Ольга Болдырева
Проект «Настроение в музыке» в подготовительной группе
ПРОЕКТ «Настроение в музыке»
Цикл интегрированных занятий
ОО «Художественное творчество» (рисование, аппликация)
ОО «Музыка» (слушание)
СКАЗОЧНАЯ МУЗЫКА ЭДВАРДА ГРИГА
Интегрированное занятие в подготовительной группе
Публикация «Проект „Настроение в музыке“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Цель. Вызвать у детей интерес к культуре скандинавских стран. Познакомить с творчеством Эдварда Грига, сказками и легендами скандинавских народов.
Задачи:
• Развивать воображение детей средствами музыки и изобразительного искусства;
• Учить воспринимать в единстве музыкальные и зрительно-цветовые образы;
• Закреплять навыки работы гуашью, карандашами, фломастерами и другими изобразительными материалами.
Музыкальные фрагменты в записи : «Утро», «Шествие гномов», «В пещере горного короля».
Атрибуты: Портрет Эдварда Грига, крылышки, маски, колпачки, молоточки.
Материал: Бумага для рисования, краски, гуашь, карандаши и т. д.
Ход занятия.
Фея музыки : Здравствуйте, друзья! я – Фея Музыки. Сегодня я вам расскажу об удивительном
сказочнике, который жил в северной стране Норвегии. Он сочинял сказки не простые, а
музыкальные. И рассказывал в них о том, как прекрасна его страна, какие в ней высокие горы и
густые леса, бурные реки и водопады. О том, какие волшебники живут в тех местах. А знаете
ли вы, как зовут этого волшебника? (Ответы детей). Эдвард Григ!
Григ, сочиняя музыку, воспевал в ней красоту норвежской природы, которую очень любил и умел слышать. На берегу моря он слушал шум волн, в лесу прислушивался к шелесту листьев, плеску ручья и пению птиц. Ему казалось, что природа рассказывает ему что-то.
Вы, конечно, знакомы с его музыкой. Какие его произведения вам запомнились больше всего? (Ответы детей)
Сегодня музыка этого великого композитора поведет нас в мир сказок и легенд, в мир добра и красоты.
Звучит музыка Грига «Утро».
Слышите эти ласковые, тихие звуки? Так начинается рассвет в северных горах. Представим, что встречаем его вместе. Смотрите, в траве мелькнули чьи-то крылышки. Это эльфы, не спугните их!
Дети в костюмах эльфов, бабочек, птиц, Солнца участвуют в пластическом этюде «Здравствуй, солнце!»
Фея Музыки : Волшебная музыка привела нас в сказочную страну. Мы пойдем за ней по горным
и лесным тропинкам, по сказочным вершинам и цветущим долинам. В этой стране живут
гномы и эльфы, тролли и феи.
Звучит музыка Грига «Шествие гномов».
Дети надевают колпачки изображают, как гномы идут по тропинке в поиске драгоценных камней.
Дети: Мы сказочные гномы, ребятам всем знакомы.
Мы по горам гуляем и клады охраняем.
Дети-гномы подают Фее Музыки шкатулку с браслетами, камнями, бусами.
Появляется Великан-сказочник. Дети отдают ему шкатулку с драгоценностями.
Великан: За ваши подарки я расскажу вам свою сказку «Пер Гюнт».
Жил один молодой охотник по имени Пер Гюнт. Он был большим выдумщиком и часто
обманывал, а нередко и обижал людей. Но больше всего на свете ему хотелось власти и
богатства. Он мечтал, чтоб люди боялись и подчинялись ему.
Однажды в лесу он встретил девушку в зеленом лесном одеянии. Это была дочь горного
короля. Ей понравился красивый юноша и она предложила ему жениться на ней. Пер подумал,
что сможет стать богатым и могущественным, как ее отец и согласился. Вот он спускается в
подземное царство, и что он видит? …
Музыка Эдварда Грига может творить чудеса. И сейчас она перенесет нас в
Пещеру горного короля. Эдвард Григ при помощи звуков изобразил обитателей подземного
царства. Это тролли, злые и коварные существа с мохнатыми, когтистыми лапами и длинным
хвостом. Сначала звучат самые низкие инструменты – контрабасы и фаготы. Затем вступают
струнные альты и скрипка, потом духовые и ударные. Вы слышите удары барабанов и тарелок.
Они звучат как заклинание.
Тролли и горный король обрадовались приходу человека. Они захотели сделать Пера похожим
на них. Они уже приделали ему хвост и собирались надрезать глаз, чтоб он видел мир вкривь и
вкось. И тут Пер Гюнт ни на шутки испугался. Он захотел остаться человеком и убежал из
подземного царства.
Когда он выбрался на землю, то начинался новый день. Пер Гюнт поразился, как красиво вокруг!
В музыке «Утро» композитор хотел отобразить множество различных необыкновенных красок
красок, которые Пер Гюнт увидел в то утро.
Пер Гюнт отправился искать счастья в дальние страны. Он побывал и на Севере, и на Востоке.
И вот Пер постаревший и нищий возвращается на родину и встречает Пуговичника с огромной
оловянной ложкой. Пуговичник – это лесной старик, переплавляющий в своей огромной ложке
всех тех, кто прожил пустую, никчемную жизнь. Тех, кто не сделал ничего хорошего и доброго,
никому не помог и никому не нужен, как старая поломанная пуговица.
Отчаявшись, Пер Гюнт услышал Песню Сольвейг. Так звали девушку, которая любила Пера
всю жизнь и ждала его.
Звучит «Песня Сольвейг»
Знаменитую Песню Сольвейг любят все жители Норвегии. Сольвейг своей верностью спасла
Пера от смерти. Она была единственным человеком, кто заступился за него. Вот так
закончилась эта история.
Обращается к детям, как к художникам с просьбой нарисовать для него картины об этой необыкновенной стране.
Фея Музыки : Эдвард Григ прожил долгую и счастливую жизнь. Счастливую, потому что его музыка
приносит радость людям уже много лет.
Давайте превратимся в художников и будем рисовать то, что представили себе. И
пусть музыка вдохновит вас на создание живописных шедевров! Приступайте к работе!
ПРЕКРАСНА ТЫ, ОСЕННЯЯ ПОРА!
Интегрированное занятие в подготовительной группе
Цель. Закрепить полученные знания об осени как о времени года, приобщить детей к музыкальной культуре, познакомить с творчеством композиторов Чайковского, Вивальди, Прокофьева, стихами русских поэтов.
Задачи:
• Передавать впечатления об осени в рисунке, развивать фантазию, творческие способности;
• Закреплять навыки работы гуашью, карандашами, акварелью и другими изобразительными материалами.
• Использовать нетрадиционные техники: рисование по сырому, печатание сухими листьями, монотипия.
Предварительная работа: Знакомство с жанром живописи – пейзажем. Рисование многоцветных пейзажей. Беседа о композиторах.
Музыкальные фрагменты в записи : «Осенняя песня» Чайковский, «Осень» Вивальди, «Фея Осени» Прокофьев.
Атрибуты: Портреты Чайковского, Прокофьева, иллюстрации картин с осенними пейзажами, осенние листья для танца.
Материал: Бумага для рисования, краски акварельные, гуашь, карандаши и т. д.
Ход занятия.
М. Р. : Здравствуйте, ребята! Проходите! На улице непогода, а здесь тепло и уютно. Давайте «погреем руки».(массаж)
Звучит отрывок из «Феи осени» Прокофьева.
Разыгралась непогода, зябнут руки на ветру,
Раскачал ветрило воды, лес ломает на бору.
Сосны-мачты у болота опрокидывает вспять. Золотая осень? Что-то золотую не узнать.
М. Р. : Кажется, все успокаивается. Прислушайтесь, стало тихо.
Звучит «Осенняя песня» Чайковский
Кто вспомнит стихи, созвучные этой погоде? Послушаем стихи русских поэтов.
М. Р. : Вспомним стихотворение А Плещеева «Осень наступила». Давайте все вместе прочитаем его с движениями и мимикой.
Осень наступила (дети разводят руки в стороны)
Высохли цветы (Поднимают и опускают кисти рук)
И глядят уныло (с грустным выражением лица наклоняют голову набок)
Голые кусты (руки с раскрытыми ладонями поднимают вверх).
Вянет и желтеет (опускают кисти рук)
Травка на лугах («рисуют» в воздухе травку)
Только зеленеет (разводят руки в стороны)
Озимь на полях (рукой «обводят» перед собой полукруг)
Туча небо кроет (Рисуют тучу)
Солнце не блестит (Показывают рукой наверх и делают движение головой – знак отрицания)
Ветер в поле воет (наклоняют поднятые руки вправо-влево)
Дождик моросит («рисуют» капельки дождя)
Зашумели воды (одну руку прикладывают к уху)
Птички улетели (делают взмахи руками)
В теплые края (машут рукой – прощаются)
ТАНЕЦ-ИМПРОВИЗАЦИЯ С ЛИСТОЧКАМИ ПОД МУЗЫКУ.
М. Р. : В музыке можно услышать разные оттенки осени : она может быть и грустная, и радостная, и теплая, и холодная. Деревья, которые раньше стояли такие красивые, одетые в желтую, красную, бордовую листву вдруг начинают ее сбрасывать. Это листопад.
Звучит «Осень» Вивальди.
Приходит Осень (воспитатель).
Осень: Здравствуйте, ребята! Вы так много обо мне знаете, что я решила заглянуть к вам. Давайте поиграем.
ИГРА с листьями
Чтение стихов об осени
Осень: Предлагаю посмотреть иллюстрации осенних пейзажей. (рассматривание)
Ребята, оставьте мне на память что-нибудь. Может быть, вы нарисуете осенние пейзажи? Согласны? Тогда приступайте к работе!
После занятия организуется выставка детских работ.
КАКАЯ ОНА, ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА?
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе
Образовательные области: «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Художественное творчество»; «Музыка»; «Чтение художественной литературы».
Предварительная работа
• Заучивание стихов о зиме А. С. Пушкина, С. Есенина, И. А. Бунина, Н. А. Некрасова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева и др.
• Рассматривание и беседа по картинам И. Э. Грабаря, К. Ф. Юона, К. К. Александрова, В. И. Сурикова.
• Чтение художественных произведений о зиме.
• Коллективные и индивидуальные наблюдения зимних явлений.
• Прослушивание классических произведений: П. И. Чайковского «Декабрь-Вальс», Г. В. Свиридова «Вальс-Метель», К. А. Дебюсси «Прекрасный вечер».
Материалы и оборудование
Демонстрационный материал: Грабарь «Зимний пейзаж»; Иллюстрации образа зимы. Раздаточный материал: Гуашь белая; Кисточки; Подставки; Стаканы с водой; Салфетки; Бумага синего цвета. Музыкальное оформление занятия : В. А. Моцарт «Alonette»; К. А. Дебюсси «Прелюдия»; Ванесса Мэй «Widescreen», «A Little Scottish Fantasy», «Storm»; F. Папетти «Spel Shores»
Ход занятия
М. Р. : Вот и прошло лето, пролетела осень, и мы ощущаем первое свежее дыхание зимы. Интересно, а какая она, зима? … (ответы детей)
М. Р. : Все верно: и белая и вьюжная, и снежная и хрустальная, тёплая и суровая – разная. А сколько братцев месяцев мы знаем? Назовите их … (ответы детей)
М. Р. : Давайте вспомним зимние загадки.
1 ребенок. Скатерть белая весь мир одела. (Снег)
2 ребенок. Старик у ворот, тепло уволок. Сам не бежит, но стоять не велит. (Мороз)
3 ребенок. Покружилась звездочка в воздухе немножко.
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)
М. Р. : Хорошо, теперь моя очередь загадать вам зимнюю загадку:
Дел у меня не мало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки превращаю,
Белю поля, дома. А зовут меня…. (Зима)
М. Р. : Что это за звуки? Ванесса – Мэй «Widescreen»
Это начало старой – старой сказки о том, как появилась Зима. Вот послушайте эту интересную историю. Было у солнца три дочери. Старшая – осень, средняя – лето, младшая –весна. Хорошо они жили, дружно. Но пришло время отпустить их на землю. Солнечные дети должны были стать временами года. Первой упорхнула Весна. Она была так юна, что солнце подарило ей вечную молодость. Через три месяца покинуло дом Лето. Она была так красива, что солнце подарило ей вечную красоту. Пришло время прощаться с Осенью и солнце отдало ей всё богатство, золото и приказало быть щедрой. А на другом конце света собиралась в дорогу единственная дочь Мороза. И она тоже должна была стать временем года. Но у Мороза приданное было только лишь пригоршня серебра. С этим и ушла Зима. А как только ступила она на землю, начался холод, улетели птицы, реки замёрзли, звери зарылись в норы, а люди одели тёплые одежды и спрятались в домах. Никто не хотел пускать к себе бедную, холодную Зиму. Тогда Зима маленькими резцами выпилила снежинки и бросила их в небо, и они стали падать на землю красивым ковром. Она взяла белую краску и расписала ели, ветви деревьев, окна разрисовала необычными узорами. Вся земля стала, будто хрусталя. С детишками покаталась на лыжах, на санках, на коньках. Слух о волшебнице Зиме облетел всю землю. Люди дивились искусству Зимы. Но все же долгими зимними вечерами говорили: «Когда же придет Весна?» И было очень обидно Зиме от этих слов. (И. Казакова). Вот какая история ходит по свету.
М. Р. : Так как же Зима старалась понравиться людям? Что она для этого делала? (ответы детей) М. Р. : Верно. Маленькими резцами выпиливала снежинки, подбрасывала их в небо. А кто из вас знает, что такое резец? (ответы детей)
М. Р. : Да, это инструмент скульпторов и художников. Это то, чем они работают. С помощью резца дочь Мороза сделала красоту и преобразила землю. Что же значит – преобразила? (ответы детей)
М. Р. : Правильно, она украсила землю. Не случайно художники дружат с Зимой – художницей и учатся у неё мастерству.
(Рассматривание картин К. К. Александрова, К. Ф. Юона, В. И. Сурикова, И. Э. Грабаря).
М. Р. : Посмотрите. На всех картинах художники изобразили зиму. Как по- разному они сделали это. Какая из картин вам нравится и почему? (ответы детей)
М. Р. : Действительно, все картины хороши, но одна нравится больше других. Это картина И. Э. Грабаря «Зимний пейзаж». Как свежо, чисто. Чувствуется хрустящая свежесть выпавшего снега. Посмотрите, какая чудная погода! Какая она? (Ответы детей). Как вы думаете, какое время суток? (Ответы детей). Какие краски использовал художник? (Цвета и оттенки). Давайте все вместе подумаем, откуда блеск на картине? Какое веет настроение от нее?
Разговор с детьми по картинам (Слышатся далекие, нежные звуки)
М. Р. : Давайте прислушаемся. Да, ведь это Зима говорит с нами. Она говорит не только красками, но и звуками. К. А. Дебюсси «Прелюдия»
М. Р. : Какую музыку мы услышали? Да эта мелодия спокойная, нежная. Звуки – те самые снежинки, которые плавно падают и поблёскивают под лучами зимнего солнца.
Сейчас послушаем ещё одну мелодию: Ванесса – Мэй «Storm»
М. Р. : Молодцы! Как сразу заметили, что музыка совсем другая. Анечка, ясно вспомнила, как протяжно воет ветер, свистят метели, застилает путнику дорогу снежная пурга, сварливо ворчит вьюга.
(Раздается необычный звон).
М. Р. : А! Это звенит моя волшебная палочка. Она очень любит необычайные превращения. Будьте внимательны! Как только я взмахну ею – зазвучит чудесная музыка : девочки превратятся в лёгкие снежинки, а мальчики – став лёгкими ветерками, закружат их в хороводе. По окончании музыки вы опять станете обычными мальчиками и девочками. Раз, два, три – в хороводе закружи! …
(Пластическая импровизация)
М. Р. : Молодцы! Как красиво вы танцевали! А сейчас закройте глаза и представьте себя писателями. Попробуйте нарисовать словами портрет (словесный портрет) зимы – человека. Какая у него внешность, мужчина это или женщина, как одет этот человек, каков его возраст, какой характер у него может быть?
(Звучит тихая музыка). (Рассказы детей по представлению).
- Зима – это девушка. Она всегда разная: то ласковая, то обиженная. То любит всех, то на кого – то обижается. Одета она в длинную голубую шубку с капюшоном, с широкими рукавами. Из одного рукава сыпется снежные хлопья, из другого – резные снежинки.
- Зима – это молодая красивая женщина. Она очень строгая, всё делает как надо. На голове кокошник с маленькими серебряными сосульками. А шубка – короткая. На ногах сапожки с каблучками. Зима любит вечерами ходить за людьми. Если идёшь, а снег хрустит – это она идёт за тобой и каблучками ломает лучики снежинок.
- Я думаю, что Зима – это злой, быстрый мальчик, обидчивый. Глаза маленькие, нос большой, длинный. Он никого не любит. У него нет друзей. Ему нравится бросаться колючими снежинками, дуть в лицо противным, холодным ветром. У него вязаная шапочка с помпоном, дублёнка, голубые джинсы и короткие сапоги.
- Зима обычная девочка. Она всякая: то озорная, то о чём – то думает. Она не очень красивая, не любит смотреться на себя в воду. Поэтому там всегда зимой лед. Ещё ей нравится с младшим братиком Морозком заглядывать в окна, разрисовывать их ледяным кружевом. Она часто бегает с другими девочками. У неё пушистая шапочка, лыжный комбинезон и ботинки.
- Нет. Зима – это высокая женщина. На голове – корона высокая, ледяная. На шее – ожерелье из цветных льдинок. Всегда ходит в серебряном плаще, с ледяными гвоздиками. Носит сумочку с кармашками: там лежат туманы, ветры, снежинки. Её никто не любит. Её все боятся. Она – очень холодная.
- Зима – это красивая девушка Её легко можно узнать. У неё внимательные голубые глаза. Она ходит в белой шубке и вязанной белой шапочке. Если что – то не так она достаёт серебряную пудреницу и все сразу замолкает. Зиме очень нравится слушать звон сосулек, смотреть на блеск снежинок под фонарями вечером.
М. Р. : А я, представляю себе Зиму такой. Высокая, красивая, озорная и весёлая. Шалунья, труженица и работница, пушистая, снежная, и непредсказуемая - почему? Тёплая, холодная, мягкая, злая, сердитая. Вот такой я ее нарисовала. Я думаю, что она именно такая.
(Демонстрация иллюстраций образа Зимы, а также домашние работы)
М. Р. : Так какая же она, Зима? Дети:
М. Р. : Верно. Но мы не сказали, что она ещё и волшебница, и чародейка. Может ли кто – ни будь из вас объяснить, что это значит? Дети:
М. Р. : Правильно, она меняет, украшает землю, делает ее еще красивее. Именно поэтому все радуются приходу зимы. Вот, например, как поэт Вяземский был рад приходу Зимы: «Здравствуй, русская молодка! Раскрасавица душа! Белоснежная лебёдка, Здравствуй, зимушка – зима!»
Правда, очень красиво, легко и радостно от этих строк! Веет хрустящей свежестью, чистотой, и русским характером! Давайте Зимушке – Зиме, Зиме – художнице поможем украсить окна нашего детского сада чудными узорами! Разрисуем их белыми кружевами! (Осмысление образа «Зимы» в продуктивной деятельности)