Анна Жилинская
Педагогический проект «Умные пальчики» для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»
И. Кант
АКТУАЛЬНОСТЬ
Необходимость развития тонких движений пальцев у детей давно признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей.
Вот почему мною и был составлен проект «Умные пальчики».
Обучая родителей и педагогов, я донесла до них важность того, что речевые пальчиковые игры стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности и приносят ощущение радости взаимопонимания.
Публикация «Педагогический проект „Умные пальчики“ для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Я обращаю внимание родителей и на воспитательное значение речевых пальчиковых игр, указывая, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля бучения детей.
Цель проекта : научить родителей проводить с детьми речевые пальчиковые игры.
Задачи проекта :
• Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую моторику пальцев рук, дают ребенку ощущение радости телесного контакта, осознания себя в системе телесных координат, подготавливают детей к успешному обучению в школе.
• Раскрыть перед родителями важность речевых пальчиковых игр, которые развивают речь детей, улучшают мыслительную деятельность, стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности, подготавливают руку к письму, приносят ощущение радости взаимопонимания.
Участники проекта : учитель – логопед, воспитатели, родители и дети.
Длительность проекта : в течение учебного года.
Этапы проекта
Подготовительный:
• Изучение методической литературы по данной теме: Т. А. Ткаченко «Речь и моторика» Москва «Эксмо» 2007, М. С. Рузина «Пальчиковой игротренинг» Екатеринбург «У – Фактория» 2004.
• Проведение диагностики сформированности мелкой моторики рук.
• Подготовка наглядного материала:
o слайдов для мультимедийного демонстрирования
o письменных консультаций для стенда информации
o современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
Основной:
• Составление перспективного плана проведения с детьми игр по развитию мелкой моторики рук с речевым сопровождением.
• Работа с родителями: проведение консультаций, мастер – классов, семинаров – практикумов с использованием мультимедийного оборудования.
• Проведение (совместно с родителями) выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.
• Обучение родителей проведению речевых пальчиковых игр с ребенком.
• Включение речевых пальчиковых игр в конспекты занятий.
• Использование речевых пальчиковых игр в физминутках между занятиями.
Заключительный:
• Диагностика развития мелкой моторики рук, развития речи, готовности руки к письму в конце учебного года.
• Постановка новой проблемы: использование речевых пальчиковых игр и упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.
План выполнения проекта
№ Виды деятельности Цели и задачи
1. Изучение тематики, формулировка проблемы Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей – логопатов.
2. Диагностика сформированности мелкой моторики рук детей в начале проекта. Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и построить индивидуальную траекторию работы с каждым ребенком.
3. Изучение родителями методической литературы: Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеева «Пальчиковые шаги» Санкт-Петербург Корона-Век 2007, Л. Г. Брозаускас «Развиваем пальчики» Санкт-Петербург Издательский дом Литера 2008 Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения.
4. Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для педагогов и родителей. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми-логопатами, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований.
5. Включение учителем-логопедом речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.
6. Справочное бюро для родителей. Консультации на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.
7. Мастер-класс для родителей: «Пальчиковый игротренинг». Обучить родителей правильному проведению дома речевых пальчиковых игр.
8. Семинар-практикум для родителей на тему: «Дети и мелкая моторика рук» (с использованием мультимедийного оборудования). Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.
9. Письменные консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.
10. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.
11. Повторная диагностика в конце учебного года. Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, подготовки руки к письму, в формировании речевого развития детей.
12. Анализ проделанной работы по проекту «Умные пальчики» с педагогами ДОУ. Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.
13. Постановка новой проблемы: «Детский игровой самомассаж». Разработать план работы по развитию мелких движений пальцев рук - игрового самомассажа
В процессе реализации данного проекта можно сделать следующие выводы:
• Выстроена система работы по профилактике речевых нарушений.
• В дошкольном учреждении создано единое коррекционно-образовательное пространство.
• Повысился уровень знаний у педагогов и родителей. У родителей сформовалась активная позиция по проблеме развития мелкой моторики детей.
• В группах созданы необходимая развивающая среда. Таким образом, в результате выполнение задач по данным итоговой диагностики и анализа данных удалось добиться уменьшения количества детей пятилетнего возраста с нарушениями мелкой моторики рук.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Проект является эффективным, малозатратным. Опыт может быть использован в общеразвивающих группах для профилактики речевых нарушений.