Алла Малых
Проект «Ногинские почемучки в лаборатории Нуараша»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Ногинские почемучки в лаборатории Нуараша»
по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии
Подготовил: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 37» Малых А. С.
2019г.
Паспорт проекта :
Тема: «Ногинские почемучки в лаборатории Наураша»»
Авторы проекта : Малых А. С.
Место реализации: МБДОУ «Детский сад№ 37»
Дата проекта : 01-19 апреля 2019года.
Публикация «Проект „Ногинские почемучки в лаборатории Нуараша“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
Участники проекта :
• дети подготовительной к школе группы
• воспитатели
• специалисты
• родители
Тип проекта : поисково-исследовательский
Актуальность проекта :
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно ребенком или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Постановка проблемы:
Анализ образовательных программ позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта.
Поэтому, данный проект представляет собой попытку раскрытия содержания процесса экспериментальной деятельности дошкольников и ставит перед собой следующие цели и задачи:
ЦЕЛЬ: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
ЗАДАЧИ :
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
2. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством;
3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
4. Развивать наблюдательность;
5. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
6. Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Ожидаемый результат:
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
• Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
• Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
Ресурсное обеспечение проекта :
Для успешного воспитательно - образовательного процесса по данному направлению, в ДОУ приобретён комплект экспериментально-поисковой деятельности «Наураша».
Набор состоит из трёх мини-игр, каждая из которых посвящена своему датчику. Внутри каждой сцены содержится набор экспериментов.
Основные направления работы с детьми: • организованные формы обучения;
• совместная деятельность взрослого и ребенка;
• самостоятельная деятельность ребенка;
• наблюдения;
• ознакомление с окружающим миром;
• развитие речи;
• художественная литература;
• конструирование;
• изобразительная деятельность;
• игра;
• досуги и развлечения;
• словесные зарисовки.
План реализации проекта :
1 этап: Подготовительный
• Мотивация детей.
• Определение цели и задач проекта.
• Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
• Разработка комплексно - тематического плана работы.
• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
• Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
• создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
• Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
• наблюдения природных явлений в реальной жизни
• беседа «В мире интересного»
• рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях.
2 этап: Основной
• Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности
• Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.
• Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.
• экспериментальные игры «Битва магнитов», «Рыбалка».
• чтение художественной литературы
• беседы по изучаемым темам: «Что такое лаборатория?», «Что такое температура, градус», «Кипение воды, замерзание воды, ноль градусов», «Комфортная температура», «Температура на улице», «Что такое свет?», «Скорость света», «Прохождение света через объекты», «Влияние света на человека», «Откуда появился магнит», «Какие предметы притягиваются магнитом», «Земля - магнит».
• игры дидактические,
• развивающие игры и упражнения
• наблюдения и плановые работы в уголке природы
• действия с магнитом, лупой, термометром.
3 этап: Заключительный
• Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно - исследовательской деятельности детей.
• Заключительное музыкальное мероприятие
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации:
• «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,
• «Научите ребенка любить живую природу»,
3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).
4. Наглядная информация (подборка иллюстраций, картин; сбор информации;
5. Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
Календарное планирование проекта :
01.04.2019
понедельник
Беседа: «Что такое лаборатория?».
Систематизировать и дополнить знания детей.
1. Познание «Приборы-помощники».
Развивать произвольное внимание; диалогическую
речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.
2. Физическая культура по плану инструктора по физвоспитанию.
3. Развитие речи по плану учителя – логопеда.
Экскурсия в детскую лабораторию
02.04.2019
вторник
Беседа: «Что такое температура, градус».
Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию.
1. ФЭМП (апрель, занятие №1, Помораева.
2. Музыкальное занятие по плану музыкального руководителя.
3. Рисование: «Наураш»
Воспитывать воображение, аккуратность.
Исследовательская деятельность:
-измерение температуры тела,
-температуры в комнате.
развивать интерес к исследовательской деятельности.
03.04.2019
среда
Беседа: «Кипение воды, замерзание воды, ноль градусов»
Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
1. ФЭМП: (апрель, занятие №2, Помораева.
2. Физическая культура по плану инструктора по физвоспитанию.
Исследовательская деятельность:
-измерение температуры холодной воды, горячей, измерения температуры льда;
-эксперимент со льдом;
-эксперимент с горячей водой.
заинтересовать детей практической деятельностью.
04.04.2019
четверг
Беседа: «Комфортная температура».
Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать.
1. Обучение грамоте по плану учителя - логопеда.
2. Музыкальное занятие по плану музыкального руководителя.
3. Лепка «Термометр»
Воспитывать наблюдательность и воображение.
Исследовательская деятельность:
-эксперимент со свечой, с лампочкой.
развивать интерес к исследовательской деятельности.
05.04.2019
пятница
Беседа: «Температура на улице»
Помогать накоплению у детей конкретных представлений о температуре, активизировать словарь детей.
1. Обучение грамоте по плану учителя - логопеда.
2. Рисование: «Температура за окном»
Продолжать учить детей рисовать акварелью пейзаж.
3. Физическая культура по плану инструктора по физвоспитанию.
Исследовательская деятельность:
-измерить температуру мороженого.
развивать интерес к исследовательской деятельности.
08.04.2019
понедельник
Беседа: «Что такое свет?»
1. Познание : «Влияние света на жизнь растений».
Продолжать развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно следственные зависимости.
2. Физическая культура по плану инструктора по физвоспитанию.
3. Развитие речи по плану учителя – логопеда.
Исследовательская деятельность:
-измерить силу света в комнате,
-силу света фонарика,
-силу света экрана компьютера
заинтересовать детей практической деятельностью.
09.04.2019
вторник
Беседа: «Скорость света».
Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
1. ФЭМП (апрель, занятие №3, Помораева.
2. Музыкальное занятие по плану музыкального руководителя.
3. Рисование «Что такое свет?»
Продолжать развивать воображение, использовать в работе личный опыт.
Исследовательская деятельность:
-измерить силу света возле окна,
- сравнительные измерения освещённости в разных местах комнаты.
заинтересовать детей практической деятельностью.
10.04.2019
среда
Беседа: «Прохождение света через объекты».
Продолжать развивать наблюдательность детей, продолжать способствовать развитию коммуникативных качеств.
1. ФЭМП (апрель, занятие №4, Помораева.
2. Физическая культура по плану инструктора по физвоспитанию.
Исследовательская деятельность:
- игровые измерения (темнота, яркий свет, комфортный свет).
развивать интерес к исследовательской деятельности.
11.04.2019
четверг
Беседа: «Влияние света на человека»
Продолжать воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
1. Обучение грамоте по плану учителя - логопеда.
2. Музыкальное занятие по плану музыкального руководителя.
3. Аппликация «Свет и цветы»
Продолжать учить аккуратно пользоваться ножницами, для работы использовать весь лист бумаги.
Исследовательская деятельность:
-опыты в свободном режиме : с красителем, с отражателями, с фильтрами.
развивать интерес к исследовательской деятельности.
12.04.2019
пятница
Беседа: «Что интересного вы узнали за неделю»
Развивать мыслительные операции, делать выводы.
1. Обучение грамоте по плану учителя - логопеда.
2. Рисование «Свойства света»
Продолжать развивать воображение, желание доводить начатое до конца.
3. Физическая культура по плану инструктора по физвоспитанию.
Исследовательская деятельность:
-эксперимент со светофильтром и со шторами.
развивать интерес к исследовательской деятельности.
01.04.2019
понедельник
Беседа: «Откуда появился магнит».
1. Познание «Волшебные свойства магнита»
Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах.
2. Физическая культура по плану инструктора по физвоспитанию.
3. Развитие речи по плану учителя - логопеда.
Исследовательская деятельность:
-притягивание предметов к магниту.
заинтересовать детей практической деятельностью.
02.04.2019
вторник
Беседа: «Какие предметы притягиваются магнитом».
Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств, умение работать в парах и группах.
1. ФЭМП (апрель, занятие №5, Помораева.
2. Музыкальное занятие по плану музыкального руководителя.
3. Рисование «Магнит на холодильник»
Продолжаем развивать воображение, используя в работе, накопленный опыт.
Исследовательская деятельность:
-притягивание к магниту через предметы.
развивать интерес к исследовательской деятельности.
03.04.2019
среда
Беседа: «Земля - магнит»
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
1. ФЭМП (апрель, занятие №6, Помораева.
2. Физическая культура по плану инструктора по физвоспитанию.
Экспериментальная игра:
«Битва магнитов»
развивать интерес к экспериментальной деятельности.
04.04.2019
четверг
Игры с магнитами: «Стойкие солдатики»
Развивать стремление к познанию через творческо – экспериментальную деятельность
1. Обучение грамоте по плану учителя - логопеда.
2. Музыкальное занятие по плану музыкального руководителя.
3. Аппликация «Рыбки» (для дидактической игры, см. приложение.
Экспериментальная игра
«Рыбалка»
развивать интерес к экспериментальной деятельности.
05.04.2019
пятница
Моделирование ситуаций : «Наш помощник – компас»
1. Обучение грамоте по плану учителя - логопеда.
2. Рисование «Компас»
3. Физическая культура по плану инструктора по физвоспитанию.
Дидактические игры:
«Что лишнее», «Магнитная азбука», «Рыбалка».
развивать интерес к экспериментальной деятельности.
Литература
1. Е. А. Шутяева «Наураша в стране Наурандии» Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. (Методическое руководство для педагога. 2015г.
2. Г. П. Тугушева., А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» С. П. 2007г.
3. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет»- Волгоград. 2009г.
4. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М. 2003г.
5. М. 2008г.
6.«Большая книга экспериментов для школьников» М., 2006г
7. Википедия
8.«Сто научных экспериментов» М., 2007г
9.«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» — Издательство: Детство – Пресс, 2013г
10. Интернет ресурсы