Тамара Политыкина
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство формирования творческих способностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у дошкольников».
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Публикация «Проект „Нетрадиционные техники рисования как средство формирования творческих способностей у дошкольников“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих", искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям, быстро достичь желаемого результата.
Использование нетрадиционных способов рисования вызывает у детей обилие положительных эмоций; даёт возможность использования в качестве изобразительных материалов часто неожиданных предметов, удивляя малышей оригинальностью и непредсказуемостью. Знания, умения, педагогический такт дают возможность ребёнку сотворить собственную картину мира, а нетрадиционные методы рисования сделать рисунок красивым, понятным, привлекают его и заинтересовывают.
Чтобы выявить и реализовать возможности детей, я разработала проект на тему «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования». Разработанный мною проект составлен в соответствии с условиями ФГОС дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.
Цель проекта:
Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
-Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческуюсамореализацию.
Оздоровительные:
-Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью нетрадиционной технике рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
Модель деятельности
В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.
Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена и самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное же ее решение определяется самим ребенком. Чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
Второй этап – процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует изобразительное решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается изображение по замыслу детей, когда задается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования.
Третий этап – анализ результатов. Он тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должны осуществляться при максимальной активности, что позволяет детям полнее осмыслить результат деятельности.
Тип проекта: творческий.
По содержанию: детское творчество.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта:сентябрь 2019-апрель 2020г. г.
Основные принципы развития детского творчества:
* Принцип поэтапности (от простого к сложному)
* Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)
* Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)
* Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Основное содержание и методы реализации проекта.
Дополнительные стимулы:
1. Игра является основным видом деятельности детей.
2. Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.
3. Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.
4. Музыкальное сопровождение.
5. Эмоциональное объяснение способов действий и показ приемов изображения.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный
2. Практический
3. Заключительный. Выставка детских работ.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Программно-методическое обеспечение;
2. Развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;
3. Взаимодействие всех участников педагогического процесса;
4. Система взаимодействия с родителями;
5. Система мониторинга.
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-Активность и самостоятельность детей изо деятельности;
-Умение находить новые способы для художественного изображения;
-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
Нетрадиционные техники рисования, используемые в разных возрастных группах
Средняя группа (4-5 лет)
1. Оттиск поролоном.
2. Оттиск печатками из ластика, листьев.
3. Восковые мелки + акварель.
4. Свеча +акварель.
5. Рисование мятой бумагой.
6. Монотипия предметная.
7. Пластилинография.
Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)
1. Монотипия пейзажная.
2. Рисование зубной щеткой.
3. Набрызг.
4. Кляксография с трубочкой.
5. Фотокопия – рисование свечой.
6. Рисование нитками.
7. Рисование солью.
8. Пластилинография.
9. Рисование мыльными пузырями.
Виды и техники нетрадиционного рисования
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
* Печать от руки
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
* Рисование пёрышком
Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются
* Монотипия.
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
* Рисование по трафарету тампоном.
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
* Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
* Кляксография.
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
* Набрызг.
Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
* Граттаж.
Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
* Рисование мыльными пузырями.
Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуться к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
* Рисование мятой бумагой.
Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.
* Ниткография.
Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
* Пластилин графия.
Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
* «Я рисую маму» …
Рисование с натуры или рисование по памяти (объектами для такого изображения стали члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала были фотографии, беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников. Проводится беседа: «Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?» И начинается процесс сотворчества.
* Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
* Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества
* Поролоновые рисунки.
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда. На помощь может прийти поролон. Мы сделали из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепили их тонкой проволокой к палочке. Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать фигуры. А затем предложите сделать из них картины: «зимний пейзаж», «букет для любимой мамы».
* Разрисовка маленьких камешков.
Роспись морских камешек очень интересна и забавна. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать. Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок или клубничка. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками.
* Учимся делать фон.
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
* Коллаж.
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет нарисовал лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы, а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т. д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Формы работы с детьми.
* Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.
* Чтение загадок.
* Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.
* Чтение художественной литературы.
* Тестовые задания (дорисовывание кругов).
* Беседы.
* Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изо технологии.
Формы работы с родителями.
* Консультации.
* Беседы.
* Наглядная информация: буклеты, памятки.
* Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).
* Участие в конкурсах, выставках.
Итог. В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности были получены заметные положительные результаты: дети приобрели знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов, дети стали использовать в работе различные техники и приемы, с расширением спектра изобразительных техник и приемов, работы детей стали более выразительными и богатыми по тематике, улучшилось качество изображения, стал заметен более творческий подход к изобразительной деятельности.
Список использованной литературы
1. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. – 1996 - №8.
2. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5.
3. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб, 1997
5. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М., 2000.
6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.
7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
8. Громов Е. С. Природа художественного творчества. – М., 1986.
9. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью. // Дошкольное воспитание - 1995 - №2.
10. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. - СПб, 2002
11. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание – 1999 - № 1.
12. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2.
13. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание - 1994 - №4.
14. Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве / / Дошкольное воспитание – 1991 - №12
15. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.
16. Комарова Т. С. Обучение детей техническим навыкам и умениям // 37 Дошкольное воспитание – 1991 - № 2.
17. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М., 1987
18. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996.
19. Кудрявцев В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание - 1995 - №9-10.
20. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. – М., 2004.
21. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.
22. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии – 1990 - №1.
23. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004.
24. Розова С. Чудесный мир красок // Ребенок в детском саду -2002 - №3-7.
25. Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Дошкольное образование – 2000 - №3-4.
26. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание - 1993 - №10.
27. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М., 1972.
28. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание – 1995 - № 11
29. Юркова Н. Нет ошибок в рисовании // Обруч.