Татьяна Досаева
Проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический паспорт проекта
Тема: «Огород на окне»
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Продолжительность: долгосрочный (февраль - апрель)
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы и родители воспитанников.
Объект исследования: огород на подоконнике.
Публикация «Проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Предмет изучения: процесс выращивания культурных растений в комнатных условиях.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи:
Способствовать расширению знаний детей о культурных и дикорастущих растениях.
Продолжить знакомство детей с особенностями выращивания овощей и цветов (перец, лук, морковь, огурцы, томат, укроп, бархатцы, астра, шалфей, салат, капуста).
Способствовать обобщению представлений детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для благоприятного роста растений.
Способствовать закреплению умения детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Способствовать развитию чувства ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
Продолжать способствовать развитию наблюдательности, умения замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
Способствовать развитию познавательный и творческих способностей у детей.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Воспитывать у детей чувство любви к природе и бережное отношение к ней.
Актуальность. Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни ребенка. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт. Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Предполагаемый результат: в ходе проектной деятельности дети научатся различать и уверенно называть овощи и фрукты, их особенности и различия. С помощью опытническо - исследовательской работы будет выявлено многообразие и разнообразие посевного материала, дети получат знания о необходимых условиях для роста и развития растений в комнатных условиях, научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, закрепят умение делать простые выводы, устанавливать причинно - следственные связи. Будет повышен интерес детей и родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности. Собрана коллекция семян овощных культур. Создан в группе огорода на подоконнике и подобраны украшения для него. Должны сформироваться навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней. Будет сформировано у детей уважительное отношения к труду. Получены участниками проекта положительных эмоции от полученных результатов.
Этапы работы по реализации проекта
1 этап – подготовительный (сбор информации)
1. Постановка цели и задач проекта;
2. Изучение методической и детской литературы;
3. Подбор художественной литературы, стихотворений, загадок, песен, сказок по теме;
4. Выставка книг, иллюстраций, альбомов о культурных растениях;
5. Подбор настольных, подвижных, пальчиковых, дидактических игр, интересных вопросов и упражнений по теме проекта.
6. Подготовка семян (капусты, перца, салата, бархоток, шалфея, астры, томата, укропа) овощных культур и необходимого инвентаря для выращивания и посадки семян и рассады.
7. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов).
2 этап – основной
1. Проведение с детьми бесед по теме проекта : «Что такое огород и что на нём растёт», «Что я знаю о здоровом питании?», «Овощи и фрукты-полезные продукты», «Семечко - рассада - помидор». Создать условия для уточнения знаний детей об овощных культурах. Создать условия для знакомства детей с интересными представителями мира растений. закреплять знания детей о том, как можно вырастить растение из семян, уточнить представления об овощных культурах и их семенах (помидоры и огурцы). Познакомить с приемами посадки семян, рассказать, как выращивать рассаду.
2. Цикл наблюдений:
«Рост растения в разных условиях».
«С водой и без воды»
«На свету и в темноте».
«Что потом?».
3. Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чиполлино», Н. Носов «Огородники», «Огурцы», Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали», Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка», В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша». Заучивание стихотворений В. Коркина «Что растет на нашей грядке?», Ю. Тувим «Овощи». Чтение пословиц, поговорок, загадок об овощах и огороде.
4. Игры:
a. Настольные: «Культурные и дикорастущие», «Во саду ли, в огороде», «Найди отличия», «Вершки-корешки», «Чудесный мешочек».
b. Подвижные: «Собери урожай», «Огород», «Огород у нас в порядке», «Баба сеяла горох», «Вершки- корешки», «Посади и собери картофель».
c. Сюжетно-ролевые: «Магазин овощей», «На даче», «Кафе», «Детский сад», «На огороде».
d. Игры на развитие речи: «Один – много», «Скажи ласково», «Узнай по описанию», «Измени словечко», «Подскажи словечко», «Назови сок», «Один — много».
e. Дидактические игры: «Большой, маленький», «Самый высокий», «Сколько?», «Сбор урожая», «Повар и овощи», «От какого овоща эта часть?», «Вкусное варенье», «Полезный сок», «Варим суп».
5. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Вызвать интерес к овощным культурам и природе в целом.
6. Труд в огороде на окошке : уход за рассадой – полив, рыхление почвы, прореживание, пересаживание.
7. Работа с родителями:
Печатная консультация на тему «Как приучить ребёнка есть овощи и фрукты».
Организация выставок детских работ рисунков, аппликаций, поделок из пластилина.
Оформление информационного стенда «Рекомендации по организации совместной работы на огороде».
3 этап – заключительный
1. Оформление огорода на подоконнике и уход за ним.
2. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
3. Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике».
4. Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
5. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки.
6. Подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе.
7. Создание фотоальбома «Огород на подоконнике»
Достигнутый результат.
По итогам реализации проекта были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными растениями.
2. У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на подоконнике.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
Приложение.
БЕСЕДЫ.
Беседа с детьми на тему: «Что такое огород и что на нём растёт»
Цель: Формировать обобщё нные представления об овощах: овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу.
Воспитатель: Ребята! Давайте поговорим об овощах. Хрустящая оранжевая морковка, крепкие зеленые огурчики, сочные красные помидоры — все это овощи.
Какие еще овощи вы знаете?
Верно! Свекла и репа, капуста и картофель, перец и баклажан, редис и редька, тыква и кабачок, лук и чеснок, щавель и укроп, сельдерей и петрушка.
Овощами называют сочные части возделываемых растений. Это могут быть листья, кочаны, корни, клубни, луковицы, соцветия и плоды. Сами же растения получили название овощных культур.
В нашей стране возделывают около восьмидесяти видов овощных культур, а всего в царстве растений овощными свойствами обладают не менее 1200 видов.
Одни овощи были привезены к нам с берегов Средиземного моря (капуста, морковь, петрушка, сельдерей, другие — из Индии (огурец, стран Центральной и Южной Америки (помидор, кабачок, из Юго-Западной Азии (сладкий и горький перец).
А где растут овощи?
Правильно! В огороде на грядках.
Земля в огороде — мягкая, рыхлая, плодородная. А знаете ли вы, что самый верхний слой земли называется почвой? Он образовывался многие сотни лет и содержит все, что необходимо растениям для жизни: воду и воздух, минеральные соли и перегной.
Корни растений вбирают воду с растворенными в ней минеральными солями. А кислород нужен им для дыхания.
Перегной образуется из перегнивших листьев, стеблей и корней растений. Микробы, живущие в почве, превращают его в минеральные соли.
Еще бегут по полям и дорогам серебристые змейки февральских метелей, а у садоводов и огородников уже начинаются предпосевные хлопоты: надо купить семена растений, позаботиться об удобрениях, приготовить ящички и горшочки для рассады, смастерить домики для пернатых друзей — птиц.
Представьте себе, дорогие ребята, что мы с вами взяли ведра, лейки, лопаты, грабли и отправились в огород.
Как же нужно ухаживать за овощами, чтобы получить хороший урожай?
Правильно! Нужно рыхлить землю, удалять сорняки, бороться с тлей, бабочками-капустницами, колорадским жуком и другими вредными насекомыми, прореживать посевы, чтобы растения росли свободно, не мешая друг другу.
Что-то мы еще забыли?
Ну конечно, огород необходимо поливать утром и вечером, чтобы растениям хватало влаги.
Особенно хорошо растут овощи там, где им хватает и влаги, и солнечного света. Поэтому огороды нередко разбивают на берегах рек, озер, прудов — и из этих водоемов берут воду для полива гряд.
Летом на грядках созревают овощи: зажигаются фонарики сладкого перца, начинают краснеть помидоры, наливаются соком кабачки — и приходит время собирать урожай.
Народ примечает: «Август — и собериха, и припасиха»; «Что соберешь в августе, тем и будешь сыт».
Ребята, давайте поговорим о том, какую пользу приносят людям овощи.
Овощи — основная еда, без которой человеку не обойтись! Ведь наша пища большей частью состоит из растений.
Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и морковки, колечки лука, листья сельдерея, петрушки и укропа.
Еще больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.
Овощи — настоящая кладовая витаминов, минеральных солей и других полезных веществ, необходимых человеку.
Многие овощи хорошо хранятся и кормят нас круглый год. Другие можно и зимой выращивать в теплицах и парниках. Некоторые овощи, такие как лук, чеснок, редька, баклажан, перец, обладают целебными свойствами и способны предупреждать и излечивать болезни.
Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используются на корм скоту. Из овощей получают крахмал (картофель, сахар (сахарная свекла) и другие нужные людям продукты.
Ответьте на вопросы
• Что называют овощами?
• Где растут овощи?
• Какой уход требуется овощам?
• Почему овощи считают основной едой человека?
Беседа «Что я знаю о здоровом питании».
Цель: сформировать у детей представление о правильном питании, вредных и полезных продуктах питания, создать условия для развития познавательной деятельности, подвести к пониманию того, что правильное питание – необходимое условие для здоровья человека, основа здорового образа жизни.
Воспитатель: Дети, как вы понимаете, что значит быть здоровым?
(Ответы детей).
- Верно, это когда не болеешь, растешь, когда хорошее настроение, когда можно гулять на улице, чувствуешь у себя силы и многое можешь сделать.
А вы знаете, что каждый человек сам может укрепить себе здоровье? Есть такая поговорка: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
- Так как же можно укрепить свое здоровье? Как вы думаете? (Ответы детей).
- Верно, закаляться, делать зарядку, купаться в море, правильно питаться, гулять на свежем воздухе.
В продуктах питания содержатся вещества, необходимые нам с самого рождения. Это белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины. Все они нужны для нормального развития организма:
1. Белки содержатся в мясе, рыбе, молочных продуктах, яйцо, курице. Они необходимы для того, чтобы вы росли крепкими и здоровыми.
2. Углеводы дают вам энергию и силу, развивают выносливость, благодаря углеводам вы активно работаете, двигаетесь и занимаетесь спортом — ими богаты хлеб, крупы, фрукты и овощи, печенье, картофель, сахар.
3. Жиры содержатся в сметане, растительном и сливочном масле, йогурте, в сыре, в орехах. Благодаря жирам накапливают энергию и дают развиваться мозгу.
4. Минеральные вещества они содержаться во всех продуктах, которые мы употребляем в пищу для нормальной работы нашего организма.
5. Витамины укрепляют кости, мышцы нашего организма, повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела. Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет разными болезнями, становится вялым, слабым, грустным.
Воспитатель: Правильно, чтобы с болезнями не знаться, надо правильно питаться.
В жизни нам необходимо
Очень много витаминов,
Всех сейчас не перечесть.
Нужно нам побольше есть
Мясо, овощи и фрукты-
Натуральные продукты,
А вот чипсы, знай всегда
Это вредная еда.
Ешьте овощи и фрукты-
Они полезные продукты!
Конфеты, пряники, печенье
Портят зубкам настроение.
Дорасти нам до небес
Поможет каша "Геркулес"
А улучшить зрение-
Черничное варенье.
Викторина «Знатоки» (вопросы)
1. Сколько раз в сутки нужно принимать пищу?
2. Какой режим питания у нас в детском саду?
3. Какие каши самые полезные?
4. Назовите самые витаминные продукты.
5. Что надо есть, если хочешь быть сильным?
6. Почему пищу надо пережевывать тщательно, большие куски глотать нельзя?
7. Какие блюда на завтрак готовят вам наши повара?
8. Какие блюда на обед готовят наши повара?
9. Какие блюда на полдник готовят наши повара?
10. Какие блюда на ужин готовят вам родители?
Дидактическая игра «Что это?»
Дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и перечисляет названия продуктов, ребенок произносит обобщающее понятие и кидает мяч обратно.
Конфета, печенье, зефир – это сладости
Кефир, сыр, йогурт – это молочные продукты
Буханка, батон, булочка – это хлебобулочные изделия
Котлета, колбаса, ветчина – это мясопродукты
Капуста, картофель, морковь – это овощи
Яблоко, банан, апельсин – это фрукты
Малина, клубника, черника – это ягоды
Игра с мячом " Полезный сок"(дети стоят в кругу)
Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит:
Полезный сок из яблок- яблочный
из персиков- персиковый
из моркови- морковный
из томатов- томатный
из тыквы- тыквенный и т. д. (виноградный, лимонный, гранатовый)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня много говорили о питании, вспомните правила правильного и здорового питания:
1. Надо питаться продуктами, которые полезны для здоровья (обязательно есть овощи и фрукты)
2. Есть надо не много. Переедание вредно для организма.
3. Пищу нужно хорошо прожевывать.
4. Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.
5. Полоскать рот после еды
6. Во время приема пиши не разговаривать.
7. Нужно завтракать, обедать и ужинать в одно и те же время. Наш желудок привыкнет приниматься за работу в определенные часы. И пища будет перевариваться быстрее, приносить больше пользы.
8. Запомни: овощи, фрукты – самые витаминные продукты.
Беседа «Полезные свойства нашего огорода на окне».
Сегодня мы будем говорить об овощах и фруктах и о их пользе для человека.
- А почему овощи и фрукты полезны для человека? (В них много полезных веществ.)
- Тысячи лет назад люди стали употреблять в пищу овощи. И пользу овощей заметили уже тогда. Есть много пословиц и поговорок об овощах. Вот некоторые из них:
Лук – от семи недуг.
Лук да капуста лихого не допустят.
Обед без овощей – праздник без музыки.
Зелень на столе – здоровье на сто лет.
Овощи – кладовая здоровья.
- Какие овощи вы знаете? (Ответы детей.)
Воспитатель: Все овощи очень полезны. В них содержатся вещества, необходимые для роста и развития детей.
Пословицы и поговорки.
• Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.
• Весенний день целый год кормит.
• Больше землю удобряй, будет выше урожай.
• Весной пролежишь, так зимой с сумой побежишь.
• Потрудись весной – сытым будешь зимой.
• Кто спит весною – плачет зимою.
• Потрудись весной – сытым будешь зимой.
• На весну надейся, а дрова запасай.
• Землю согрело, не опоздай с посевом.
• Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
• Что посеешь, то и пожнешь, что пожнешь, то и посеешь.
• Клади навоз густо, не будет в амбаре пусто.
• Не ленись с плужком – будешь с пирожком.
• Лучше голодай, а добрым семенем засевай.
• И поедим, и спляшем, только пашню спашем.
• Не теряй время попусту, весна пройдёт – не воротишь.
• В срок не вспашешь, не сборонишь – урожай свой проворонишь.
ИГРЫ.
Подвижная игра-эстафета «Собери урожай»
Цель: Физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.
Материал: обручи, корзинки для овощей и фруктов, макеты овощей и фруктов.
Ход игры
Все дети делятся на 2-е команды и выстраиваются в две колонны. Напротив команд, на расстоянии 4-5 метров лежат обручи в которых лежат овощи и фрукты. Возле каждой колонны лежит корзинка, куда надо собрать «урожай». По команде, первые участники бегут в обруч, берут предмет, оббегают обруч и возвращаются обратно. Как только предыдущий игрок положил предмет в корзинку и дотронулся до плеча следующего игрока, тот игрок бежит к обручу и т. д. побеждает команда, которая быстрей всех «соберет урожай».
Подвижная игра «Баба сеяла горох»
Цель: - развивать ловкость, быстроту реакции, внимание; воспитывать честность при выполнении правил игры.
Ход игры. Один из детей становится водящим, все остальные — горошинками. Горошинки произносят текст и водят хоровод вокруг водящего.
Баба сеяла горох. (Дети приседают, держась за руки)
Ох! Уродился он неплох. (Приседают)
Ох! Уродился он густой. (Идут в центр.)
Мы помчимся — ты постой!
Подвижная игра «Огород»
Цель: - Развитие координации движений, умения действовать по команде.
Ход игры: Ребенок изображает курочку, а взрослый - дедушку-сторожа. На полу мелом проводят черту, объясняя ребенку, что за чертой "огород". В огороде у ребят Есть морковка и салат, Все для ребят, Все для ребят! Старый дедушка ходил, Он морковку сторожил. Кыш, куры, кыш, Кыш, куры, кыш! ("Дедушка" с палкой ходит в "огороде".) Старый дедушка устал, Сел на травку, задремал. Дедушка спит, Дедушка спит. (Садится, дремлет.) Курочки бегут, бегут И цыплят к себе зовут Морковку щипать, Морковку щипать. (Дети-"курочки" выбегают на носочках.) Дедушка нас услыхал, Всех курочек прогнал. Кыш, куры, кыш, Кыш, куры, кыш!
Подвижная игра «Огород у нас в порядке»
Цель: – развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой).
Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол).
Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени).
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).
А сейчас ей тесто, бедной,
Говорит: «Посторонись!»
(топнуть ногой в конце фразы)
Подвижная игра «Посади и собери картофель»
Цель: – развивать ловкость быстроту движений, упражнять в ориентировании по плану.
Ход игры: Дети распределяются на 3—4 команды с равным числом играющих. Команды в колоннах стоят у черты. На расстоянии 12—20 м от черты напротив каждой команды лежат по 3 небольших кружка-лунки (обручи, круги можно нарисовать мелом). В руках у детей, стоящих впереди колонн, небольшие мешки с тремя маленькими мячами или мешочками с песком. По сигналу воспитателя первые в колоннах бегут к лункам, сажают в каждую по картофелине и возвращаются. Подбегая к колонне, они передают мешочек следующему играющему, тот бежит и собирает картофель и т. п. Побеждает команда, первой закончившая задание. Картофель должен лежать в лунке (круге). Если картофелина выкатится, то ребенок обязан вернуть ее на места. Игра повторяется 3—4 раза.
Подвижная игра «Вершки-корешки»
Цель: - знать названия овощей, уметь различать корнеплоды; быстро реагировать на название овоща — приседать, если это корнеплод, поднимать руки вверх, если овощ созревает наверху.
Ход игры. Дети стоят в кругу, педагог называет овощи, а дети должны вспомнить как они растут, что люди едят вершки или корешки, в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. Кто ошибается, тот выбывает. Педагог выполняет действия с месте с детьми, сбивая их с толку. Награждается самый внимательный и знающий.
Пальчиковые игры
Тема "Фрукты"
Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга
На базар ходили мы,
(мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины,
(средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины,
(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз —
(большие пальцы)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
Пальчиковая игра "Варим мы компот"
Используется пособие "Клавиатура" (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы, сопровождая игру произнесением стиха:
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Пальчиковая игра "В сад идем мы погулять"
Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу.
Раз, два, три, четыре, пять.
В сад идем мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
ТРУД В ОГОРОДЕ НА ОКОШКЕ.
Результативность
Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
Познакомили детей с особенностями выращивания культурных растений.
Сформировали интерес к опытнической и исследовательской деятельности
по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Обобщили представления детей о необходимости света, тепла и влаги почвы
для роста растений.
Обогатили словарный запас детей.
Оформили выставки по продуктивной деятельности.
Изготовили поделки по лепке, аппликации, рисованию.
Обогатили эмоции воспитанников.
Создали условия для развития поисковой деятельности детей.
В результате практической и опытнической деятельности дети получили
необходимые условия для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру, появилось чувство
ответственности за благополучное состояние растений.
В группе был создан огород на подоконнике.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Реализовали проект : «Огород на подоконнике».