Жанна Машина
Проект «Непослушные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта
В проекте «Непослушные пальчики» представлен опыт построения обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики. Раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений, приемами пальчиковой гимнастики и массажа.
Актуальность проекта
Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.
Публикация «Проект „Непослушные пальчики“» размещена в разделах
Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики — движений рук, ног, туловища — можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.
Дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается се целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.
Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, внимание может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Материалы проекта помогут педагогам активизировать познавательную и речевую деятельность каждого ребенка, обеспечить овладение прочными навыками письма, развить коммуникативные умения, воспитать самостоятельность, усидчивость, решительность.
Цель проекта : Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи проекта :
• Подготовить методический материал по данной теме;
• Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, с помощью различных игр;
• Развивать речь детей, расширять словарный запас;
• Развивать зрительно-моторные координации;
• Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
• Формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми;
• Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания
Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию и формирует готовность к обучению в школе.
Поэтому проект опирается на следующие принципы:
• Систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность,
• Постепенность концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения;
• Тесная взаимосвязь развития речи, познавательных процессов и моторики;
• Постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению;
Дидактические принципы дополняют друг друга и способствуют получению требуемых результатов только в качестве системы. Реализация данной системы осуществляется в форме организованной деятельности ребенка и взрослого.
Для получения успешного результата совместной деятельности необходимо создание благоприятных условий:
• эмоционально-положительная среда, создающая для ребёнка условия комфортности и благополучия;
• подгрупповая и индивидуальная формы проведения занятий;
педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитаний, но и выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• установка на успешность: ребёнок видит окончательный результат своей работы.
метод практических задании является ведущим в данном проекте.
Методы и приемы для решения задач проекта :
• игра (как основной приём в дошкольном возрасте);
• наглядные, словесные методы;
• наблюдение, собеседование, тестирование;
• анализ результатов деятельности;
Вид проекта : долгосрочный.
Участники проекта :
• воспитатели;
• музыкальный руководи гель;
• педагог-психолог;
• дети;
• родители.
Продолжительность реализации проекта : 3 года.
Материально-технические ресурсы:
• группа, музыкальный зал;
• дополнительная и методическая литература, программно - методические материалы;
• дидактический материал, наглядный материал;
Предполагаемый результат:
• Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике (использование на занятиях, на прогулке);
• Возросла речевая активность детей (разучивание стихов, потешек);
• Использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.
• Родители получили необходимые знания по данной теме, (информационные листы)
Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.
• В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры: различные пособия по расстёгиванию и застегиванию пуговиц, несколько вариантов шнуровки
• Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики;
• кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;
• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук
• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения,-раскрашивания, штриховки;
• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
• грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;
• крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков; разноцветные ленточки;
• шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
Этапы реализации проекта :
I Подготовительный этап:
• Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
• Изучение методической литературы по данной теме;
• Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
II Организационный Основной этап реализации проекта :
• Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики;
• Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени;
• разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
• Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста:
• Проведение консультаций; семинаров – практикумов;
• Создание альбома «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей.
III Итоговый Заключительный этап
• Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога., разработка тактики последующих педагогических действий;
• Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
• Альбом «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы);
• Итоговая диагностика развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Учебно-тематический план
СЕНТЯБРЬ
Учить по очереди разгибать пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках. Формировать умение определять на ощупь предмет, развивать чувствительность пальцев рук. Закрепить навык закрашивания готовых изображений, нанося свободными, размашистыми движениями линии во взаимообратных направлениях с легким продвижением слева направо. Совершенствовать представления о левой и правой стороне листа. Обогащать словарный запас
Развивать чувствительность пальцев, ознакомить со способами обследования предметов разной формы (круглой, квадратной). Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих Стихотворных текстов. Вырабатывать умение раскатывать кусочек пластилина между ладонями. Учить ритмично рисовать маленькие круги на ограниченном пространстве. Расширять словарь по теме.
ИГРЫ: Кулак, Ладонь, Ребро, Ладушки, Десять внучат, Апельсин.
ОКТЯБРЬ
Формировать умение поочередно загибать пальцы правой и левой руки в соответствии с текстом потешки, ориентироваться на листе бумаги (вверху - внизу). Учить нанизывать крупные бусины на шнурок по образцу. Развивать зрительное внимание, конструктивный праксис в работе с разрезными картинками. Восстановить навык изображения прямых линий на ограниченной поверхности. Активизировать словарь по теме.
ИГРЫ: Кулачок, Гули-гули, Чижик-пыжик.
НОЯБРЬ
Продолжать учить загибать пальцы по одному, начиная с большого, в игре с речевым сопровождением по подражанию. Формировать умение выполнять задание по образцу, ориентироваться на плоскости и определять место нахождения предметов. Закреплять навык изображения кругов по пунктирным линиям, соотносить предметы по цвету. Активизировать словарь по теме.
ИГРЫ: Засолка капусты, Осенние листья, Овощи.
ДЕКАБРЬ
Учить попеременно соединять все пальцы с большим в соответствие с текстом, выкладывать «дорожки» из мелких предметов по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе. Продолжать учить брать мелкие предметы щепотью, учитывая их форму и размер. Совершенствовать навык изображения кругов. Развивать творческое воображение (видеть за изображением кругов реальные объекты). Расширять словарь по теме.
ИГРЫ: Варежка, Колпачок, Гости, На ёлке.
ЯНВАРЬ
Учить катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками (по подражанию, изображать спирали по пунктирным линиям. Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (из 4-6 частей) с горизонтальными и вертикальными разрезами. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе, согласовывать движения с речью. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь.
Развивать тактильные ощущения, умение определять шершавую и гладкую поверхности без зрительного контроля. Учить выкладывать из мозаики дорожку, используя захват щепотью, чередуя мозаику по цвету, ориентируясь на образец, рисовать круги различной величины по пунктирной линии. Совершенствование движений кисти и пальцев рук. Активизировать словарь по теме.
ИГРЫ: Сорока, Кукушечка, Дятел.
ФЕВРАЛЬ
Учить нанизывать крупные бусины на шнурок по образцу, используя захват предметов указательным типом хватания, слушать и запоминать речевую инструкцию, регулировать нажим на карандаш. Развивать подражательную способность, умение сохранять положение пальцев на некоторое время. Совершенствовать навык изображения прямых и волнистых линий.
Вырабатывать умение ощупывать предмет одновременно пальцами обеих рук, обогащать сенсорный опыт. Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (из 2-4 частей) с горизонтальными и вертикальными разрезами. Учить соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых. Формировать умение наносить штрихи и проводить длинные волнистые линии. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь.
ИГРЫ: Про бабку, Оладушки, Бычок.
МАРТ
Формировать координацию. движений указательного и среднего пальцев, вырабатывать умение выполнять движения в режиме, заданном стихами. Развивать умения ритмично вращать кистями правой, а затем левой руки, попеременно соединять пальцы обеих рук; совершенствовать умение ориентироваться в своем теле. Продолжать учить детей ритмично наносить точки, мазки, закрашивать готовые изображения. Активизировать словарь по теме.
ИГРЫ: Водичка-водичка. Коза и козлёнок, Стираем, Гладим бельё.
АПРЕЛЬ
Продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной фактуры» по разной величины на ощупь. Закреплять умение разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца. Учить выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, € потом по словесной инструкции (игры с речевым сопровождением, закреплять названия указательного и большого пальцев. Совершенствовать умения проводить прямые линии и закрашивать готовые изображения. Активизировать словарь по теме.
ИГРЫ Пальчики на прогулке, Дождик, Кто приехал?
МАЙ
Закреплять умение загибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с большого. Продолжать учить брать мелкие предметы указательным типом хватания и удерживать их некоторое время, затем сортировать, учитывая размер и цвет. Совершенствовать навык изображения спиралей по пунктирным линиям. Активизировать словарь по теме.
ИГРЫ: Улитка, Солнышко, Зайцы, Гуси-Гуси, Ягода-малина.
Заключение
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада мы смогли добиться поставленной цели.
Таким образом, в результате проделанной работы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);
• прослеживается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами двигательной активности, пальчиковых игр и упражнений и т. д. ;
• возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;
• считаю, что удалось-достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог- родители-дети. Родители принимали активное участие в реализации проекта;
• у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыками письма;
• дети свободно играют в пальчиковые и дидактические игры;
• в группе собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи при помощи разных форм, методов направленных на развитие мелкой моторики.
Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Мы уже видим качественный скачок в развитии детей. Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этого проекта.
Список используемой литературы:
1) Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2) Азовцева Н. В., Родованская М. Е., Рузина М. С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. - 1999. №8,-с. 11-15.
3) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрельл, 2006;
4) Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова- М. : ООО «Издательство Астрель», 2002 - с. 46: ил. /
5) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
6) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
7) Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. / М: Омега -«Пресс, 2002 г.
8) Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. — С. -По., 2000.
9) Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей Й педагогов. СМ: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
10) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
11) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
12) Шанина С. Е„ Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008.