Екатерина Киселева
Проект «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66»
ПРОЕКТ
«ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Выполнила: Киселева Е. А.
г. Кемерово 2018
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта : «Весёлые пальчики».
Вид проекта : творческий, познавательно- игровой.
Продолжительность: долгосрочный. (1 год). Проводятся 1 раз в неделю по средам, во вторую половину дня.
Длительность - 10-15 минут.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Публикация «Проект „Веселые пальчики“» размещена в разделах
Цель проекта : развитие мелкой моторики рук, детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Актуальность проекта :
Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить.
Если еще в дошкольном детстве большое внимание уделялось упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки, можно решить сразу две задачи:
во-первых, повлиять на общее интеллектуальное развитие ребенка,
во-вторых, не только совершенствовать ловкость и точность движений, но и улучшить внимание, память научиться, выработать усидчивость. Что является прекрасный стимул для развития творческих способностей, пробуждающих воображения и фантазию.
Исходя из этого, в данной программе представлен комплекс занятий и упражнений для работы пальчиков.
В проект включены занятия пластинографии, тестомастики пальчиковые игры, игры со специальным оборудованием (шнуровки, мозайки, игры с крупой, с предметами) и др.
Данный проект разработан по принципу интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Образовательные области и задач:
Социально-коммуникативное
• развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
Познавательное развитие
• Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и. т. д.);
• Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями;
• Знакомить детей с названием пальчиков;
• Развивать умение различать правую и левую руку.
Речевое развитии
• Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;
• Обогащать словарный запас.
Художественно-эстетическое
• Развитие чувства ритма и музыкального слуха;
• Формировать умение договаривать строки стихотворения;
• Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;
Физическое развитие
• Развитие мелкой моторики;
• Формировать умение согласовывать движение с речью;
• Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.
Участники проекта :
Воспитатель
Дети
Родители.
Взаимодействие с семьями воспитанников
- консультации для родителей:
• «Умные пальчики» «Как мама может помочь своему ребенку преодолеть задержку речевого развитие»
- изготовление «сухого бассейна» из пробок;
- изготовление игр – шнуровок и модулей с пробками;
- изготовление гирлянд из салфеток путем сминания;
- повторение с детьми любимых пальчиковых игр;
Планируемые результаты :
- расширение словарного запаса детей;
- улучшение дикции, звукопроизношения;
- развивитие памяти;
- повышение уровня развития мелкой моторики рук, улучшение координация движений;
- наблюдается интерес к пальчиковым играм;
- формируются навыки работы с пластилином.
ПЛАН ПРОЕКТА
Сентябрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Замок».
2. Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».
3. Обучение детей игре «Шнуровка».
4. Настольная игра «Мозаика».
Октябрь
1. Пальчиковой игры «Засолка капусты».
2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
3. Изображение пальцами различных фигур : «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
4. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
Ноябрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» (с пластилином).
2. Учить детей одевать и раздевать кукол.
3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».
4. Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».
5. Настольная игра «Собери картинку» (крупныепазлы).
Декабрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», повторение «Пирожки», «Замок».
2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).
3. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)
4. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
Январь
1. Заучивание пальчиковой игры «Ежик», повторение «Апельсин».
2. Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).
3. Пальчиковая игра «Человечек», «Шнуровка».
4. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.
5. Настольные игры «Забей шарик в ворота», «Мозаика».
Февраль
1. Закрепление пальчиковых игр «Ежик», «Апельсин», «Пирожки».
2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «По кочкам через болото».
4. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
5. Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация, «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).
Март
1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.
2. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».
3. Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы).
4. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т. д.
Апрель
1. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Апельсин», «Спокойного сна!».
2. Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».
3. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.
4. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
5. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры : «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
Май
1. Заучивание пальчиковой игры «Пальчики в лесу».
2. Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок».
3. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).
4. Настольные игры «Мозаика», «Пазл».
Картотека пальчиковых игр для детей 3-4 лет.
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
УЛЕЙ
Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззз!
Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.
ЧЕРЕПАХА
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет её обратно.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.
КАПУСТКА
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.
МЫ РИСОВАЛИ
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.
ПОВСТРЕЧАЛИСЬ
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два жеребенка: Иго-го!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога.
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
ЛОДОЧКА
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там.
На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
РЫБКИ
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.
Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.
ДРУЖБА
Дружат в нашей группе Обхватить правой ладонью левую и,
Девочки и мальчики. покачивать в ритме стихотворения,
Мы с тобой подружим Обхватить левую ладонь правой и
Маленькие пальчики. покачивать в ритме стихотворения Один, два, три, четыре, Соединить пальчики обеих рук, начиная с
пять. Пять, четыре, три,большого. Затем соединять, начиная с
два, один. мизинца.
МЫ ПИСАЛИ
Мы писали, мы писали,ритмично сжимать и разжимать кулаки.
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики, пальчики " скачут" по столу
указательный и средний пальцы вытянуть
Как солнечные зайчики.
вверх, остальные выпрямить и соединить.
Прыг скок, прыг скок,
пальчики "скачут" по столу.
Ветер травушку качает, - легкие движения кистями рук вправо Влево-вправо наклоняет. влево
Вы не бойтесь ветра,
погрозить пальчиком.
Веселитесь на лужайке. На последнюю помахать пальцами обеих
рук
ЗАМОК
На две р ях ви с и т Пальцы в замочек, слегка покачивать
замок.
Кто его открыть бы "замочком" вперед-назад
смог?
М ы з а м о ч к о мПовертеть "замочком" повертели,
М ы з а м о ч к о мПальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся
покрутили друг о друга.
М ы з а м о ч к о мПальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о
постучали, друга.
П о с т у ч а л и, иПоказать ладошки. открыли!
ЗАЙЦЫ
Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка другой.
Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.
Воздушный шарик
Шарик, шарик мой воздушный, Дети правой рукой, затем левой имитируют плавное подбрасывание шарика.
Непоседа непослушный.
Шарик круглый, «Обрисовывают» руками круг.
Шарик гладкий, Имитируют поглаживание шарика.
Шарик легкий,
Шарик мягкий. Ладонями имитируют легкое сдавливание.
Из-под рук он улетает, Поднимают руки вверх.
Но я его поймала, Опускают вниз.
Нитку к пальцу привязала. Имитируют натягивание нитки на палец.
Вправо шарик, влево шарик – Плавно поднимают руки вправо, затем влево.
Мой светящийся фонарик.
Дай тебя я обниму
И к щеке своей прижму. Прижимают воображаемый шарик к щеке.
Ты меня не покидай, Поглаживают воображаемый шар.
Будь со мной, не улетай!
Дождик
Капля раз, капля два, Дети хлопают в ладоши в медленном темпе.
Капли медленно сперва,
Кап, кап, кап, кап, Хлопки ускоряются.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
Кап, кап, кап, кап, Хлопки в быстром темпе.
Зонтик поскорей раскроем, Соединяют кончики пальцев обеих рук и поднимают воображаемый «зонтик» над головой.
От дождя себя укроем.
Петушок
Петушок, петушок. Дети выполняют шаги с высоко поднятыми коленями, руки-крылья выполняют махи.
Золотой гребешок,
Масляна головушка, Приставляют к голове правую ладонь с расставленными пальцами, левой рукой гладят себя по голове.
Шелкова бородушка, Правой рукой гладят воображаемую бородку.
Что так рано встаешь, Грозят пальчиком.
Деткам спать не даешь? Складывают две ладони вместе и приставляют к щеке.
На полянке у реки
На полянке у реки петушки гуляли, Дети выполняют шаги с высоко поднятыми коленями и плавными взмахами рук-крыльев.
На полянке петушки зернышки клевали. Приседают на корточки, указательными пальчиками ритмично касаются пола.
Цып-цып-цып-цып-цып,
Зернышки клевали.
И водицей ключевой Наклоняются вперед с отведенными назад руками, затем выпрямляются.
Горло полоскали. Подбородок поднимают вверх.
Нагулялись петушки, Обхватывают щеки руками, качают головой.
Крылышки устали, ах-ах, Опускают расслабленные руки, Ох-ох, слегка покачивают ими.
Крылышки устали.
Ночь настала, спать пора, Приседают на корточки.
Баю-баю-баю.
Спать ложатся петушки, Ладошки под щечку.
Глазки закрывают. Закрывают глазки.
Гуси-гусенята
Гуси-гусенята — Дети ходят на пятках с наклоненным корпусом и отведенными назад руками, шея вытянута.
Дружные ребята.
Ходят весело гуськом Топают ножками.
Без сапожек, босиком.
Лапками затопали,
Топ-топ-топ,
Крыльями захлопали, Хлопают ладошками за спиной.
Хлоп-хлоп-хлоп.
Дети ходят ножками, Выпрямляются, шагают, маршируя.
Топ-топ-топ,
Хлопают ладошками, Хлопают в ладоши перед собой.
Хлоп-хлоп-хлоп.
Утка
На своих коротких ножках Дети ставят ноги на ширину плеч, ходят вразвалочку, руки опущены, кисти обращены вверх.
Ходит утка по дорожке,
Вперевалочку похаживает,
Куцым хвостиком помахивает. Имитируют помахивание хвостиком.
Утка плавать мастерица, Имитируют плавательные движения руками.
Доберется до водицы,
Ловко лапками гребет,
По воде легко плывет.
Зайка по лесу скакал
Зайка по лесу скакал, Дети прыгают на месте, руками имитируют лапки зайчика
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке Ладони-«ушки» приставляют к голове.
Поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается, Прислушиваются, поворачивая голову влево и вправо, прикладывая поочередно ладони то к одному уху, то к другому.
Кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы, Выполняют прыжки с движением вперед.
Убегает от беды.
Прыгнул вбок и обернулся, Прыжок в сторону, оборачиваются назад, приседают и сгруппировываются.
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок,
Чтоб никто найти не смог.
Игра со снегом
Под релаксационную музыку (фонограмма) дети представляют, закрыв глаза, как падают снежинки, подставляют ладошки, ловят их, затем имитируют лепку снежков и игру в снежки.
Мышки
Маленькие мышки Дети встают в круг.
Собрались возле норки.
Маленькие мышки Выполняют соответствующие движения.
Доели сыра корку.
Стали мышки бегать, Двигаются мелкими и мягкими шагами, руки согнуты в локтях, пальцы собраны в горстку.
Резвиться, играть,
Маленькими лапками
Тихо шуршать.
Пи-пи-пи.
Мишки
Мишка косолапый Дети имитируют шаг медведя, руки на поясе.
По лесу идет,
Шишки собирает Имитируют собирание шишек.
И. в карман кладет. Выполняют соответствующие движения.
Вдруг упала шишка Кулачком дотрагиваются до лба.
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился Делают рассерженное выражение лица.
И ногою — топ! Топают ногами.
Котята
Гуляют котятки, мягкие лапки, Дети ходят мягким шагом,
руками имитируют лапки.
Тихонько ступают, мышек не пугают.
Котятки погуляли, немножко устали, Останавливаются, ложатся на пол, расслабляются.
Спать легли котятки, спрятали царапки,
Лошадка
Веселая лошадка по полю гуляла, Дети выполняют прямой галоп, руки на поясе.
По полю гуляла, весело скакала.
Вдруг наша лошадка подкову потеряла. Останавливаются, удивленно разводят руками, опускают голову.
Грустной стала лошадка —
Ей подкову очень жалко. Делают грустное выражение лица.
Подкуем лошадку снова, Стучат кулачком по пятке.
Хороша теперь подкова.
Веселая лошадка по полю гуляла, Выполняют прямой галоп, руки на поясе.
По полю гуляла, весело скакала.
Лиса
У лисицы острый нос, Дети показывают рукой острый нос.
У нее пушистый хвост, Движением руки показывают хвост.
Шуба рыжая лисы Проводят ладонями по телу.
Несказанной красоты.
Я — охотница за птицей, Грозят пальчиком, резко сжимают кулачки.
Кур ловить я мастерица, Смотрят «под козырек».
Как увижу — подкрадусь Идут мягким шагом, крадучись, затем приседают.
И тихонько затаюсь,
После прыгну и схвачу, Прыгают, руками выполняют хватательное движение.
К деткам в норку унесу! Быстро идут мягким шагом.
Медведь по лесу бродит
Медведь по лесу бродит, Дети ходят на внешней стороне стопы, руки согнуты перед собой.
От дуба к дубу ходит,
Находит в дуплах мед Выполняют зачерпывающее движение правой рукой.
И в рот к себе кладет,
Облизывает лапу Имитируют облизывание лапы.
Сластена косолапый,
А пчелы налетают, Отгоняют от себя руками воображаемых пчел.
Медведя прогоняют.
Обезьянки
Рано утром на полянке Дети прыгают с одной ноги на другую.
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой топ-топ! Притопывают левой ногой.
Правой ножкой топ-топ! Притопывают правой ногой.
Руки вверх, вверх, вверх, Поднимают руки вверх.
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз — и наклонись, Опускают руки, наклоняются вперед.
На пол руки положили, Встают на четвереньки.
А теперь на четвереньках,
Погуляли хорошенько, Ходят на четвереньках.
А потом мы отдохнем, Садятся по-турецки.
Посидим, играть пойдем.
Волк
Серый волк — зубами щелк, Дети изображают грозное выражение лица, оскал зубов.
По лесу рыщет, добычу ищет. Двигаются крадущимся шагом, руками имитируют лапы.
Рыбка
Плавают рыбешки Дети делают извивающееся движение рукой.
В нашей речке чистой, Имитируют плавающую рыбку сначала правой, затем левой рукой.
Плавают рыбешки
Быстро, быстро, быстро! Соединяют ладонь с ладонью и проделывают это движение двумя руками одновременно.
Рыбки-рыбешки,
Все хороши:
Папы, и мамы, и малыши.
Ежик
Мы — маленькие ежики, Дети ходят на четвереньках.
Идем мы по тропинке, Поворачивают головы влево и вправо.
Нас провожают ягодки,
Грибочки и травинки.