Нина Самсонова
Проект «Наши маленькие соседи — насекомые» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
Публикация «Проект „Наши маленькие соседи — насекомые“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема:«Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проектепозволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность
Педагогу необходимо вовремя поддержать интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса познакомить с жизнью растений и животных.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Формировать реалистическое представ
ление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;
Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения);
Воспитывать бережное отношение к живому;
Развивать эмоциональную отзывчивость;
Формировать навыки исследовательской деятельности.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид: исследовательски - познавательный
Деятельность проекта : май 2018 г.
Участники проекта : дети, воспитатель, родитель.
Базисный компонент: работа по проекту проводится в рамках разделов программы «Детство»
(познавательное, коммуникативное, физическое, социально – речевое, художественно – эстетическое развитие.)
Этапы работы по проекту
1. Подготовительный этап
Определение идей, задач проекта;
Сбор информации.
2. Основной этап
Работа с детьми.
Работа с родителями
3. Заключение
Презентация проекта «Насекомые»
Лэкбук «Насекомые»
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
дети знают и называют насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик стрекоза, божья коровка, муха);
имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
знают о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
находят сходства и различия;
владеют обобщающим понятием «насекомые»;
1. Подготовительный этап
Разработка проекта;
подбор литературных произведений о насекомых;
подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме;
подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности;
подбор музыкальных произведений по теме;
2. Основой этап
Работа по данной теме спланирована по блокам.
1 блок: Познавательное развитие
1. Наблюдение за насекомыми.
2. Рассматривание иллюстраций, плакатов макетов.
3. Сказки и рассказы про насекомых.
Игровые упражнения: игра «Найди одинаковую бабочку», «Выложи насекомое», «Шнуровка жучка», «Лото», «Насекомое».
2 блок: Речевое развитие
Рассматривание иллюстраций, плакатов, макетов насекомых.
Потешки
Чтение художественной литературы
Сутеев «Под грибом», «Муха-цокотуха», «Таракаище».
Б. Заходер «Муха-чистюха
А. Барто «Комары»
И. Мордовина «Кузнечик»
Загадки про насекомых
Сказки
Игра-макет «Лесная поляна»
НОД «Путешествие на луг»
Просмотр мультфильмов:
«Лунтик»,
«Стрекоза и муравей»,
«Тараканище»,
«Муха-цокатуха».
НОД «Насекомые», «В мире насекомых», «Мир насекомых».
Весёлые упражнения для артикуляционной гимнастики.
Беседы
3 блок: Художественно – эстетическое развитие
Прослушивание аудиозаписи Римского-Корсакого «Полёт шмеля», Мойкопар «Божья Коровка»
Голоса насекомых
Игра с пением В. Золотарёвой «Жучок».
НОД по рисованию:
«Божья коровка»
Рисование пластилином:
«Красивые бабочки», «Украсим крылья бабочек»( нетрадиционное рисование : паролоновыми тычками)
Пластилинография «Насекомые»
Конструирование «Постройка домика для насекомых» (лего)
Самостоятельная деятельность в центре художественного творчества.
Игра «Гусеница» (развитие мелкой моторики рук)
Раскрашивание раскрасок.
Игра с бабочками, сделанными из фантиков от конфет.
Игры с заводными игрушками – жучками.
4 блок: Социально-коммукативое развитие
Беседы по теме «Насекомые»
Игровые ситуации: «На прогулку в лес», «Насекомые тоже болеют».
Дидактические игры:
«Угости насекомое»,
«Угадай, про кого я говорю»,
«Найди отличие»,
«Чей домик».
5 блок: Физическое развитие
Подвижные игры:
«Жуки»,
«Поймай комара»,
«Превращение»,
«Пчёлы и мёд»,
«Мотылёк»,
«Божья коровка и ветерок»,
«Паучок»,
«Муравьи и дождик».
Утренняя гимнастика: «Насекомые»
Гимнастика после сна: «Насекомые»
Физкультминутки: «Бабочки»
Дыхательная гимнастика: «Насекомые»
Пальчиковая гимнастика:
«Божья коровка»,
«Насекомые»,
«Стрекоза»,
«Паучок».
Сотрудничество с родителями
1. Знакомство родителей с задачами проекта.
2. Изготовление поделок из природного материала «Насекомые».
3. Консультация «Как привить любовь к природе».
4. Информация в уголке здоровья «Оказание первой помощи при укусах насекомых».
5. Беседа «Наблюдаем за насекомыми вместе с мамой».
6. Памятка для родителей «Осторожно, насекомое».
7. «Если ребёнок боится насекомых».
8. Привлечение родителей к пополнению развивающей среды.
9. Рекомендации по теме «Насекомые».
10. Консультация для родителей «Детям о насекомых».
11. Беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ.
3. Заключительный этап
1. Лэкбук «Насекомые».
2. Поделки «Насекомые» из разного материала, сделанные родителями.
3. Презентация проекта «Насекомые»
Результат работы проекта
у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности.
дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе.
появилось желание получить больше информации о насекомых.
укреплено и развито взаимодействие с родителями.
Список литературы
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Сфера, 2005-16
2. Веретенникова С. А. «Озакомление дошкольников с природой». М: Просвещение 1973 г.
3. С. Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников». М: Мозаика – Синтез.
4. Журнал «Дошкольная педагогика». № 5 2008 г.
5. Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М: 2008 г.