Ирина Кричко
Проект «Непослушные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Непослушные пальчики».
Актуальность:
В последнее время отмечается тенденция на увеличение количества детей с речевыми нарушениями различной степени тяжести. Речевые нарушения могут проявляться уже в раннем возрасте, поэтому их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Работа по развитию мелкой и общей моторики позволяет улучшить и ускорить речевое развитие у детей дошкольного возраста, совершенствовать звуковую культуру речи, расширять словарный запас.
Авторы проекта:
Учитель-логопед: Беспалова Елена Васильевна
Публикация «Проект „Непослушные пальчики“» размещена в разделах
Воспитатель: Кричко Ирина Викторовна
Название образовательного учреждения: МАДОУ «Детский сад комбинированной направленности №6» г. Сосновоборска
Тип проекта: Информационно – творческий, долгосрочный.
Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Участники проекта: Дети средней группы компенсирующей направленности «Муравьишки» (4-5 лет, воспитатели, родители, учитель – логопед.
Форма организации детей: Индивидуально – групповая работа.
Ведущая деятельность: Игровая.
Год разработки и реализации учебного проекта: ноябрь 2016 – февраль 2017 год.
Опыт использования: Проводится впервые.
Продолжительность проекта: 4 месяца.
Проблема проекта: Дети очень любят играть. Но не все игры могут быть доступными и легкими. Когда в игру включаются пальчики, многие дети не могут выполнить элементарные движения. Отсюда и возникли вопросы:
Почему не попасть в дырочку у ботинка?
Почему у Вас получается, а у меня нет?
Как заплести косичку у куклы?
Как завязать бантик?
Что же делать? Как развивать навыки ручной умелости у детей?
Давайте играть с детьми в игры, которые помогут развить мелкую моторику, в игры, которые помогут стать детским пальчикам ловкими и умелыми.
Цель проекта: Реализация преемственности между ДОУ и родителями, посредством совместной проектной деятельности: «Непослушные пальчики», формирование речевой деятельности через развитие мелкой моторики.
Задачи проекта:
1. Тренировать и формировать координацию пальцев и кистей рук.
2. Развивать навыки ручной умелости.
3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память.
4. Обогащать словарный запас, связную речь.
Гипотеза проекта:
Совместная деятельность педагогов и родителей по развитию мелкой моторики детей будет более эффективной, если реализуются следующие условия:
Переход родителей от пассивных наблюдателей над работой к активному участию и сотрудничеству;
Правильное формирование педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики у детей;
Создание комфортной среды для развития ребенка посредством совместной, согласованной работы между семьей и ДОУ.
Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, коррекционные.
Форма продуктов проектной деятельности:
Изготовление детьми тренажёра на развитие мелкой моторики «Веселые карандаши»;
Итоговое занятие.
Ожидаемые результаты:
Развитие индивидуальных особенностей и физической активности детей, через включение различных пальчиковых игр в повседневные занятия детей;
Повышение интереса к играм, направленным на развитие моторики;
Развитие речи у детей, обогащение словаря;
Активное участие родителей в совместной деятельности;
Пополнение предметно-развивающей среды;
Профессиональный рост педагогов.
Направление проектной деятельности
1. Работа над повышением мелкой моторики рук у детей.
2. Развитие ВПФ: память, зрительное и слуховое внимание, восприятие.
3. Работа с семьёй:
Участие родителей в мероприятиях в ДОУ: мастер-класс; изготовление пособий; игр на развитие мелкой моторики; родительское собрание.
График работы над проектом
Табл. 1
ЭТАПЫ СРОКИ СОДЕРЖАНИЕ
1. Подготовительный 1-3 неделя ноября 1. Определение целей и задач проекта.
2. Составление плана мероприятий.
3. Подбор методической литературы.
4. Ознакомление родителей с проектом.
2. Основной 4 неделя ноября, декабрь – январь. 1. Изучение необходимой литературы и работ педагогов по данной теме.
2. Проведение мероприятий в рамках проекта.
3. Привлечение родителей к непосредственному участию в проекте.
4. Написание конспектов проводимых мероприятий.
5. Обогощение предметно-развивающей среды в кабинете логопеда и группе.
6. Создание картотеки пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики.
7. Помощь педагогам в подборе и проведении игр.
Мероприятия для детей.
1. Участие во всех мероприятиях проекта.
2. Разучивание пальчиковых игр.
Мероприятия для родителей.
1. Помощь в пополнении предметно-развивающей среды по теме проекта.
2. Изготовление пособий на развитие мелкой моторики.
3. Заключительный. Февраль 2017г. 1. Подведение итогов. Создание презентации.
2. Анализ выполнения плана проекта.
3. Анализ … работы с детьми.
4. Выступление на педсовете.
5. Показ итогового занятия.
Тематическое планирование проектной деятельности
ноября 2016г. – февраль 2017г.
Табл. 2
Направление работы Приблизительный срок Продукт Ответственные
1. Сбор материала для создания игр по развитию моторики. Декабрь – январь Картотеки:
Пальчиковых игр;
Игр на развитие мелкой моторики;
Игр с использованием нестандартного оборудования. Воспитатель, уч. логопед
2. Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта. На протяжении всего периода работы. Изготовление игр, пособий на развитие мелкой моторики. Воспитатель, уч. логопед, родители
3. Консультация родителей «Какую роль играют пальцы рук в развитии речи у детей.» Ноябрь. Папка – передвижка. Уч. логопед, воспитатель
4. Родительское собрание по теме: «Проектная деятельность в ДОУ. Проект непослушные пальчики в группе «Муравьишки». ноябрь Протокол собрания Уч. логопед, воспитатели группы.
5. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» декабрь Буклет для родителей Уч. логопед
6. Занятие по развитию речи по теме: «Зима. Зимние забавы» с использованием пальчиковых игр. Ноябрь Конспект занятий Уч. логопед, воспитатель
7. Изготовление с детьми тренажера «Цветик семицветик» декабрь Коллективная работа Уч. логопед, воспитатель
8. Изготовление с детьми тренажера «Веселые карандаши» январь фотоотчёт Уч. логопед, воспитатель, родители, дети
9. Изготовление игр на развитие мелкой моторики. Декабрь – январь Выставка работ родители
10. Изготовление атрибутов к Н. Г. «Фонарики для гномиков» декабрь фонарики Родители, дети.
11. Изготовление пособия «Выложи узор в тарелке» декабрь Одноразовые тарелки, контурные рисунки. Уч. логопед,
12. Изготовление пособия «Веселые дорожки» декабрь Нарисованные дорожки различной конфигурации Воспитатель
13. Изготовление пособия «Умелые ручки», «Гусеница» январь Разнообразная крупа, контурные рисунки. Пособие с использованием лент, пуговиц, вязаных ковриков, шнурков. воспитатель
14. Итоговое занятие февраль Конспект занятия Уч. логопед, воспитатель
15. Выступление на итоговом педсовете. Анализ успешности работы по проекту. Февраль Презентация Уч. логопед, воспитатель
Ценность проекта:
Создание условий для своевременной коррекционно – развивающей помощи по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ;
Изменение дидактического оснащения образовательного процесса в средней группе компенсирующей направленности;
Оказание помощи родителям и повышение компетентности педагогов в вопросах развития мелкой моторики у детей:
o Знаю и понимаю проблему ребенка;
o Умею и буду использовать полученные даны;
o Хочу овладеть знаниями по данной теме;
o Могу самостоятельно помочь;
Отсутствие формализма в организации с семьёй.
Возможность дальнейшего развития проекта:
На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Непослушные пальчики»:
Педагогам группы продолжать проводить работу, направленную на развитие мелкой моторики у детей.
Родителям закреплять полученные и сформированные навыки у детей в домашних условиях.