Приложение МААМ

Проект для детей с ОВЗ «Наша радость — домисолька!»

Алексеева Мария
Проект для детей с ОВЗ «Наша радость — домисолька!»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения -

Центр развития ребенка – детский сад №8 «Сардаана» с. Бердигестях

Муниципального района «Горный улус» Республики Саха (Якутия)

Образовательный проект для детей с ОВЗ

«Наша радость – домисолька

Разработчик:

Алексеева М. И. - педагог-психолог

2023 г.

Пояснительная записка

Публикация «Проект для детей с ОВЗ „Наша радость — домисолька!“» размещена в разделах

Актуальность. В последнее время растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к развитию и воспитанию.

В нашей комбинированной группе имеются дети – инвалиды, дети с задержкой психического развития и дети с тяжелыми нарушениями речи. Возраст детей разный от 3 до 6 лет. Нашим детям присущи следующие психолого-педагогические особенности:

- Низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний детей об окружающем мире.

- Недостаточно сформированы пространственные представления, дети часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

- Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

- Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

- Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

- Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

- Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

- Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

- Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

- Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

- Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

- Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

- Высокий уровень психомышечного напряжения.

- Нарушение координации движений.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками образовательной деятельности.

Для большинства наших детей характерна повышенная утомляемость и нарушение эмоционально-волевой сферы. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно и наоборот. Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события.

Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления. Счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение. Волевые процессы также связаны с эмоциями.

Исходя из этого, нам приглянулась идея развития эмоциональной сферы наших детей. Развивать эмоции мы решили через использование музыки и движений.

Факт воздействия музыки на ребёнка физиологически – успокаивающе или возбуждающе (в зависимости от её содержания) был доказан крупнейшим физиологом В. М. Бехтеревым. На основании опытов он сделал вывод, что ребёнок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни).

Следовательно, если музыка оказывает такое влияние на ребенка уже в первый год его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Движение физиологи считают врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

У всех детей нашей группы страдает речевая функция. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых.

В качестве движения мы решили использовать в работе степ-аэробику и музыкально-ритмические движения. Мы предположили, что точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы будет подготавливать совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Цель нашей работы: Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья через использование разнообразной музыки и движений.

Задачи:

Развивающие:

1. Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной и двигательной деятельности;

2. Развивать мелкую моторику рук, речь, внимание, зрительную и двигательную память, наблюдательность;

3. Развивать слух, ритм, память, музыкальность и эмоциональность;

4. Способствовать развитию творческих способностей, фантазии, и воображения.

Воспитательные:

1. Формировать произвольную регуляцию поведения;

2. Воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми;

3. Формировать целеустремлённость, упорство в личностном самосовершенствовании, усидчивость и трудолюбие.

4. Привить детям любовь к музыке и движению, как к источнику жизненной силы.

Коррекционно-развивающие:

1. Стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка;

2. Способствовать развитию и коррекции психических процессов;

3. Развивать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Объектом работы будет выступать развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предметом является использование музыки и двигательных упражнений.

Далее нами выдвинуты общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ребенку.

2. Преподнесение материала небольшими дозами.

3. Использование подходящего музыкального сопровождения.

4. Уважительное, доброжелательное отношение к детям, принятие их такими, какие они есть.

5. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку,

6. Создание необходимых условий для занятий и развития в соответствии с психофизическими возможностями детей.

7. Развитие веры в собственные силы и возможности.

8. Поддержание положительной эмоциональной обстановки.

Возраст детей, участвующих в проекте : 4 - 7 лет.

Срок реализации проекта – 2 года.

Форма организации: групповая, подгрупповая и индивидуальная.

1 этап. Мониторинг эмоциональных проявлений детей.

• Уровень развития детей не соответствует паспортному возрасту, 35% детей имеют сохранный интеллект, остальные дети имеют разной степени задержку психомоторного развития.

• У детей тяжелые речевые нарушения: 33% детей имеют вербальные навыки общения, 24% детей воспринимают мир только через звуки, 33% - только начинают участвовать в вербальном общении, 35% детей воспринимают речь взрослого на пассивном уровне, не понимают словесных инструкций.

• Общий эмоциональный фон детей неуравновешенный, они не умеют контролировать свои эмоции. Почти у всех детей отмечается повышенный уровень тревожности, присутствуют различные страхи. С детьми тяжело установить контакт, привлечь их взгляд, внимание к совместному общению.

• Все аспекты личностной сферы у детей с ОВЗ формируются замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

По результатам мониторинга стало понятно, что у всех детей есть проблемы в развитии эмоционального восприятия, моторного развития. Дети пассивны, в движения вялы, не согласованны, раскоординированы. Все это отражается на общем уровне музыкального, двигательного и общего развития ребенка.

2 этап. Реализация проекта по развитию эмоциональной сферы (взаимодействие со специалистами ДОУ, организация музыкальной и двигательной деятельности).

Проводимая работа может быть успешной только в случае сочетания специального развития детей с ОВЗ с деятельностью других специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, тьютора, воспитателей и родителей. Только комплексный подход с учетом индивидуальных особенностей может обеспечить эффективность мероприятий в развитии чувств, эмоций детей с ограниченными возможностями.

Механизм реализации

При взаимодействии со специалистами ДОУ разработан план и регламент использования музыки и движения в режиме жизни ребенка с ОВЗ:

1. Воспитатели используют музыку:

• по утрам, в момент прихода малышей в детский сад;

• в момент засыпания и пробуждения малышей после дневного сна.

• во время занятий по МУЗО, ФИЗО и ИЗО.

В момент прихода детей в ДОУ, при пробуждении после сна, музыка выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей, так как в эти режимные моменты звучит современная музыка с соответствующим мажорным и солнечным звучанием. Композиции через 1,5-2 месяца меняются.

Во время занятий по ФИЗО используется бодрая, ритмичная музыка.

Во время занятий по МУЗО и ИЗО используется классическая музыка. Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физиологические процессы организма, ее ритмический рисунок оказывает положительное влияние на работу сердечно-сосудистой системы. Самым подходящим композитором для детей, для развития детской психики, творческого начала и интеллекта является В. А. Моцарт. Одна из версий, объясняющих, почему Моцарт так легко воспринимается детьми, ссылается на раннее развитие самого В. Моцарта и на привнесение в музыку детского восприятия. Поэтому педагоги включают детям «Маленькую ночную серенаду», «Турецкий марш», арии Фигаро, сонаты №5, № 11, № 16, произведения Баха, Бетховена, вальсы Штрауса, П. И. Чайковского «Времена года».

2. Специалисты:

Учитель-логопед проводит музыкальную логоритмику с целью преодоления речевых и эмоциональных нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании с музыкой. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода работы с детьми с ОВЗ и служит для нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Педагог-психолог проводит музыкальную пальчиковую гимнастику и музыкальные подвижные игры. В несложных, но веселых пальчиковых и подвижных играх дети с ОВЗ получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них что-то получается, от возможности себя выразить, проявить, и т. д. Вместе с тем играя у детей с развивается их речь, мелкая и крупная моторика, координация движений, образное мышление.

Тьютор проводит музыкально-ритмические упражнения «Выразительное движение» с целью восприятия детьми с ОВЗ, образных движений животных и птиц и выражения своих эмоциональных впечатлений под музыку. Музыкально – ритмическое движение является синтетическим видом деятельности основанная на движениях под музыку, развивает музыкальный слух, и двигательные способности, а также и психические процессы, которые лежат в основе данных категорий детей.

Подменный воспитатель проводит степ-аэробика (адаптированная) под музыку с целью развития у детей с ОВЗ двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции, совершенствование двигательных навыков прикладного характера и развитие пространственно-временной дифференцировки.

Используемые методы:

• словесный (объяснение, беседа, рассказ);

• наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приемов игры);

• объяснительно-иллюстративный (педагог показывает и попутно объясняет);

• практический (упражнения);

• аналитический (сравнение и обобщение, развитие логического мышления);

• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

• метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков);

• репродуктивный метод (повторение игровых приемов по образцу педагога);

• игровой.

В процессе обучения используются диагностические методы: наблюдение, тестирование, беседа, анкетирование.

Для проверки результативности образовательного проекта используются два контроля.

1. Входной контроль - проводится педагогом-психологом в начале реализации проекта, направлен на диагностику начального эмоционального состояния. Позволяет определить начальный уровень степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.

2. Итоговый контроль - проводится в конце учебного года. Направлен на выявление уровня повышения эмоционального состояния за год и позволяет определить индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка.

Диагностические материалы, для проведения процедуры мониторинга:

- Методика «Паровозик» С. В. Велиевой;

- «Цветовой тест» М. Люшера.

График проведения специалистами музыкальной и двигательной деятельности

Основной воспитатель Подменный воспитатель Учитель-логопед Педагог-психолог Тьютор Муз.

руков Руковод физ восп.

Понедельник ИЗО Пальчиковая гимнастика МУЗО

Вторник Выраз движение ФИЗО

Среда Степ-аэробика МУЗО

Четверг Логоритмика ФИЗО

Пятница ИЗО Муз подвиж игры

Планируемые результаты

Развивающие:

• улучшить процессы внимания, артикуляции, речи, зрительной и двигательной памяти, наблюдательности, мелкую моторику рук;

• активизировать музыкальные и двигательные способности;

• улучшить процессы эмоциональной сферы личности, почувствовать потребность самовыражения в процессе музыкальной и двигательной деятельности;

• формировать представление об окружающем мире;

Воспитывающие:

• улучшить произвольную регуляцию поведения;

• формировать социально-культурную модель поведения в процессе группового общения;

• улучшить практические умения и навыки, а также – творческие способности;

• формировать целеустремлённость, упорство в личностном самосовершенствовании, усидчивость и трудолюбие;

• почувствовать любовь к музыке и движению, как к источнику жизненной силы.

дети будут уметь:

• выполнять логопедические упражнения;

• играть в пальчиковые и подвижные игры;

• перевоплощаться в образы животных и птиц;

• исполнять степ-аэробику.

Заключение

По мнению, швейцарского музыканта и педагога Э. Далькроза, с первых лет жизни ребенка, следовало бы начинать воспитание в нём "мышечного чувства", что в свою очередь способствуют "более живой и успешной работе мозга". (Далькроз Э. Жак "Ритм, театр и искусство" - 1922 г. c. 37). Ведь доказано, что занятия движениями и музыкой для детей с нарушениями или патологией в развитии, имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность первых процессов.

Движение под музыку является для ребёнка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии, воспитании и обучении.

Публикации по теме:

Дети — это радость и наша гордость! (фотоотчёт)Дети — это радость и наша гордость! (фотоотчёт) Нигде, ни в каком городе мира, звёзды не светят так ярко, как в городе детства. 2016 год объявлен в Югре Годом Детства. И это замечательно.

Комплексное занятие в разновозрастной группе «Каша — радость наша» к Международному Дню кашиКомплексное занятие в разновозрастной группе «Каша — радость наша» к Международному Дню каши Задачи : расширять представление детей о каше, как обязательном и важном компоненте меню, её роли в сохранении и укреплении здоровья; познакомить.

Педагогический проект «Каша — радость наша!» В нашем городе в апреле 2016 года проходил городской конкурс проектов по здоровому питанию среди дошкольных учреждений. Наша группа так.

Педагогический проект «Пасхальная радость» во второй младшей группеПедагогический проект «Пасхальная радость» во второй младшей группе Пасхальная радость для малышей, Праздник в кругу семьи и друзей! Пасху радостно встречаем, Всех людей мы поздравляем! Реализация педагогического.

Проект «Детство — это свет и радость» для детей второй младшей группыПроект «Детство — это свет и радость» для детей второй младшей группы Тип проекта: культурно – досуговая деятельность. Время проведения: 31.05 – 3.06.2016 г. Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Проект «Радость режима дня» в группе раннего возрастаПроект «Радость режима дня» в группе раннего возраста Авторы: воспитатели Иванова Е. Г., Карачарова Н. П. Педагогический проект «Радость режима дня» в группе раннего возраста. Актуальность данной.

Проект «Радость творчества» для детей средней группыПроект «Радость творчества» для детей средней группы «Свобода, радость и успешность – художественное экспериментирование» (И. А. Лыкова) ПАСПОРТ ПРОЕКТААвторы: Андреева Марина Александровна,.

Проект для обучающихся в ЦДТ «Старость в радость»Проект для обучающихся в ЦДТ «Старость в радость» «Маленькое доброе дело, совершенное от великой любви приносит радость и умиротворение. Доброта приносит радость тем, кто идет с нами по.

Творческий проект «Зимушка-зима, к нам на радость ты пришла!»Творческий проект «Зимушка-зима, к нам на радость ты пришла!» Тип проекта: Творческий Срок реализации проекта: Долгосрочный (с 1 декабря по 9 января) Участники проекта: Воспитатели, музыкальный руководитель,.

Взаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС доВзаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС до .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей с ОВЗ «Наша радость — домисолька!»
Опубликовано: 19 декабря 2023 в 10:33
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект для детей с ОВЗ «Наша радость — домисолька!»» (включая файлы) размещена пользователем Алексеева Мария в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД