Светлана Пашаева
«Давайте сохраним». Экологическое познавательно-развлекательное мероприятие
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мероприятия «Давайте сохраним…», посвященного Международному дню охраны окружающей среды
Цель: экологическое образование учащихся младшего и среднего школьного возраста.
Задачи:
- расширение и углубление знаний младших школьников в области экологии и защиты окружающей среды;
- создание условий для формирования активной гражданской позиции в области защиты природы;
Публикация «„Давайте сохраним“, Экологическое познавательно-развлекательное мероприятие» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- создание условий для воспитания у учащихся чувства уважения и любви к природе, ответственности за своё поведение;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- создание условий для развития творческих способностей учащихся;
- формирование положительного психологического климата в коллективе учащихся.
Возраст участников: младший и средний школьный возраст
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, музыкальный центр, костюмы для выступающих (вода: одежда синего или голубого цвета: накидка, юбка, водолазка, парик, обувь; декор одежды – лягушки, водоросли, пятна нефти, мусор, палки, сети, консервные банки; грим – синие тени, помада, темные тени для имитации грязи; земля: одежда коричневого или серого цвета, пластиковый и полиэтиленовый мусор для декора одежды, батарейки; воздух – одежда светло голубого или белого цвета, для декора – баллончики, аэрозоли, выхлопные газы и пр., атрибуты для подвижных конкурсов: конусы 2 шт., совочки 2 шт., метелки 2 шт., ведра 2 шт., мешки для мусора 5 штук, «мусор» (упаковки от сока, чипсов, сухариков, фантики, пакеты и пр., 5 пар одноразовых перчаток, призы, для опытов: листья с деревьев из города и с деревьев из парка, скотч, чистый лист, банка трёхлитровая, стакан одноразовый 2 шт., пипетка.
Подготовительный этап:
С учащимися разучивается песня «Давайте сохраним» (муз. А. Черный, сл. Н. Старшинов) для открытия мероприятия; стихотворения: «Окружающая среда» (Л. Фадеева, «Береги природу» (И. Трофимова, «Прогулка» (С. Михалков) – лучше разучить данное стихотворение с несколькими ребятами (каждому по одному четверостишью, чтобы лучше воссоздать атмосферу, описанную в тексте.
С участниками театральной студии разучиваются сценка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», роли Воды, Земли и Воздуха.
Подготавливаются презентация и необходимые материалы для опытов: 2 листа, сорванные с дерева в парке (лесу, 2 листа, сорванные в городе, скотч, чистый лист А4; трёхлитровая банка с водой, два одноразовых стаканчика, один из которых заполнен водой меньше, чем на половину, пипетка.
Ход мероприятия:
На фоне красивого вида природы исполняется песня «Давайте сохраним»
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа-мать
Наивна и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда и на Земле
Мы сами сохранимся!
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Как же приятно в такой солнечный летний день видеть в нашем зале столько активных и позитивных ребят! Сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник! А кто знает, какой сегодня праздник? (Ответы детей) Сегодня 5 июня Международный день охраны окружающей среды. Кто из вас мне расскажет, что такое «окружающая среда»? (Ответы детей) Каждый из вас отчасти прав. Сейчас мы послушаем стихотворение и узнаем, что же такое «окружающая среда».
Ребёнок:
Окружающая среда
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька, небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису.
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
Ведущий: Дорогие ребята, получается так, что всё вокруг нас – это и есть окружающая среда! А, от чего же её нужно охранять? (Ответы детей) От негативных воздействий человека. Кто из вас расскажет мне, как каждый из нас может не нарочно навредить окружающей среде? (Ответы детей)
Давайте сейчас послушаем одно очень актуальное летнее стихотворение, чтобы понять, какая же самая главная проблема, которую создает человек для окружающей среды.
Ребёнок:
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки
И, как-будто нам на зло, даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и тут до нас сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли.
Насорили и … ушли.
Мы прошли, конечно, мимо… «Эй, ребята!» - крикнул Дима.
«Вот местечко хоть куда: родниковая вода,
Чудный вид, прекрасный пляж! Распаковывай багаж!»
Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли!
Отдыхали, как могли:
Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели.
Отдохнули … и ушли…
И остались на полянке у потухшего костра
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,
Словом, мусора гора…
Мы приехали на речку понедельник провести!
Только чистого местечка возле речки не найти…
Ведущий: Я думаю, дорогие ребята, вы догадались, какую же проблему создает природе человек? Конечно, это мусор! А ведь так просто после своего отдыха на природе взять пакет и собрать всё, что вы после себя оставили. Даже просто прогуливаясь по улицам города нужно фантики и упаковки от чипсов и сухариков выбрасывать в специальные урны, а не куда вздумалось.
Есть такое простое правило, соблюдая которое мы сделаем нашу природу чище «Пусть после тебя в лесу станет чище, чем было до тебя!» Что это значит? (Ответы детей) Давайте мы с вами сейчас и потренируемся всегда за собой убирать! Игра называется «Нас здесь не было!» Я приглашаю к себе пять желающих. Вам выдаётся комплект из мусорного мешка и пара перчаток. Сейчас я изображаю наше пребывание в лесу (ведущий разбрасывает мусор по полу). По моему сигналу вы должны приготовить мешок – положить его в одном месте, надеть перчатки, и по одному мусору носить в этот мешок. Кто из вас больше наберёт мусора, тот и получит приз!
Проводится игра «Нас здесь не было!»
Ведущий: Вот видите, как просто меньше чем за минуту вы оставили после себя идеально чистую полянку! Я надеюсь, что вы всегда будете вспоминать эту игру, когда пойдёте на прогулку в лес или парк.
Ребенок:
Береги природу
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля,
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Сможешь только ты один,
Разумный человек!
(Пока ребенок читает стихотворение, в зал входят Вода, Воздух и Земля)
Ведущий: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл на праздник? Здравствуйте! (Обращается к гостям) А вы кто?
Вода: Я Вода, вот Воздух, а это Земля. Мы услышали, что вы здесь говорите об охране окружающей чреды, и решили лично обратиться к вам, дорогие ребята!
Ведущий: А что с вами случилось? Вы как-то не совсем опрятно выглядите… Ребята, что произошло с Водой, Воздухом и Землёй? (Ответы детей)
Воздух: Нам очень нужна ваша помощь! Только с вашей поддержкой и активными действиями мы снова станем чистыми и свежими! Поможете нам!
Земля: Вы сегодня уже начали помогать нам - убрали мусор, вспомнили, как каждый из вас сможет нам помочь. Вы не должны останавливаться на этом. Всегда и везде сохраняйте чистоту!
Давайте, будем продолжать тренироваться оставлять после себя чистоту. Снова проведем субботник! Приглашаю вас подвигаться. Разделитесь на две команды (если участников больше 40 человек, то лучше пригласить по 15 желающих в две команды). Первому участнику каждой команды я выдам лопаточку и веник. (В 10 метрах от команд стоят конусы и вёдра) На всём вашем пути от старта до мусорного ведра рассыпан мусор (одинаковое количество для каждой команды). Вам необходимо по моему сигналу по очереди взять веничек, домести им любой выбранный вами мусор до ведра и с помощью лопатки положить мусор в ведро. Вернувшись к команде, вы передаете веник и совок следующему участнику. Побеждает та команда, у которой первой закончится весь мусор. Правила понятны!
Проводится игра-соревнование «Субботник»
Земля: Ух! Какие молодцы! Идеальная чистота! Век бы смотрела, не насмотрелась!
Воздух: А знаете, чем вы мне можете помочь? Может, вам это незаметно, но машины, автобусы и прочий транспорт создают в городе такую запылённость, что вам самим приходится дышать всей этой пылью! Хотите проверить? Давайте проведём опыт! Я с собой принёс листья (показывает детям) Вот эти я собрал в парке Прибрежном, а вот эти с деревьев вдоль проспекта Авиастроителей. Сейчас я попрошу двух любителей природы выйти ко мне и помочь провести опыт. Один из вас приклеит скотч на листик из парка, а другой на листик из города. (Дети проделывают опыт) теперь каждый из вас положит свой листик на белый лист бумаги, а мы все вместе посмотрим и сравним. (Дети подносят листы со скотчем к зрителям).
Земля: Ну, и что вы увидели? (Дети отвечают) Ничего себе! Это такой в городе пыльный воздух!
Воздух: Да, в городе я чувствую себя очень плохо. Я попрошу вас, ребята. Когда у вас есть возможность пройтись пешком, а не на машине, то сделайте это! Гуляйте побольше в лесу, в парках – на природе!
Земля: А знаете ли вы, как себя нужно вести в природе? Что можно и нельзя делать в лесу? (Ответы детей: не включать громко музыку, не разорять гнёзда, не рвать цветы с корнем, не брать домой (на руки) птенцов, детёнышей зверей, тушить костёр, убирать за собой мусор и пр.)
Вода: Какие молодцы! Всё знают! И я надеюсь, что все эти правила сами соблюдают! А знаете ли вы, какую роль играю я в жизни человека? (Ответы детей) А как вы думаете, много ли воды на земле? А вся ли вода подходит человеку для жизни? Конечно, только пресная. А сколько пресной воды на планете? Вот посмотрите (показывает трёхлитровую полную банку воды, если это весь запас воды на планете, то, как вы думаете, сколько из неё пресной? (Дети отвечают) На самом деле, пресной воды всего 2 процента (показывает стакан, в котором воды меньше половины). А вся ли вода доступна человеку? Нет, огромные запасы воды хранятся в ледниках! Прошу выйти ко мне любого желающего. Попробуй перелить в другой стакан столько воды, сколько, по твоему мнению, доступно человеку. (Ребёнок переливает) На самом деле, только две капли из этой воды доступно нам с вами (капает пипеткой на ладошку). И с каждым днём из-за неэкономного использования и загрязнения чистой воды становится всё меньше…
Сценка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Иванушка сидит около лужицы с водой, затыкает нос, морщится, но всё таки решается попить.
А: Стой, братец! Не пей из речки!
И: Ну, Алёнушка, пить ведь очень хочется, жара-то вон какая! 40 градусов в тени!
А: Иванушка, ты посмотри, из какой речки ты пить собираешься! Вон, глянь-ка: вся речка-то зацвела, вода в ней стоячая, рыба повсплывала пузом к верху!
И: Это рыба на солнышке загорает, плавает, отдыхает!
А: Да посмотри же ты, вон недалеко трубы из завода сюда отходы производства сливают!
И: Ну там же очистные сооружения стоят! Отходы обезвреживаются!
А: Сам же чувствуешь, как пахнет здесь неприятно!
И: Всё, что естественно, всё не безобразно!
А: Посмотри, вон бутылки пластиковые и упаковки от чипсов проплывают по речке! Не пей!
И: Ладно ты, мы же купались в этой речке!
А: Ага, а потом чесались две недели и пятнами красными покрылись!
И: Хорошо! Уговорила! (делает вид, что согласился не пить)
А: (поворачивается к братцу спиной, собирает вещи, а в это время Иванушка пьёт из речки) Ну вот и славно, пошли домой! Дома чистой колодезной воды попьём!
И: (корчится от боли, катается по полу, держится за живот руками) Ой, сестрица, спаси-помоги! Живот словно иголками колит, ножами режет! Зря я пил из этой речки! Зря тебя не послушался! Щас, наверно, козлёночком стану!
А: (набирает по телефону номер скорой) Козлёночком, это ещё не самое страшное, что может случиться, если из нашей речки попить! Алло! Скорая, скорее приезжайте, отравление!
Медработники: (поднимают Иванушку, тащат на себе) Сил никаких нет этим летом! За неделю уже седьмое отравление из-за этой речки! Надо что-то с этим делать! (уходят)
Ведущий: Ничего себе! Получается, из речки пить нельзя!
Вода: Да! А вот ещё кое-что, посмотрите!
Просмотр мультфильма «Смешарики» «Море мусора»
Ведущий: Ребята, получается, что воды, пригодной для жизни человека не так то и много, воздух, которым мы дышим, загазован и запылён, а земля вся покрывается горами мусора.
Гости хором: ДА! И только вы сможете нам помочь!
Ведущий: Поможем! (Дети «Да!»)
Будем следить за своим поведением в природе? (Дети «Да!»)
Будем экономно тратить воду? (Дети «Да!»)
Будем защищать всё живое вокруг себя? (Дети «Да!»)
Будем рассказывать друзьям и родным о том, как важно беречь природу? (Дети «Да!»)
Гости: Спасибо!
Ведущий: Дорогие ребята, давайте же все вместе споём песню, с которой начинался наш праздник. «Давайте сохраним».
Всеми участниками мероприятия исполняется караоке-песня «Давайте сохраним», во время которой дети снимают с гостей весь мусор, делая их чистыми.
Ведущий и гости: Спасибо вам, дорогие ребята! Если каждый из вас сделает маленький шажок навстречу природе, то вместе мы спасем мир! Мы очень рады, что вы провели это время с нами! До новых встреч!
Список использованной литературы
1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка //Вопросы психологии. – 2006. - №6.
2. Зверев И. Д. Организация экологического образования в школе. – М, 2007, 342 с.
3. Исаев Н. Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа, 2006. - №8.
4. Левитман М. Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб. : СОЮЗ, 2006. – 282 с.
5. Павленко Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 2005. - №5.
6. Цветкова И. В. Экология для начальной школы: игры и проекты. – М. : Академия развития, 2006. – 321 с.