Наталья Матвеева
Проект «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Образовательная часть
2. Вид проекта
3. Актуальность проекта
4. Цели и задачи проекта
5. Участники проекта
6. Продолжительность проекта
7. Сроки реализации проекта
8. Интеграция образовательных областей
9. Основы формы реализации проекта
10. Обеспечение
11. Этапы проведения проекта
12. Работа с родителями
13. План реализации проекта
14. План экспериментальной деятельности
15. Предполагаемый результат
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
16. Список литературы
Образовательная область.
Создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта
Вид проекта
Групповой, творческий
Актуальность
Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив.
Люди – открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности.
У каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, учиться взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел. Необходимо, чтобы это отношение было:
- познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;
- бережливым – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны;
- созидательным- мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.
Цель проекта
Создание условий для познавательного развития, развития экологической культуры.
Обобщение и расширение знаний дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечение к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Образовательные задачи:
Формировать умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений и делать выводы; формировать представление о строении и развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.
Развивающие задачи:
Развивать умение соотносить цвета при дизайнерском оформлении модели «Огород и цветы на подоконнике». Развивать творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно – действенное мышление, мелкую и общую моторику, композиционные умения. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).Развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее место в различных видах деятельности.
Воспитательные задачи:
Способствовать формированию навыков работы в команде; формировать бережное отношение к природе, желание заботиться о растениях, ответственности за порученное дело.
Проектная идея : Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Участники проекта : Дети старше-подготовительной группы «Кустук» МБДОУ «Детский сад «Ньургуьун», родители и воспитатели группы.
Продолжительность: краткосрочный
Сроки реализации: март-май
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Восприятие художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Основные формы реализации проекта :
Наблюдения, беседы, игры, мини-выставки, рассматривание иллюстраций, картин.
Обеспечение:
Нормативно-правовые ресурсы:
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Устав ДОУ
3. СанПины 2.4.1.2660-10
4. Закон РФ «Об образовании» в редакции федерального закона от 01.12.2007 года №309-ФЗ
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе Дошкольного образования».
Материально – техническое:
компьютер, музыкальный центр, плакаты, иллюстрации.
Учебно- методическое:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Веркаса Н. Е.
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса- М. : издательство Мозаика-синтез 2008 – 112с. /
3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт-Петербург. Детство-Пресс 2008г.
4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
Этапы проведения проекта
1 ЭТАП – подготовительный (2 недели).
В группе детского сада разбили огород и цветник на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
2 ЭТАП – исследовательский (8 недель).
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
3 ЭТАП - заключительный (2 недели)
Проведение анализа и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку». Провели развлечение для детей, где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, цветы, на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща и цветка». Завершился праздник веселым чаепитием.
Работа с родителями:
1. Привлечь родителей к участию в проекте «Огород на подоконнике».
2. Предложить родителям приобрести для проведения исследований – контейнеры, землю, семена для посадки.
3. Домашнее задание – с детьми вырастить зелёный лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ, как ухаживали за луком.
План реализации проекта
Подготовительный этап
№ Мероприятие Месяц Ответственные
1 Выбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. Февраль Воспитатели
2 Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Февраль Воспитатели, родители
3 Занятия с детьми: «Можно ли лук на окне вырастить?», «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы». Март Воспитатели
4 Разбивка огорода на подоконнике. В течении всего проекта Воспитатели, дети
5 Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях В течении всего проекта Воспитатели, дети
6 Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). В течении всего проекта Воспитатели, дети
7 Беседы о том, как выращивают овощи на огороде В течении проекта Воспитатели, дети
Исследовательский этап
1 Рассматривание семян (цветов, лука, укропа, салата, посадка семян и рассады Март Воспитатели, дети
2 Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений»
Март Воспитатели
3 Занятия с детьми: «Можно ли лук на окне вырастить?», «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы» В течении всего проекта Воспитатели
4 Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» В течении проекта Воспитатели
5 Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях В течении проекта Воспитатели
6 Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу) В течении проекта Воспитатели
7 Беседы о том, как выращивают овощи на огороде В течении проекта Воспитатели
Практическая деятельность
1 Посадка семян в землю Март Воспитатели, дети
2 Уход и наблюдение за всходами В течении проекта Воспитатели, дети
3 Ведение журнала наблюдений В течении проекта Воспитатели, дети
Заключительный этап
1 Подведение итогов реализации проекта Май Воспитатели, дети
2 Оформление выставки рисунков детей Май Воспитатели, дети
3 Выставка «Овощная грядка» (пластилиновая аппликация) Май Воспитатели, дети
4 Развлечение «Польза овощей». Май Воспитатели, родители, дети
6 Совместное чаепитие детей, родителей и воспитателей группы Май Воспитатели, родители, дети
План экспериментальной деятельности
Земля.
Название мероприятия: Узнаем, какая земля.
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется
Материал, оборудование: земля в контейнерах
Вода
Название мероприятия: Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце
Название мероприятия: Солнце и растения
Цель: Определить роль солнца в жизни растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Человек
Название мероприятия: Человек и растения
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)
Предполагаемый результат проекта
1. Сформированы представления о том, как выращивают овощи, о биологических процессах в природе.
2. Умение проводить анализ и обобщение результата, полученного в процессе исследовательской деятельности детей.
3. Умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях познавательной и художественной литературы.
4. Обогащение словарного запаса, умение составить связный рассказ.
5. Сформировано бережное отношение к природе, любовь к растениям.
Список используемой литературы
6. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений [текст]- М. : Просвещение, 2004-200с.
7. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [текст] – творческий центр «Сфера», 2004.- с. 51-56
8. Комарова, И. Г., Грибова, Л. Ф. Мир, в котором я живу. [текст] : учебное пособие / Н. Г. Комарова, - М. : Просвещение, 2006.- 142с.
9. Тимофеева, Л. Л. Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе [текст] : учебное пособие / Л. Л. Тимофеева. М. : Просвещение, 2005.-180с.
10. Тугушева, Г. П., Чистякова, А. Е. Эксперименитальная деятельность детей среднего и старшего возраста [текст] – Санкт-Петербург. Детство- Пресс, 2008.-с. 35-41.
11. Рыжова Н. Растём вместе. Методика организаций детских исследований по выращиванию растений в дошкольном учреждении.
2010 г.
12. Мартынова Организация опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.