Козлова Наталья
Экологический проект «Давайте сохраним»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 г. Пугачева Саратовской области»
Проект «Давайте сохраним»
В номинации «экология».
Музыкальный руководитель
Денисова Наталья Рауфовна
Пугачев 2018 г
Название проекта «Давайте сохраним».
Номинация «Экология».
Тема: Повышение экологической грамотности.
Публикация «Экологический проект „Давайте сохраним“» размещена в разделах
Цель: Воспитание любви к природе и бережному использованию природных ресурсов у дошкольников. Привитие любви к своей планете и её обитателям.
Задачи:
1. Научить воспитанников детского сада строить правильные отношения с природой.
2. Познакомить дошкольников с определением понятия «экология».
3. На своем примере показать бережное отношение к окружающей среде.
Введение.
Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы рождены природой. На протяжении многих столетий на всей планете мы жили в тесном контакте с ней: она давала нам кров и пропитание, лекарства и защиту, В те времена человек боготворил природу и вынужден был так строить свои взаимоотношения с ней, чтобы сохранить необходимые ресурсы. К сожалению, в наше время эта связь утеряна. Сегодня мы, городские жители, воспринимаем природу как нечто отдаленное с экранов телевизоров. Человек, невидящий красоты природы хуже, чем слепой: у него слепота души, а от того, у кого слепа душа, не жди доброты и честности, преданности и мужества. Поэтому мы стремимся во время заметить и поддержать у детей познавательный интерес на самых простых примерах, окружающих маленьких горожан в их повседневной жизни. Ведь, если мы, взрослые, сумеем показать и объяснить малышам красоту и значимость живой и неживой природы, если они поймут, что полноценных эмоциональных заменителей живого не существует, если будем, терпеливы и внимательны к десяткам детских вопросов, – будущее не покажется нам безнадежным. Значит главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Это определило наш выбор в теме проекта и приоритетного направления педагогической деятельности с детьми - воспитание экологической культуры, бережного отношения к природным ресурсам и любви ко всей нашей планете и её обитателям.
Мой проект направлен на то, чтобы познакомить детей с многообразием растений, которые нас окружают, узнать их названия и полезные свойства, привить детям бережное отношение к природе, любовь к чистоте, воспитать желание улучшить экологическое состояние родного города и развить сострадание к животным и птицам. Планируемые сроки реализации Проекта «Давайте сохраним» это май-сентябрь 2018 года. Проект разделен на несколько этапов:
1. Беседы в группах о бережном использование воды и гуманном отношении к животным.
Эти беседы рассчитаны на пробуждение чувства жалости, сострадания к попавшим в беду животным, на формирование знания по оказанию им помощи и по уходу за содержащимися дома животными. Мы рассчитываем такими беседами научить детей понимать животных, объяснить, что только тогда можно помочь дикому зверьку или птице, когда узнаешь из книг или от воспитателей, в каком уходе он нуждается. С помощью такого приема дети научатся строить предположения, объяснять их, высказывать свои познания. Используя в беседах наглядные пособия (картинки, карточки и т. п.) детей легче заинтересовать удивительным миром природы и воспитать любознательность.
Очень важно сформировать у дошкольников представление о воде и её роли на Земле. Закрепить у детей знания о том, зачем нужна вода, воспитать культурно гигиенические навыки и бережное отношение к воде. Для этого включить в беседу загадки о воде, игры с водой и просмотр иллюстраций. Проект также предусматривает проведение ряда тематических мероприятий: «Вода наш друг», «Для чего нужна вода», «Ивана Купала».
2. Цветник на участке дошкольного учреждения.
Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. В процессе организации цветника дети познакомятся с конкретными видами растений и особенностями их строения. Узнают, что все растения живые существа. Для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. Эти условия имеются на участке детского сада, поэтому растения там растут. Погодные условия круглый год неодинаковы - они меняются по сезонам. Растения приспособились к жизни в меняющихся условиях. Человек в трудные моменты помогает растениям участка, улучшает условия их жизни; окапывает деревья и кустарники, поливает газоны в засуху, удобряет почву, утепляет некоторые растения на зиму.
У детей развивается познавательный интерес к растениям участка: они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, в заполнении календарей природы, проявляют инициативу в познании растений - задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном.
Развиваются эмоциональный отклик и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни и при разных состояниях: нежная зелень весной, пышное разнотравье и радуга цветов летом, покой заснеженных деревьев и кустов зимой, разноцветное осеннее увядание и т. д. Дети учатся связывать красоту растений с благополучным их состоянием (удовлетворением потребностей) и хорошими условиями жизни. Учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их целостность. Проявляют готовность участию в практических делах по поддержанию хороших условий для растений (полив, перекопка земли и пр.). Узнают, что все растения живые существа. Для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. Эти условия имеются на участке детского сада, поэтому растения там растут. Погодные условия круглый год неодинаковы - они меняются по сезонам. Растения приспособились к жизни в меняющихся условиях. Объяснить воспитанникам детского сада,что человек в трудные моменты помогает растениям участка, улучшает условия их жизни; окапывает деревья и кустарники, поливает газоны в засуху, удобряет почву, утепляет некоторые растения на зиму. Тем самым у детей развивается познавательный интерес к растениям участка: они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, в заполнении календарей природы, проявляют инициативу в познании растений - задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном.
Развиваются эмоциональный отклик и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни и при разных состояниях: нежная зелень весной, пышное разнотравье и радуга цветов летом, покой заснеженных деревьев и кустов зимой, разноцветное осеннее увядание и т. д. Дети учатся связывать красоту растений с благополучным их состоянием (удовлетворением потребностей) и хорошими условиями жизни. Учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их целостность. Проявляют готовность участию в практических делах по поддержанию хороших условий для растений (полив, перекопка земли и пр.). По этому, данный проект предусматривает участие старших и подготовительных групп дошкольников в участии организации цветников и клумб на территории детского сада. Мероприятие запланировано на начало мая 2018 года.
3. Организация сбора гербария воспитанниками детского сада в летний период.
Проект также предусматривает сбор гербария дошкольниками, который организуют воспитатели в своих группах. Сбор растений проводится в первую половину лета (июнь-середина июля). Во время сбора растений, нужно уточнить с какими из них дети уже знакомы и вспомнить названия цветов растущих на участке, а также выделить лекарственные растения. Рассказать о насекомых: муравьях, бабочках, кузнечиках, жуках. Рассказать об их вреде и пользе. Воспитывать желание трудиться, учить видеть результаты своего труда. Учить беречь труд других. Учить детей собирать листья, цветы, травинки для гербария, раскладывать их для засушки. Обратить внимание на яркость, разнообразие растений. Воспитывать любовь к природе.
Следует научить детей правильно собирать гербарий. Параллельно можно повторять названия растений, сравнивать форму листьев и цветов у разных экземпляров, находить сходства и различия, рассуждать о том, как растение приспособилось к месту произрастания, что помогает ему выжить и добыть необходимое количество влаги, как размножается, когда созревают семена и пр. Информация, которую ребенок может получить во время сбора растений для гербария, запомнится гораздо быстрее той, что воспитатель преподносит на занятиях. Высушенные растения можно использовать для поделок, панно, аппликаций или просто хранить в альбомах с подписями и пометками на память. Одинаковые растения можно наклеить на карточки и сделать настольную игру, лото и др. пособия. Кроме всего прочего, создание гербария – это отличный способ сохранить воспоминания о теплых днях.
4. Создание любительского объединения по озеленению Пугачевского парка культуры и отдыха.
Излюбленным местом горожан от мала до велика является Пугачевский парк культуры и отдыха имени В. А. Важина. Именно это место и выбрали воспитатели нашего сада для акции «посади дерево», которая запланирована на начало мая в рамках нашего проекта. В акции будут задействованы три подготовительные группы: «Малина», «Родничок», «Капля» и две старших группы: «Кузнечики», «Ягодка». Педагоги групп: Гасанова Т. У. Гончарова Е. С. Жарких О. И. Лобанова А. К. Снеткова А. В. и Лопатина Е. В. Вместе с мамами и папами своих воспитанников высадят новые молодые деревья, которые будут не только будут создавать красивый вид, но и очищать воздух и создавать тенёк во время жарких дней. Дети могут осуществлять посильную помощь в посадке деревьев с самого начала: опускать корешки деревца в ямку, засыпать землёй, поливать.
Каждый человек в этом мире может оставить свой след. Это дело, которое он выполнил, это творение, которое он создал. Человек может оставить о себе память. Почему бы не посадить дерево? Ведь само дерево – символ мира, это напоминание о хрупкости природы и необходимости ее защиты.
Мы стараемся вселить в детей доброту с привлечением родителей к подобным акциям и проектам.
5. Проведение мероприятия «отходы в доходы или вторая жизнь фантика» на базе детского сада.
В проект «Давайте сохраним» также включено данное мероприятие, на котором мы планируем рассказать ребятам про историю фантика, провести час экологической этики, на котором дети узнают, как вредит мусор природе и человеку на примере фантиков, почему нельзя разбрасывать фантики и провести с ними игры-эстафеты на творчество, быстроту и сообразительность, используя фантики.
Перечень игр-эстафет:
1. Конкурс «Кто больше соберет фантиков»
По сигналу игроки команд по очереди бегут к фантикам, берут по одному фантику в руку и несут к своей команде, затем бежит следующий игрок каждой команды.
2. Конкурс «У кого длиннее дорожка».
Члены команд по очереди берут из своей кучки по одному фантику и начинают выкладывать дорожку с противоположной стороны от фантиков.
3. Конкурс «Коврик»
Каждая команда из своих фантиков выкладывает коврик. У кого красивее узор?
4. Конкурс «Миссис Фантик», «Мистер Фантик».
Предложить родителям с помощью детей изготовить праздничные костюмы с фантиками-бантиками. Организовать дефиле придуманных костюмов, оценить с помощью жюри результаты и выявить победителей, познакомиться с победителями конкурса и рассмотреть их костюмы.
6. Показ мультипликационного фильма «Мальчик и Земля».
Заключительным этапом проекта «давайте сохраним» является показ мультипликационного фильма «Мальчик и Земля». Просмотр планируется организовать при помощи мультимедийного оборудования для всех групп участвующих в проекте. После окончания мультфильма задаём вопросы по увиденному материалу, подводим итоги своей работы и делаем выводы вместе с детьми
Заключение:
Благодаря проекту «Давайте сохраним» дошкольники познакомятся с определением понятия «экология». Воспитатели и организаторы проекта научат ребят строить правильные отношения с природой, бережно относиться к её ресурсам, любить свою планету и гуманно относиться к её обитателям. На примере своих родителей воспитанники детского сада поймут, как важно озеленять парки, на примере воспитателей научатся организовывать цветники и клумбы. Благодаря беседе и тематическим мероприятиям, проходившим в рамках проекта, ребята сформируют представление о воде и её роли на Земле. Во время сбора гербария, группы участвующие в проекте, познакомятся с множеством лекарственных растений. Участвуя в часе экологической этики все участники узнали о вреде мусора природе и человеку.
Мы должны понимать, что мы в ответе за планету и в ответе за мир, давайте сохраним!
Список источников и использованной литературы:
1. https://www.plantarium.ru/page/help/topic/herbarium.html
2. https://novavita.site/religiya-i-obshestvo_berezhnoe-otnoshenie-k-prirode.html
3. https://www.om-planet.com/ekologiya-vody/
4. https://www.youtube.com/watch?v=cOvBnPsB6Nw