Елена Матиенко
Проект «Одаренные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 3 «Ивушка»
ПРОЕКТ
на тему:
Воспитатель: Матиенко Елена Анатольевна
2021год.
Пояснительная записка
В условиях социально-экономических изменений в обществе растёт потребность в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России.
Публикация «Проект „Одаренные дети“» размещена в разделах
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие - нет. Задача родителей и воспитателей дошкольных учреждений как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты.
Одаренность, талант, гениальность – это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.
Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком образовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст – период становления способностей личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одарённости.
Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте (в отличие от одарённости взрослого человека) :
Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии.
Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создаёт видимость одарённости (т. е. «маску» одарённости, под которой – обычный ребёнок) в виде ускоренного развития определённых психических функций, специализации интересов и т. п.
Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одарённости, проявляемой данным ребёнком на определённом отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одарённого ребёнка в одарённого взрослого.
Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности по сравнению с ребёнком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одарённости, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребёнок» в плане констатации (жёсткой фиксации) статуса определённого ребёнка. Так как очевиден драматизм ситуации, когда ребёнок, привыкший тому, что он – «одарённый», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ребёнок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребёнок с признаками одарённости»).
Цель: Создание оптимальных условий для выявления, гармонического развития детей с высоким уровнем способностей в условиях детского сада и их самореализации при тесном взаимодействии с семьей.
Задачи:
Выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ.
Создать банк одаренных детей.
Разработать план мероприятий для развития одаренности детей.
Повысить компетентность воспитателей, родителей по вопросам сопровождения и развития одаренных (талантливых) детей.
Одаренные дети :
• имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
• имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
• испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей :
Виды
одаренности Составляющие
Как проявляются
Академическая
одаренность Мотивационно- личностные характеристики Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому
Способности к обучению Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов
высокие показатели по развитию психических познавательных процессов
Творческая
одаренность Артистическая одаренность Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать
вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память
Художественная одаренность
Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)
Вокальная одаренность
Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух
Литературная одаренность
Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов
Конструкторская одаренность Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации
Психомоторная
одаренность Спортивная одаренность
Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость
Хореографическая одаренность
Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память
Коммуникативная одаренность Социально-личностная одаренность Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты
Лидерская одаренность Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру,
настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми :
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли дополнительного образования;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя.
Формы работы с одаренными детьми :
• групповые занятия с одаренными детьми;
• конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;
• работа по индивидуальным планам;
• исследовательская деятельность.
Предполагаемые результаты:
• увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
• повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;
• положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня;
• повышение социального престижа ДОУ на местном, муниципальном уровне.
Нормативно-правовая база программы:
• Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. ;
• Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ;
• Закон Российской Федерации “Об образовании”;
• Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г. ;
Методы и приемы работы в ходе реализации программы:
1. Наблюдение
2. Беседы. (Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения).
3. Специальные методы
4. Рисование, лепка.
5. Экспериментирование.
6. Упражнения для мелкой моторики.
Срок реализации плана программы: июнь 2021 — май 2023 года (2 года)
Список одоренных детей: Поляков Анатолий 12.01.2016г.
Дудка Ксения 30.08.2016г.
Писарева Полина 22.07.2016г.
Этапы реализации проекта
Аналитический этап идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников,
Развивающий этап: гармоничное развитие талантливых детей.
Практический этап: выполнение практических работ детьми
Планируемые результаты.
1. Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности).
2.. Создание условий для самореализации детей с признаками одарённости.
3. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
4. Развитие и реализация творческих способностей детей с признаками одарённости через систему дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении.
5. Активизация участия родителей в работе с детьми с признаками одарённости.
Список литературы:
Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей : программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.
Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Программа «Одарённый ребенок».
Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997.
Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М. : ГОМЦ «Школьная книга»,2002.
Савенков А. И. Детская одаренность : развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999.
Юркевич В. С. Одаренный ребенок : Иллюзии и реальность М. : Просвещение, 1996.