Светлана Полякова
Проект в старшей группе «Наш огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №13 «Ласточка».
Проект «Наш огород».
Воспитатели: Полякова С. А.
Сахаровская Т. И.
рп Белореченский 2023 г
Паспорт проекта
Тема: «Наш огород.»
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность: средней продолжительности (февраль – май 2023г).
Публикация «Проект в старшей группе „Наш огород“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
Участники проекта : педагоги, дети старшей группы.
Объект исследования: огород на подоконнике.
Предмет изучения: процесс выращивания культурных растений в комнатных условиях.
Цель: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи:
-способствовать расширению знаний детей о культурных и дикорастущих растениях.
-продолжить знакомство детей с особенностями выращивания культурных растений.
-способствовать обобщению представлений детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для благоприятного роста растений.
-способствовать закреплению умения детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
-способствовать развитию чувства ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
-продолжать способствовать развитию наблюдательности, умения замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в дневнике.
-способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей.
-воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
-воспитывать у детей чувство любви к природе и бережное отношение к ней.
Актуальность. Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и ее сезонными изменениями. Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми дает возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность. Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Выполняя трудовые поручения, дети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян. Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности детей, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно.
Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт.
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться результатом своего труда.
Совместный труд на огороде на подоконнике дает возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков.
Предполагаемый результат: в ходе проектной деятельности дети научатся различать и уверенно называть овощи и фрукты, их особенности. Приобретут знания о строении растений, о способах ухода за ними (навыки и умения прополки, рыхления и полива). С помощью опытно- исследовательской работы дети научатся устанавливать причинно-следственные связи, делать элементарные выводы, отображать в рисунках результаты наблюдений. Собрана коллекция семян овощных культур. В группе будет создан огорода на подоконнике и подобраны украшения для него. Оформлен дневник наблюдений за рассадой в огороде. Проект способствует формированию навыков культурного поведения в природе, умению беречь и заботиться о ней, уважительно относится к труду.
Этапы работы по реализации проекта
1 этап – вводный:
*Вовлечение детей в обсуждение темы «Наш огород»
*Сбор методического материала по теме проекта.
*Постановка задач.
*Составление перспективного плана работы над проектом.
* Изучение методической и детской литературы;
* Подбор художественной литературы, стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме;
* Подбор настольных, подвижных, пальчиковых, дидактических игр, интересных вопросов и упражнений по теме проекта.
* Подготовка семян овощных культур и необходимого инвентаря для выращивания и посадки семян и рассады.
* Поисковая деятельность – смогут ли культурные растения вырасти в комнатных условиях и сможем ли мы получить урожай?
Предварительная работа с детьми:
• Беседы об условиях роста растений
• Изучение строения растений
• Проведение экспериментов, подтверждающих значение света, тепла, воды для роста растений
• Проведение дидактических игр, способствующих обогащению представлений детей о работе человека в саду и огороде
• Наблюдение за сезонными изменениями в природе
2 этап- практический:
1. Проведение с детьми бесед по теме проекта : «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы», «Огород на окне», «Откуда берутся овощи?», «Орудия труда. Безопасная работа в огороде», «Как нужно ухаживать за овощными культурами». Создать условия для уточнения знаний детей об овощных культурах, ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных.
2. Рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстраций. Вызвать интерес к овощным культурам и природе в целом;
3. Слушание музыки: П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов», Б. Можжевелова «Огородная – хороводная». Прослушивание русской народной песни «Во саду ли в огороде». Способствовать развитию способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, способствовать развитию творческого воображения и фантазии, совершенствовать навыки слуховой культуры.
4. Рассматривание схем, моделей строения растений, составление схем их роста и развития. Способствовать развитию внимание, память, логическое мышление;
5. Чтение художественной литературы: Н. Носов «Огородники», «Огурцы», Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», В. Суворов
«Огуречное семечко», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали, Г. Х. Андерсен
«Пятеро из одного стручка», В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша». Чтение пословиц, поговорок, загадок об овощах и огороде. Познакомить детей с произведениями русских и зарубежных поэтов, воспитывать уважение и
бережное отношение к растениям. Вызвать интерес к овощным культурам, желание заботиться о них. Способствовать углублению и расширению знаний детей о культурных растениях.
6. Проведение дидактических игр по теме: Угадай овощ по описанию», «Угадай овощ по загадке», «Угадай на ощупь», «Узнай на вкус»,
«Вершки-корешки», «От какого растения часть», «Один - много», «Скажи ласково»,
«Чудесный мешочек». Способствовать закреплять умение различать овощи, называть их быстро, находить нужный овощ среди других, называть его. Способствовать закреплению умения детей группировать растения по цвету, месту произрастания.
7. «Дневник наблюдений». Организовать выставку рисунков. Упражнять детей в рисовании цветными карандашами и красками, передавая форму и внешний вид овощей, рассады, а так же закрепить знание овощных культур.
8. Лепка: «Овощи», «Наш урожай». Способствовать закреплению умения детей передавать основную форму, характерные детали растений, способствовать развитию творческих способностей.
9. Аппликация: «Урожай», «Огород на окне». Способствовать закреплению умения вырезывания различными способы и умению располагать свою композицию в центре листа, подбирать цвета композиции.
10. Подвижные игры: «Урожай», «Картошка», «Огородники», «Зайцы в огороде»,
«Баба сеяла горох», «Посади и собери картофель». Способствовать расширению знаний детей об овощных культурах; способствовать пополнению словарного запаса, развитию умения действовать по сигналу, согласовывать движения со словами, развитию ловкости.
3 этап -заключительный:
*Подведение итогов.
* Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации
*Анализ результативности
*Оформление дневника наблюдений
*Сбор коллекции семян
*Участие в конкурсе «Огород на подоконнике»
Практическая значимость работы
Знание особенностей формирования познавательного интереса у детей, а также особенностей организации экспериментальной деятельности, позволяет целенаправленно строить обучающую и развивающую работу с детьми. Работа в данном направлении может быть адаптирована к любому дошкольному возрасту. В процессе данного проекта ребята приобрели практический опыт познавательно - исследовательской деятельности. Сам процесс и результат проекта принёс удовлетворение, радость переживания, осознание собственных умений.