Марина Кириллова
Проект «Наш зеленый край»
«Наш зеленый край»
Автор:Кириллова Марина Владимировна, воспитатель МБДОУ детского сада № 15 г. Павлово
Актуальность: Дошкольный возраст – важнейший период становления личности человека, формируются первые представления детей об окружающем мире, идет установление первых от-ношений с людьми, формируется представления о государстве, гражданами которого являются их родители и в будущем они станут сами. Поэтому так очевидна значимость формирования гражданственнности и патриотизма у дошкольников посредством ознакомления с родным краем, местом, где проживает ребенок и его семья.
Публикация «Проект „Наш зеленый край“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Изучение темы малой родины невозможно без познания мира природы, воспитания экологи-ческой культуры дошкольников-будущего Нижегородского края. Важно, чтобы дети понимали, что общение с природой обогащает духовный мир человека, расширяет кругозор, является кла-довой физического, интеллектуального развития. Неразумное, потребительское отношение лю-дей к природе приводит к истреблению многих видов растений и животных и, в конечном счете, – угрозе жизни и самого человека. Очень важно по-новому оценить и осознать все возможные формы взаимодействия с окружающим миром природы.
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий
Вид проекта : краткосрочный, групповой
Сроки проведения проекта : 4 неделя апреля
Участники проекта : педагоги, дети 7-го года жизни, родители (законные представители)
Цель проекта : расширение и систематизация знаний дошкольников об особенностях ландшаф-та, животного и растительного мира родного края
Задачи проекта : Формирование представлений о местоположении, особенностях ландшафта, климатических условиях Нижегородского края.
Систематизация и обобщение знаний дошкольников о растительном и животном мире, экологи-ческой защите природы, Красной книге Нижегородского края.
Воспитание у дошкольников эмоционально-положительного отношения к природе родного края, людям труда, желания помогать взрослым и участвовать в экологических акциях.
Развитие связной речи, исследовательских и аналитических способностей и поискового поведе-ния у дошкольников.
Воспитание у детей умения самостоятельно объединяться для игры, труда, коллективной дея-тельности.
Повышение педагогической культуры родителей, установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения в единое образовательное пространство.
Ресурсное обеспечение проекта : Нормативно – правовое:Устав ДОУ, программа развития ДОУ; согласование проекта с администрацией детского сада
Материально – техническое: аудиоаппаратура, интерактивное оборудование, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, фотокамера, канцтовары, расходные материалы, выставочные стеллажи
Информационное: представление информации по реализации проекта на групповом стенде, сайте воспитателя и учреждения, на образовательных порталах сети Интернет
Учебно-методическое: подбор методической, познавательной литературы, периодических изда-ний, интерактивных материалов
Кадровое: совершенствование работы через повышение теоретического и практического уровня по проблеме, рганизация взаимодействия с социальными партнерами
Ожидаемые результаты: Дошкольники имеют представления о местоположении, особенно-стях ландшафта, климатических условиях, растительном и животном мире, экологической защи-те природы, Красной книге Нижегородского края, проявляют любознательность и интерес к те-ме, задают вопросы, проявляют настойчивость в поиске ответов.
Проявляют эмоционально-положительное отношение к природе родного края, людям труда, желания помогать взрослым и участвовать в экологических акциях.
Проявляют самостоятельность, творческие способности, коммуникативные навыки при взаимодействии со сверстниками в проектной деятельности. Родители демонстрируют повышение педагогической культуры в данном направлении, установлено сотрудничество и партнерские отношения с семьями воспитанников и другими учреждениями. Усиление ресурсного обеспечения группы.
Итоговые мероприятия: презентация «Красной книги Нижегородского края», экологическая акция «Мы-за чистый и зеленый край!»
Предварительная работа: Анализ уровня сформированности гражданственности и патриотизма дошкольников (ознакомление с родным краем)
Проведение анкетирования и интервьюирования родителей (законных представителей) с целью выявления уровня теоретических знаний и практического опыта по теме проекта
Выявление проблем, определение задач по теме проекта, изучение и подбор методической лите-ратуры; обогащение развивающей предметно-пространственной среды; разработка перспектив-ного планирования
Этапы реализации проекта : 1 этап:
Цель: Обеспечение условий для успешной реализации проекта.
Задачи:
Обозначение проблемы, постановка цели проекта, определение задач, ожидаемых результатов-Составление плана работы
Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок
Формулировка проблемы, введение в игровую ситуацию: видеописьмо от вы-пускников детей детского сада с вопро-сом, что они знают о Красной книге Ни-жегородского края.
Постановка задач и предложение видов продуктов проекта. Принятие участия в информационной беседе. Принятие проблемы, включение в игровую ситуацию.
Принятие задач и продуктов проекта – подготовка презентации «Красной кни-ги Нижегородского края», экологиче-ская акция «Мы-за чистый и зеленый край!» 1 день
2 этап:
Цель: Выполнение задач проекта
Задачи:
Планирование деятельности всех участников образовательных отношений
Решение задач через организацию разнообразных видов детской деятельности
Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок
Составление плана деятельности по изу-чению особенностей местоположения, ландшафта, климатических условий, рас-тительного и животного мира, Красной книги Нижегородского края.
Распределение детей по творческим подгруппам, помощь при распределении зон ответственности при организации деятельности.
Проведение мониторинговых
исследований: беседа: «Что можно рас-сказать ребёнку о животном и расти-тельном мире Нижегородского края», анкетирование: «Гражданско-патриотическое воспитание ребенка»
Создание условий: Помощь в изготовле-нии атрибутов, костюмов из бросового материала
Просветительская деятельность, направ-ленная на повышение педагогической культуры, расширение информационно-го поля родителей: Стендовая информа-ция: «Формирование экологической культуры ребенка-дошкольника», спи-сок рекомендуемых произведений о при-родных богатствах Нижегородского края
Выявление возможностей привлечения семьи к организации экскурсий, встреч с интересными людьми и т. д.
Составление плана взаимодействия со специалистами
Привлечение семьи к взаимодействию с социальным окружением Участие в составлении плана
Объединение по творческим подгруп-пам, выбор капитанов групп, распреде-ление обязанностей при подготовке продуктов детской деятельности
3 дня
3 этап
Цель: Организация проектной деятельности в соответствии с поставленными задачами
Задачи:
Формирование представлений о местоположении, особенностях ландшафта, климатических условиях Нижегородского края.
Систематизация и обобщение знаний дошкольников о растительном и животном мире, экологи-ческой защите природы, Красной книге Нижегородского края.
Воспитание у дошкольников эмоционально-положительного отношения к природе родного края, людям труда, желания помогать взрослым и участвовать в экологических акциях.
Развитие связной речи, исследовательских и аналитических способностей и поискового поведе-ния у дошкольников.
Воспитание у детей умения самостоятельно объединяться для игры, труда, коллективной дея-тельности.
Повышение педагогической культуры родителей, установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения в единое образовательное пространство.
Усиление ресурсного обеспечения группы.
Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок
Беседы: «Уникальная природа родного края», «Распространение зон южной тай-ги и тайги», «Растительность и живот-ный мир лесостепи», «Что мы выбрасы-ваем»
Труд: поручения, дежурства, экологиче-ская акция «Мы-за чистый и зеленый край»
Интерактивные игры:«Что где растет», «Растения и экосистемы», «Кто где жи-вет?», квест-игра «Мой край»
Сюжетные игры: создание игровой, про-блемной ситуации для организации и развития игры «Журналистика»
Режиссерская игра: создание игровой, проблемной ситуации для организации и развития игры «Экологический край будущего»
Решение проблемных ситуаций «Во всех ли уголках родного края приживется растение?», «Откуда на гербе появился олень?», «Заповедник и заказник, в чем разница?»
Электронные ресурсы: подготовка СD диски «Весна в лесу», Животный мир Нижегородского края», «Растительный мир Нижегородского края», «Красная книга Нижегородского края», «Заповед-ники и заказники Нижегородского края»
Экскурсии в Зеленый парк, заказник Павловского района-дендрарий
Рассматривание и беседа по репродукци-ям картин И. Левитана («Март», «Весна. Большая вода», А. Саврасова («Грачи прилетели», иллюстрациям и картинкам о проведении экологической акции, тру-да людей в природе весной
Чтение и обсуждение произведений ху-дожественной литературы: «Весенние воды» Ф. Тютчев, «Уж верба вся пуши-стая» А. Фет, «Зарисовки «Времена го-да» Т. Никифорова, «Кукушка», А. Кар-пов, В. Сухомлинский, «История одной яблоньки», «Птицы» К. Ушинский, «Лесные сказки» Н. Сладков, загадки, пословицы и поговорки о растительном и животном мире
Конструктивно-модельная деятель-ность: Костюмы из бросового материа-ла, макет, лэпбук, схемы, иллюстрации, модели, все виды строительного матери-ала, бумага, природный и бросовый ма-териал
Беседы: «Уникальная природа родного края», «Распространение зон южной тайги и тайги», «Растительность и жи-вотный мир лесостепи», «Что мы выбра-сываем»
Труд: поручения, дежурства, экологи-ческая акция «Мы-за чистый и зеленый край»
Настольные игры: «Природа – не при-рода»,
«Найди перелетных и зимующих птиц»,
«Кого не стало?», «С какой ветки дет-ки?»,
«Вершки и корешки», «Доброе слово-встречному», «Правила безопасного по-ведения в природе в весенне-летний пе-риод», «Опасные ситуации в природе»
Интерактивные игры:«Что где растет», «Растения и экосистемы», «Кто где жи-вет?», квест-игра «Мой край»
Сюжетные игры: «Журналистика» (Ре-портаж из уголков Нижегородского края об особенностях растительного и животного мира, проведении весенней экологической акции)
Режиссерская игра: «Экологический край будущего»
Решение проблемных ситуаций «Во всех ли уголках родного края приживет-ся растение?», «Откуда на гербе появил-ся олень?», «Заповедник и заказник, в чем разница?»
Составление картографа «Что растет в Нижегородском крае»
Коллекционирование и рассматривание: фотографии и открытки, значки, марки с изображением животного и раститель-ного мира Нижегородского края
Моделирование: карта с отметками зон размещения растительности и животно-го мира, а также значков исчезнувших видов
Электронные ресурсы: просмотр и об-суждение СD диски «Весна в лесу», Животный мир Нижегородского края», «Растительный мир Нижегородского края», «Красная книга Нижегородского края», «Заповедники и заказники Ниже-городского края»
Экспериментирование с материалом (мусор) «Что горит?», «Что быстрее раз-лагается?»
Экскурсии в Зеленый парк, заказник Павловского района-дендрарий
Рассматривание и обсуждение : Красной книги Нижегородского края, энциклопедий о животных и растениях, иллюстраций, книг, альбомов о животном и растительном мире Нижегородского края
Рассматривание и беседа по репродук-циям картин И. Левитана («Март», «Весна. Большая вода», А. Саврасова («Грачи прилетели», иллюстрациям и картинкам о проведении экологической акции, труда людей в природе весной
Подготовка индивидуальных сообщений о животных, растениях Нижегородского края, семейных экскурсиях по заповедникам и заказникам Нижегородского края
обсуждение произведений художе-ственной литературы: «Весенние воды» Ф. Тютчев, «Уж верба вся пушистая» А. Фет, «Зарисовки «Времена года» Т. Ни-кифорова, «Кукушка», А. Карпов, В. Сухомлинский, «История одной яблонь-ки», «Птицы» К. Ушинский, «Лесные сказки» Н. Сладков, загадки, пословицы и поговорки о растительном и животном мире
Изобразительная деятельность: Рисова-ние «Весенний пейзаж», «Животные родного края», «Животные и птицы из прошлого родного края», лепка «Птицы нашего края», «Дикие животные Ниже-городских лесов», аппликация «Первые цветы»
Творческая мастерская: создание «Крас-ной книги Нижегородского края», само-дельных книг «Животный мир Нижего-родского края», «Растительный мир Нижегородского края», «Перелетные и зимующие птицы родных мест», лэпбук «Бережем природу родного края», ма-кет «Озеленение территории ФОКа»
Музыкальная деятельность: Слушание: Звуков природы, «Песня жаворонка» муз. П. Чайковского, «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди
Игра на инструментах: «Во поле березка стояла» рнп
Пение: «Пришла весна» муз. З. Левиной сл. Л. Некрасовой, «Спят деревья на опушке» муз. М. Иорданского сл. И. Черницкой
Движения: «Плясовая», муз. рус. нар.
Народные игры : «Костромушка»; «Го-родки»
Подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Белка», «Охотники и утки»
Игра – эстафета: «Расчистим участок»
Настольные игры: «Витаминка», «Виды спорта», альбомы «Природа Нижего-родского края для здоровья семьи», «Лекарственные травы» 5 дней
4 этап
Цель: Презентация итогового продукта
Задачи:
Формирование навыков построения устных сообщений о проделанной работе
Развитие интонационной выразительности речи
Закрепление умений согласовывать свои действия с действиями партнеров
Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок
Подготовка к презентации итогового продукта для выпускников детского сада. Игровая ситуация: запись на видеокамеру.
Организация презентации итоговых продуктов проекта. Подготовка к презентации итогового продукта для выпускников детского сада.
Представление продукта деятельности: презентация «Красной книги Нижего-родского края», рассказ об участии в эко-логической акции. 1 день