтение рассказов и сказок познавательного характера, заучивание стихов. Работа с родителями.
3 этап – результативный
Выявить знания детей о растениях; расширить исследовательские умения в соответствии с возрастом.
18. Вывод: Развитие у детей навыков экспериментирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах.
19. Презентация итогов реализации проекта.
Я считаю, что работа над проектом развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности дошкольника.
По реализации проекта были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
5. В группе был создан огород на окне.
6. Дети стали более уважительно относиться к труду.