Юлия Адамова
Проект «Наши пальчики играли»
▼ Скачать + Заказать документы
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. А. Сухомлинский
Название проекта :
Наши пальчики играли.
Предметная область:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Тип проекта :
игровой, творческий, практический.
Участники проекта :
дети младшего дошкольного возраста (3-4 года, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
Актуальность:
Публикация «Проект „Наши пальчики играли“» размещена в разделах
Учёный И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребёнка уже с восьмимесячного возраста.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное – сохранению психического и физического развития ребёнка.
Главная идея проекта заключается в целенаправленной и систематической работе по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста с использованием игровых пособий, пальчиковой гимнастики, дидактических игр и игровых упражнений, проведение игровой артикуляционной гимнастики.
Проблема:
В последние годы родители чаще всего приобретают детям обувь не на застёжках и шнурках, а на «липучках», верхняя одежда и платья застёгивается на кнопки и «липучки», а не как раньше на пуговицы. У детей нет возможности, развивать мышцы пальцев рук. Хотя, вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, выполнять множество бытовых и практических действий.
В нашей младшей группе «Улыбка» у 65% (17 детей) недостаточно сформированы навыки: дети не правильно держат ложку, карандаш, наблюдается мышечная слабость пальцев рук. Не все дети, в соответствии своего возраста, владеют культурно-гигиеническими навыками. (Дети имеют трудности при надевании одежды, застегивании пуговиц).
Цель:
Разработать систему работы по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе разнообразной игровой и практической деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
• Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике и в свободной деятельности);
• Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями;
• Познакомить детей с названиями пальчиков.
Развивающие:
• Развивать мелкую моторику пальцев кистей рук, умение различать правую и левую руку.
• Развивать и активизировать словарный запас детей.
• Развивать речь, мышление, память, творческое воображение.
Воспитательные:
• Формировать готовность детей к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Сроки реализации проекта : 1 год (сентябрь-май)
Этапы:
1. Подготовительный;
2. Основной;
3. Заключительный.
Прогнозируемый результат.
Дети:
• Пальчики станут более ловкими;
• Повысится интерес детей к пальчиковым играм;
• Дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционного аппарата;
• Станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.
Родители:
• Повысится интерес у родителей к данному вопросу;
• Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр;
• Родители будут играть дома с детьми в пальчиковые игры;
• Помощь и участие в разнообразных мероприятиях.
Педагоги:
• Разработанная система поможет повысить уровень развития мелкой моторики у детей;
• Установится эмоциональный контакт с ребенком
• Будут стремиться взаимодействовать с родителями.
Принципы:
• доступность;
• систематичность;
• индивидуальный подход;
• практичность;
• игровая подача материала.
Реализация этапов проекта :
1 этап – подготовительный:
• Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу.
• Составить картотеку игр для развития мелкой моторики.
• Познакомить родителей с реализуемым проектом и привлечь их к насыщению предметно – развивающей среды в группе.
• Пополнить РППС дидактическими пособиями:
2 этап – основной:
• Работу по мелкой моторике проводить во всех воспитательно – образовательных блоках;
• Провести консультацию для родителей «Игры и упражнения по мелкой моторике»;
• Проводить дома - индивидуальные работы, домашние задания;
• Изготовить папку – передвижку «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»;
• Подготовить консультацию для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста».
• знакомство детей с предметно – развивающей средой по данной теме;
• разучивание пальчиковых игр в стихах, с предметами;
• повседневные игры с прищепками, с массажными мячиками, с шариками су- джок, тактильными дорожками, с губкой.
• 3 этап – заключительный:
• Организовать игры во второй половине дня по развитию мелкой моторики с привлечением родителей;
• Организовать выставку игровых пособий по развитию мелкой моторики рук;
• Провести родительское собрание и мастер-класс по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» (памятка для родителей «Игры с крупами»);
• создание групповой фотогазеты «Наши пальчики играли»;
• пополнение развивающей среды предметами для развития мелкой моторики.
Домашнее задание для совместной деятельности с родителями:
Игры с крупами и пальчиковая гимнастика
Результат:
Участие в проекте 72 % семей;
• Заинтересованность детей темой «Наши пальчики играли», проявление их познавательной активности: родители находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими родителями, играют дома вместе с детьми;
• Пополнение предметно - развивающей среды материалом и новыми дидактическими играми по мелкой моторике рук;
• Участие родителей в мастер - классе «Развиваем пальчики девочек и мальчиков»;
• Проведение родительского собрания «Наши пальчики играют, говорить нам помогают»;
• Самостоятельные игры детей по мелкой моторике в свободной деятельности;
• Презентация проекта «Наши пальчики играли» с выставкой практического материала и дидактических игр по мелкой моторике рук на педагогическом совете.
Выводы (Заключение)
Благодаря реализации данного проекта, у родителей повысился интерес к данному вопросу, расширился кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие и образование детей, родители стали чаще играть дома с детьми в пальчиковые игры.
У детей пальчики стали более ловкими, повысился интерес детей к пальчиковым играм, многие дети овладели двигательными умениями, навыками, соответствующими младшему дошкольному возрасту стали больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.