Ольга Бернацкая
Занятие в подготовительной группе «Сказочный образ Бабы-Яги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представление о художественном образе Бабы Яги. Устранить или частично обесценить страх сказочного персонажа Бабы Яги.
Задачи:
- учить определять настроение и характер художественного образа
Бабы Яги посредством восприятия произведений изобразительного
и музыкального искусства;
- учить различать средства музыкальной и изобразительной
выразительности на примере образа Бабы Яги;
- учить сравнивать музыкальные и изобразительные произведения с
Публикация «Занятие в подготовительной группе „Сказочный образ Бабы-Яги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
похожими названиями, находить черты сходства и различия;
- формировать умение выражать характер сказочного образа в
продуктивной деятельности: через игру на музыкальных
инструментах, двигательную импровизацию, изобразительную
деятельность;
- развивать мышление, воображение и творческие способности;
- помочь детям актуализировать темное и светлое начало в
персонаже, предоставить возможность поговорить о своем страхе;
- способствовать повышению самооценки у детей, уверенности в
своих силах;
- способствовать снятию мышечного напряжения, самовыражению
детей.
Предварительная работа: знакомство с произведениями В. Васнецова; рисование на темы «Лукоморье», «Избушка на курьих ножках», «Сказка»; прослушивание музыкальных произведений по темам: «Сказочные персонажи», «Юмор в музыкальных произведениях», «Настроение».
Материалы: художественные произведения; «Руслан и Людмила» (А. С. Пушкин, «Народные русские сказки» (А. Афанасьев); музыкальные произведения: «Сказочка» (А. Прокофьев); «Баба Яга» (П. И. Чайковский, А. Лядов); «Избушка на курьих ножках», «Баба Яга» (М. Мусоргский); изобразительные : «Избушка на курьих ножках», «Баба Яга» (В. Васнецов); клубок, портреты композиторов и художников, музыкальные инструменты.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку П. И. Чайковского «Нянина сказка».
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
Дети. Клубок.
Воспитатель. Скажите, для чего в русских народных сказках использовался клубок?
Дети. Чтобы показать правильную дорогу, не заблудиться.
Воспитатель. Правильно, давайте и мы попросим показать нам верную дорогу. Катись-катись, клубок, покажи нам дорогу. (Клубок катится к столу, на котором лежит книга с красивой обложкой). Посмотрите, какая красивая книга. В ней, наверное, живут сказки. Ребята, а вы любите сказки?
Дети. Да!
Воспитатель. Когда я была маленькой, я тоже любила сказки. Сказки придумывались русским народом давным-давно. Из поколения в поколение люди передавали их друг другу. А вы знаете, как они их передавали? Дети. Люди рассказывали их своим детям, а дети - своим детям, а позже сказки стали печатать в книгах, а теперь снимаются фильмы и мультфильмы. Воспитатель. Правильно, а еще сказки можно писать стихами. Послушайте отрывок из сказки А. Пушкина «Руслан и Людмила» (Читает под музыку М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках». Демонстрирует иллюстрацию картины «Избушка на курьих ножках» В. Васнецова). Посмотрите, ребята, сказку можно написать не только в прозе, стихах, изобразить в мультфильмах, но и представить в произведениях живописи. Эта картина называется «Избушка на курьих ножках», а написал ее уже известный нам художник В. Васнецов. Какое настроение хотел передать нам художник?
Дети отвечают.
Художник передал страшное, настороженное и в какой-то степени реальное, сказочное настроение. А давайте посмотрим, как художник добился этого. Какой лес изображен на картине?
Дети отвечают.
Я согласна, избушку окружает густой дремучий лес. Деревья повалены. Даже нигде листик не шелохнется, птица не пропоет, зверь не пробежит. Этот лес сразу создает настроение настороженности. А какие краски использовал художник? Как он передал сказочность, необычность избушки?
Дети отвечают.
Ребята, как вы думаете, кто живет в этой избушке?
Загадка.
Живет она в лесу дремучем
Среди болота и колючек.
Сама летает она в ступе
И ходит в стареньком тулупе.
Ребят пугает всегда она
Узнали? Это (Баба Яга).
Воспитатель. Какой характер у Бабы Яги описывается в русских народных сказках?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель. Ребята, сказочный образ можно передать и в музыке. К образу Бабы Яги обращались разные композиторы. Послушайте пьесу Лядова «Баба Яга».
Дети слушают пьесу.
Какая была музыка и как в ней изображена Баба Яга?
Дети отвечают.
Композитор Лядов пытался передать злой, неприятный образ. В начале музыки можно понять, что она еле идет, ковыляет. Как вы думаете, что у нее в руках?
Дети отвечают.
А во второй части Баба Яга ворчит, что-то замышляет, колдует. В третьей - появляются резкие звуки. Баба Яга улетает, поднимается все выше и выше. На чем она может подняться высоко вверх?
Дети отвечают.
А теперь послушайте, она опускается вниз, ругается, ворчит. А в конце мелодии композитор изображает исчезновение Бабы Яги. Музыка это очень ярко показывает. О Бабе Яге написал музыку и другой русский композитор - П. И. Чайковский. Он писал музыкальные картинки для исполнения оркестром
Звучит фонограмма.
Как вы думаете, какой Баба Яга изображена в этой музыке, с каким характером?
Дети отвечают.
В этой музыке есть оттенок юмора, смешливости. Эта музыка уже не такая страшная. А теперь давайте попробуем ее исполнить вместе с оркестром на детских музыкальных инструментах.
Дети выполняют.
Понравилось вам ваше исполнение?
Дети. Да!
Музыкальный руководитель. Хороший был оркестр. Вы постарались слушать музыку, реагировали на громкость звучания, интонацию. Композитор М. Мусоргский написал немного другую пьесу. Он назвал ее «Избушка на курьих ножках». А история создания ее была такая: композитор был на выставке у своего друга художника Бартмана. Этот художник нарисовал эскиз, где изображены часы в форме избушки на курьих ножках. Но эта избушка выглядит очень доброй. И вот Мусоргский решил рассказать в музыке о том, какая настоящая Баба Яга, какая она может быть, что она по-настоящему чувствует, когда ее никто не видит. А сейчас мы с вами попробуем изобразить под музыку избушку, Бабу Ягу и деревья. Слушайте внимательно музыку, она вам подскажет, когда должна появиться Баба Яга, что должны делать избушки и деревья.
Выбираются четыре избушки, четыре Бабы Яги, остальные дети -деревья. Двигательная импровизация детей. Ребята, а сейчас тот, кто захочет, может превратиться в страшную Бабу Ягу. Тот, кто стоит в центре круга говорит: «Я страшилку не боюсь, в кого хочешь превращусь!» и изображает Бабу Ягу (в руках метла).
Слова игры:
Баба Яга, костяная нога,
С печки упала, ножку сломала.
Пошла в огород, испугала народ.
Побежала в баньку, испугала зайку.
Пошла в детский сад, напугала всех ребят!
А сейчас послушайте, как сказочник А. Афанасьев описал свою Бабу Ягу: «Баба Яга вышла во двор, свистнула. Перед ней появилась ступа с пестом и помелом. Баба Яга села в ступу, выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает да как закричит: «Фу-фу, здесь русским духом пахнет! Кто здесь?». А сейчас ответьте, в каком из трех музыкальных произведений Баба Яга самая злая и страшная?
Дети отвечают.
Воспитатель. Ребята, вы послушали и обсудили, как композиторы изобразили образ Бабы Яги. А теперь давайте вернемся к произведениям живописи. Я хочу вам показать еще одно произведение В. Васнецова - «Баба Яга». Скажите, что делает Баба Яга на этой картине? Какая она?
Дети. Злющая.
Воспитатель. Как вы догадались, что она злющая?
Дети отвечают.
К какому музыкальному произведению больше всего подойдет эта картина?
Дети отвечают.
Ребята, мы сегодня много говорили об образе Бабы Яги в музыкальных произведениях и произведениях живописи, как изображали ее поэты, сказочники. А теперь я предлагаю отправиться в гости к Бабе Яге.
Психолог:
«Ребята, сейчас я предлагаю вам отправиться в гости к Бабе Яге, чтобы посоветовать ей больше не пугать людей, быть доброй и показать, как надо красиво одеваться. Для этого мы подарим ей наши наряды. Для того, чтобы до нее добраться, нам предстоит пройти очень длинный и сложный путь. Но я думаю, что мы обязательно справимся со всеми трудностями, которые будут нас подстерегать. Закройте глаза и представьте, что мы отправляемся в сказочный лес : «Вокруг себя повернитесь и в сказочном лесу вы очутитесь». Перед тем, как мы начнем свой путь, нам надо набраться смелости.
Психолог проводит дыхательную гимнастику «Вдыхаю смелость, выдыхаю страх». Дети повторяют за психологом «Вдыхаю смелость» - и делают глубокий вдох. Психолог говорит: «Выдыхаю страх» - дети сильно выдыхают. Повторить три раза. Психолог подводит детей к заранее подготовленной трассе, по которой дети начнут свой путь: «болотные кочки» - подушки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга; узкая тропинка - скакалка, вытянутая на ковре; туннель — пространство под сидениями составленных в ряд стульев или под столом, накрытым тюлью; мост — скамейка.
Дети подходят к избушке, в которой живет Баба Яга. Под музыку выходит Баба Яга с метлой со словами: «Кто посмел нарушить мой покой?». Подходит к детям и говорит: «А! Это вы — людишки! Ну, держитесь, сейчас я прочитаю свое любимое заклинание, и вы мигом превратитесь в каких-нибудь таракашек!». Начинает колдовать.
Психолог подходит к Бабе Яге и говорит:
«Эй, Ягуся, чего раскричалась! Мы ведь тоже знаем заклинание, и если мы его произнесем, то ты будешь плохо слышать, плохо видеть и все время скакать на одной ноге. Ты будешь такой смешной, что над тобой все будут смеяться!»
Баба Яга: «Ничего у вас не выйдет!» (продолжает читать заклинание).
Тогда дети хором произносят слова: «Страх, страшок, страшилка, превратись в смешинку!».
Баба Яга тут же начинает прыгать на одной ноге, скривив лицо: «Ой, ничего не вижу, ой, ничего не слышу, ой, ой, сделайте что-нибудь!».
Психолог. Мы сможем снова превратить тебя в Ягу, но ты должна стать доброй.
Баба Яга. А как же я стану доброй, я же не знаю, что для этого надо?
Психолог. Не переживай, мои ребятки научат тебя.
Дети. Эни, бени, лола, превратись в Ягусю снова!
Психолог. Баба Яга, наши дети знают, как стать доброй. Они тебе сейчас расскажут.
Дети рассказывают Ягусе, как она может стать доброй, и показывают ей, какие наряды она может носить.
Баба Яга. Спасибо, ребята, я постараюсь больше никогда не пугать маленьких ребят, я обязательно буду следовать вашим советам и научусь быть доброй, а вам хочу что-то подарить. Баба Яга уходит в дом и возвращается с клубочком, напевая какую-нибудь веселую песенку, надев на голову красивую шляпку или яркий парик: «Это волшебный клубочек, он покажет вам дорогу в детский сад».
Психолог катит клубок ниток, приговаривая:
«Катись, катись, клубочек,
Через реку и мосточек.
Приведи нас в детский сад,
Чтобы повидать ребят».