Вита Зеленева
Проект «Весёлые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
ТЕМА: развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционной художественной деятельности у детей дошкольного возраста (2-3 года)
«ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
подготовила воспитатель
МБДОУ детского сада №3
комбинированного вида
Зеленева В. Ю.
Одинцовский муниципальный район 2018г
Актуальность проблемы
Публикация «Проект „Весёлые пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
В настоящее время воспитатели сталкиваются с проблемой развития речи детей раннего возраста. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справляются даже с самими простыми игровыми заданиями: “Построй домик из кубиков”, “Собери башенку из колечек”, “Покорми куклу”.
Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Любая программа предполагает работу с детьми с нормальным развитием речи и движений. Анализируя сложившуюся ситуацию, пришла к выводу, что одна из причин отставания детей в развитии в том, что у них в младшем возрасте мало или вообще отсутствует опыт общения с “правильными”, нужными игрушками.
Многие родители не придают значения развитию движений детей и не знают, что упражнения для пальцев рук являются хорошим стимулом не только для возникновения речи, но и для её дальнейшего совершенствования.
Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно. Изучив публикации о развитии мелкой моторики в работе с дошкольниками, выяснила, что во всех рекомендациях предлагается чаще включать их в педагогический процесс. Поэтому в своей работе я использую: игры с пальчиками, игры с мелкими предметами, игры с речевым сопровождением, а также изобразительную деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием
выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. Повышая уровень развития мелкой моторики рук дошкольников – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению – мы способствуем развитию внимания, памяти, связной речи, готовности руки к письму, умения логически рассуждать.
Цель:
Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы; способствовать накоплению сенсорного опыта ребёнка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия.
Задачи:
• Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
• Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
• Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
• Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
• Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
• обеспечивать эмоциональное благополучие.
• Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
• Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
• Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
• Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений.
• Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
• Развивать творчество и креативность участников проекта.
• Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
Задачи для педагога:
-изучение литературы;
-подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал;
-показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
-составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности;
-привлекать родителей к участию в проекте.
Задачи для детей:
- развивать мелкую моторику пальцев рук, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
- познакомить детей с нетрадиционными видами художественной деятельности;
- развивать речь детей, расширять словарный запас;
- обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию мелкой моторики.
Задачи для родителей:
- познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
- взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально-технической базы уголка по сенсорному развитию детей первой младшей группы;
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.
Длительность проекта : с сентября 2017 года по апрель 2018 года
Участники проекта : дети, родители.
Ожидаемые результаты
Для детей: развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту; заинтересованность детей нетрадиционной художественной деятельностью;
- Овладение разными видами трудовой деятельности;
- Умение создавать художественный образ своего изделия;
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
Для родителей: привлечение семей к совместной деятельности с детским садом и детьми.
Этапы реализации проектной деятельности :
1. Подготовительный этап:
• Выбор темы проекта и его разработка.
• Изучение научно - практических и методических источников по данной проблеме.
• Подбор методического материала по данной теме.
• Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую совместную игровую деятельность, влияющую на развитие сенсорных способностей каждого ребёнка;
• Составление картотеки игр для развития мелкой моторики;
• Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
2. Реализация проекта :
Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста;
работа с детьми по всем образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
• в процессе продуктивной деятельности;
• индивидуальной работе;
• утренней гимнастике;
• самообслуживание;
• совместная деятельность с родителями.
3. Заключительный этап:
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта; выставка детских работ; выполнение коллективной работы по художественной деятельности.
Форма проведения: занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, самостоятельная деятельность детей.
Оснащение проекта :
• Различные виды тренажёров для развития мелкой моторики.
• Картотека пальчиковых игр.
• Уголок по сенсорному развитию детей 2-3 лет.
• Изготовленные родителями игры, способствующие развитию мелкой моторики рук.
• Выставка детских работ продуктивной деятельности (нетрадиционная художественная деятельность).
Организация работы по проекту :
Подготовительный этап
Содержание работы Срок
1. Изучение литературы по теме.
2. Дополнение материалом предметно-развивающей среды.
сентябрь
Основной этап
Содержание работы Срок
1. Составление плана работы по развитию мелкой моторики рук:
-упражнения с элементами самомассажа;
-упражнения для кисти рук;
-игр и упражнений с различными предметами.
2. Работа с детьми:
Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности:
-разного вида шнуровки;
-игры с предметами;
-картотека игр для пальчиков.
Экспериментальная деятельность: познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага); выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники
3. Работа с родителями:
-привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики;
- оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
сентябрь
октябрь-апрель
В течении года
Перечень основных мероприятий
№ Образовательный раздел Мероприятие Примечание
1
Познавательное развитие Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (горох, фасоль, крупа, мука, прищепки, орехи) .
-«массажные шарики», «пуговицы», «прищепки», «шнуровки», «ёжики»
и т. д.
Приложение
1-4
2
Речевое развитие заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры(«Семья», «кулак и ладошка», «капуста» и т. д.)
Приложение 5
4
Художественно-эстетическое развитие
Выполнение продуктивной деятельности: «дерево и куст», «ягоды»(рисование пальчиками и ладошкой); «гусеница»(рисование с помощью штампа);«бусы», «вишенки»(лепка)
Приложение 6
5
Предметно – пространственная среда
пополнение уголка детского сенсорного развития (шнуровки, лото, мозаика)
Приложение 7
6
Совместная деятельность с родителями Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей;
выполнение творческих заданий;
участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.
Приложение 8
Заключение
Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, мы уверенно и целенаправленно идем вперед к ее достижению.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, мы продолжаем добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы я могу предполагать, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей моей группы и взаимодействии с родителями, способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Кисть руки детей приобретает гибкость, уменьшается скованность движений, появляется согласованность действий обеих рук, движения становятся координированными, что и способствует формированию навыков самообслуживания. С помощью использования нетрадиционных методов по развитию мелкой моторики происходит накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера, дети с удовольствием играю вместе, учась взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности.
В течение периода я заметила умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой, самостоятельно и с помощью взрослых одевать и снимать отдельные предметы одежды, тщательно мыть и вытирать руки.
На время окончания реализации проекта мы достигли ожидаемых результатов.