Елена Бурцева
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Формирование представлений о русских народных музыкальных инструментах»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Формирование представлений о музыкальных инструментах, их звучании и происхождении»
Цель:
• Расширить представление детей о музыке.
• Приобщить детей к народной музыке, расширить и углубить знания дошкольников о музыкальных инструментах, их видах, группах.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Формирование представлений о русских народных музыкальных инструментах“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
• Познакомить с традициями и историей русской культуры
• Развивать желание проявлять себя в различных видах деятельности; способствовать развитию инициативы и творческой активности.
Задачи проекта :
1. Развитие эмоциональной сферы ребенка.
2. Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.
3. Приобщение к музыкальной культуре.
4. Формировать потребность в восприятии музыки.
5. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
6. Развитие познавательных и творческих способностей.
7. Способствовать развитию памяти, слуха, фантазии.
8. Обогащение словаря.
9. Осваивать различные формы приобретения опыта.
10. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями и установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
Тип проекта : творческий
Место реализации : БДОУ «Детский сад №21 комбинированного вида»
Вид деятельности : познавательный.
По форме реализации : групповой.
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет; воспитатели; родители.
Возраст детей: 4-5 лет.
Образовательная область: «Познание».
Области интеграции: «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы проекта
Первый этап- организационный
Поиск информации о различных музыкальных инструментах, в книгах, телепередачах, интернете.
Второй этап – практический
Непосредственно реализация проекта
Описание проекта :
Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.
Актуальность.
Художественно-эстетическое развитие по ФГОС предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру. Музыкальный инструмент – это тоже произведение искусство, требующие свое понимания, восприятия и осмысления. Как произведения искусства, музыкальные инструменты являются передатчиками вибраций человеческой души, эмоций, чувств.
Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.
Музыкальные инструменты восхитительны не только благодаря своей прекрасной роли. В каждом инструменте есть душа. Душа дерева, из которого этот инструмент изготовлен, душа мастера, его создавшего. Порой даже душа продавца, относящегося к своим инструментам с большой любовью.
Когда такой инструмент попадает в руки чувственного музыканта, все эти души и душа музыканта сливаются и происходит чудо — музыка.
У детей дошкольного возраста нет целостного представления и смыслового восприятия музыкальных инструментов, как произведений искусства.
Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов.
Знакомство с музыкальными инструментами
Музыкальный инструмент — обычно, предмет, с помощью которого музыканты исполняют или импровизируют музыку или любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.
Появление музыкальных инструментов можно отнести к эпохе первобытного человека. А не была ли первым музыкальным инструментом палка, которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла? При этом он невольно сравнивал звук пустого внутри дерева со звуком, который получался от удара камнем о камень.
С самого раннего возраста взрослые через былины и песни, загадки и пословицы старались рассказывать детям о народных музыкальных инструментах. В доме ими становились самые простые предметы из крестьянского быта: пузырь с горохом – погремушкой; сухие дрова – ксилофоном; медный таз или горшок – звонким барабаном; связка деревянных пластинок – трещоткой…
Народные инструменты чаще всего мастерили из простых природных материалов – дерева, глины, рогов животных, тростника, камыша; инструментом могли стать обыкновенная травинка, бобовый стручок, или стручок акации, кости птиц и животных.
Народные музыкальные инструменты делятся на 3 группы :
- духовые – свистульки, свирели, жалейка, рожок, волынка и т. д.
- струнные – гусли, балалайка, домра.
- Ударные – ложки, бубенцы, колокольчики, трещотка, кокошник,
рубель, коробочка, дрова и т. д.
Объединим все эти музыкальные инструменты в единый музыкальный организм и получим – оркестр русских народных инструментов. Родителем русского народного оркестра по праву считается Василий Васильевич Андреев, создав его в середине 19 века.
Ударные музыкальные инструменты.
Педагог: Как вы думаете, какой был первый музыкальный инструмент? (ответы детей) .
Ритмичные удары ладоней создают своеобразный узорчатый рисунок неповторимой красоты. Вот он первый ударный инструмент! А не была ли первым инструментом палка, которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла?
На Руси без исключения ударные называли «бряцанием» или «ударянием». Невозможно себе представить русскую плясовую без ударных инструментов. Балалайки и баяна маловато без бубна, ложек и многих других инструментов.
Ложки.
Самый простой и распространенный инструмент. Обычно, в игре используются три ложки. (Педагог показывает приём игры). Получается многозвучный ритмический рисунок. Наши расписные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувениров.
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.
Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.
Трещотка.
Трещотка представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффектный инструмент можно сделать своими руками. Из сухого дерева вырезаются и обстругиваются примерно 20 гладких ровных пластин размером 200Х60 мм. При использовании трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно. Держат трещотку на уровне груди или головы. Нередко её украшают цветными лентами, цветами и пр. В основном играют женщины, исполняя величальные песни на свадьбах.
Балалайка - сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.
O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.
ДУДКА — русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук.
Деревянная дудка может быть вырезана из ветки или сделана на токарном станке. На конце вырезается свисток или вставляется жалейка. В дудке выжигаются или сверлятся отверстия.
У тростниковой дудочки или жалейки язычок надрезается прямо на ней. Звук своеобразный, резкий.
СВИСТУЛЬКА – детский игрушечный свисток.
Свистульки берут свое начало глубоко из древности и снова встречаются с нами в современности. Они нашли воплощение в жанре дымковской игрушки – мастера лепили их в форме птичек, козликов и барашков и дарили детям на праздники или продавали на больших ярмарках.
В игрушках (обычно в хвостике) проделывали дырочку, куда нужно было дуть, и тогда получался мягкий, но в то же время слегка резкий звук.
Содержание работы:
• Проблемно-поисковая ситуация «Расстроенный оркестр»,
• Познавательная деятельность «Из каких стран приехали музыкальные инструменты».
• Дидактическая игра «Волшебный смычок»
• Наблюдение: «Игра оркестра».
• Непосредственно образовательная деятельность «Ложкари, готовьте ложки!»
• Непосредственно образовательная деятельность «Пастуший рожок»
• Непосредственно образовательная деятельность «Жалейка и кувиклы»
• Непосредственно образовательная деятельность «Оркестр земли Русской»
• Непосредственно образовательная деятельность «Балалайка-три струны»
• Непосредственно образовательная деятельность «Гармошка и гармонист»
• Сюжетно ролевая игра «В магазине музыкальных инструментов»
• Познавательная беседа «Как играют на инструментах?»
• Развлечение «Веселый оркестр»
- Чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты
(«Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли-самогуды»)
- Продуктивная деятельность «Дудочка» - лепка
- Подвижная игра «Музыкальный хоровод»
- Рассматривание иллюстраций «Ударные музыкальные инструменты»
- дидактическая игра «Что громче?»
• Беседа: «Что мы узнали нового о музыкальных инструментах»
• Оформление результатов проектной деятельности в виде газеты «Выставка музыкальных инструментов»
Работа с родителями:
• Беседа-консультация «Шумовой оркестр дома»
Ожидаемые результаты
1. Дети проявляют инициативу в познавательно-исследовательской деятельности.
2. Дети обладают развитым воображением, способны смоделировать игру на музыкальных инструментов.
3. Дети могут составить мини рассказ по картинке о музыкальном инструменте.